Значение патриотического воспитания дошкольников
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность детей с целью обогащения их знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общую пользу.
Дошкольное учреждения призваны сформировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к социальной действительности, начала патриотизма.
Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как ребенка-дошкольника отличает безграничное доверие взрослому, подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость и искренность чувств. Знания и впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь, оказывая глубокое влияние на его развития.
Своеобразие патриотического воспитания дошкольников
Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития. Психологи (А.А. Люблинская, В.А. Крутецкий, Ш.А. Амонашвили и др.) отмечают особенности психического развития личности ребенка данного возраста, которые необходимо учитывать при осуществлении патриотического воспитания.
Дошкольник мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.
Известная эмоциональность дошкольников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в группе, должны быть наглядными, конкретными. Дошкольники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущность общественных явлений и понятий. Так, понятие «Родина» сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким; с любовью к дому, в котором ребенок живет; саду; близкому окружению – к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями. Это и есть малая Родина – близкая, понятная, родная.
Следует учесть и такую особенность дошкольников, как активность. Готовность к активным действием, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, неуемная энергия детей этого возраста предоставляет педагогу широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества.
В патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру как ведущую деятельность дошкольников. Это могут быть познавательные, экологические, подвижные игры, различные игровые моменты.
Огромную роль в воспитании дошкольников играет воспитатель. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Истоки такого отношения к педагогу кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта. Поведение, взгляды, отношения педагога являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему.
Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.
В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент обеспечивает содержание, а поведенческий выполняет проверочно-диагностическую функцию.
Чувства играют определяющую роль в патриотическом воспитании детей. Однако в целом нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной устойчивостью и прочностью.