Информационно-методическая часть

УТВЕРЖДАЮ

Ректор УО «ВГУ им. П.М. Машерова

__________ ____________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

«_____»_________ 20___г.

Регистрационный № _______

ПРОГРАММА

Производственной (социально-технологической) практики

_____________

(наименование практики)

для специальности:

1-86 01 01 Социальная работа___________

(код специальности) (наименование специальности)

направления специальности:

1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность).

(код направления специальности) (наименование направления специальности)

Курс ___4___ Форма обучения дневная___

2011 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

Качан Г.А., доцент кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М.Машерова», Матюшкова С.Д., ст. преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М.Машерова»

(И.О. Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой социально-педагогической работы .

(название кафедры – разработчика программы)

(протокол №____ от_____________)

Заведующий кафедрой

__________ А.П. Орлова

(подпись) (И.О. Фамилия)

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета социальной педагогики и психологии .

(название факультета)

(протокол №____ от_____________)

Председатель

Совета факультета

__________ С.А. Моторов

(подпись) (И.О. Фамилия)

Пояснительная записка

Практика выступает важным интегрирующим и стержневым личностно-профессионального становления специалиста, поскольку позволяет установить связи между теоретическим обучением специалиста по социальной работе и их будущей самостоятельной работой в учреждениях разного типа, в социальных службах помощи детям и семье, социальных приютах, в тех государственных учреждениях, которые занимаются социальной поддержкой населения, находящегося в неблагоприятных условиях социализации.

Ее прохождение обязательно для всех видов студентов обучающихся в рамках данной специальности.

Особенностью данного вида практики является то, что студент выполняет весь комплекс функций специалиста по социальной работе и практически закрепляет теоретические знания в области технологий социальной работы. Поэтому его нужно нацеливать на творческое отношение к делу, на освоение тех технологий социальной работы, с которыми он ранее не сталкивался на практике, на выработку собственного индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Производственная (социально-технологическая) практика проводится в течение 4 недель. В ходе трех лет обучения студент должен быть ориентирован на выбор самостоятельной профессиональной деятельности в рамках направления специальности. Поэтому выбор типа учреждения осуществляется исходя из того в каком учреждении студент проходил ознакомительную и учебную практику и проводил исследования в ходе курсового проектирования.

ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: формирование профессионального мышления будущего специалиста по социальной работе, создание возможностей для личностного и профессионального самопознания, совершенствование комплекса профессиональных умений и навыков в процессе самостоятельной работы.

Данная практика предусматривает выполнение следующих задач:

- самостоятельное применение освоенных технологий социальной работы с различными категориями граждан в различных типах учреждениях;

- систематизация и углубление знаний технологий социальной работы с различными категориями граждан;

- развитие навыков самостоятельного научного анализа социальных факторов, детерминирующих социальное неблагополучие различных категорий граждан;

- самостоятельный анализ социальной среды и проблемного поля клиента;

- развитие навыков социальной диагностики в своем проблемном научно-исследовательском поле;

- подтверждение готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

Базами практики являются: Государственные учреждения системы социального обслуживания населения и социальной защиты (ТЦСОН и др.), социально-педагогические учреждения (социальные приюты, Центры социально-педагогической помощи семье и детям, центр профориентации и т.д.), органы опеки и попечительства и т.д.

Для проведения специальных занятий привлекаются специалисты базы практики.

Требования к профессиональным знаниям и умениям

студентов

После прохождения практики студент четвертого курса должен знать:

- содержание общих технологий социальной работы с различными категориями населения;

- содержание частных технологий социальной работы с различными категориями населения;

- технологический процесс применения общих и частных технологий социальной работы;

- этапы решения социальных проблем различных категорий населения;

- требования к профессиональным результатам, касающимся конкретных методов и технологий социальной работы, способы проверки их эффективности, планирования и отчетности.

Студент должен уметь:

- выявлять объекты социальной работы по признакам социального неблагополучия, устанавливать контакты и собирать необходимую информацию;

- описывать социальный статус различных категорий населения;

- устанавливать причины социальных проблем различных категорий населения;

- определять необходимый комплекс общих и частных технологий социальной работы для решения социальных проблем различных категорий населения;

- владеть практическими навыками социальной работы с различными категориями населения, обобщать результаты, готовить отчеты и предложения по совершенствованию и обновлению методов и технологий;

Содержание практики

Задания Виды деятельности Форма отчетности
Подготовительный этап  
1. Познакомиться с программой практики, распределение по объектам практики Участие в работе установочной конференции. Оформить в дневники практики: цели и задачи практики; содержание заданий.
Основной этап
1. Познакомиться с учреждением: выявить общие сведения об учреждении, его структуре, направлениях деятельности, о составе специалистов, о проблемах учреждений. 1. Встретиться и побеседовать с администрацией учреждения. 2.Изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждения, функциональные обязанности специалистов. 3.Изучить и проанализировать социокультурную среду учреждения. 4. В виде схемы-таблицы представить основные направления деятельности учреждения. 5. Охарактеризовать проблему, над которой работает учреждение. В дневнике представить перечень нормативно-правовых документов учреждения схему-таблицу, перечень проблем которые решает данное учреждение.
2. Изучить и проанализировать направления социальной деятельности в данном учреждении 1. Выявить структуру социальной деятельности и содержание, ее основных компонентов. 2. Выявить направления социальной деятельности и представить схематически. 3. Составить социальный паспорт учреждения   В дневнике представить направления социальной деятельности, социальный паспорт учреждения.
  3.Изучить специфику социальной работы специалиста в данном учреждении В беседе со специалистом ознакомиться: - с его должностными обязанностями, планом работы, системой планирования; - направлениями деятельности; - нормативной документацией; - выяснить какие целевые программы он реализует, и проанализировать их. В дневнике представить план работы специалиста, зафиксировать сведения о специфике, направлениях работы специалиста.
4.Составление индивидуального плана работы Совместно с руководителем практики, специалистом составить индивидуальный план работы, обозначить круг проблем для самостоятельного решения. В дневнике привести индивидуальный план работы
5.Изучить общие технологии социальной работы с различными категориями населения 1. Выявите общие технологии социальной работы. 2. Составьте их классификацию. 3. Примите участие в реализации общих технологий социальной работы.   Отразить в дневнике результаты выполнения задания
6.Изучить технологии социальной диагностики 1. Дайте характеристику социальной диагностике как технологии социальной работы применительно к различным категориям нуждающихся (в зависимости от учреждения). 2. Опишите социально-диагностические методы, которые применяются в данной технологии. 3. Примите участие в реализации данной технологии и дайте ее описание. Отразить в дневнике результаты выполнения задания и технологическую карту применения данной технологии
7.Изучить технологии социальной экспертизы 1. Выявите и проанализируйте функции социальной экспертизы применительно к базе практики. 2. Опишите организационные модели и виды социальной экспертизы, применяемые на базе практики. 3. Примите участие в реализации данной технологии и дайте ее описание.   Отразить в дневнике результаты выполнения задания и технологическую карту применения данной технологии
8.Изучить технологии социальной терапии, коррекции и реабилитации 1. Выявите и проанализируйтеосновные формы и методы терапевтического, коррекционного и реабилитационного воздействия, и соотнесите их с категориями нуждающихся в таких видах деятельности на вашей базе практики. 2. Опишите по одной технологии для конкретной группы нуждающихся в таких видах помощи. 3. Примите участие в реализации данной технологии и дайте ее описание. Отразить в дневнике результаты выполнения задания и технологическую карту применения данной технологии
9.Изучить социальную адаптацию и технологии социальной работы по регулированию адаптивных процессов. 1. Изучите механизмы социальной адаптации для разных категорий населения (в зависимости от базы практики). 3. Опишите технологии социальной работы по регулированию адаптивных процессов на конкретной группе населения. 3. Примите участие в реализации данной технологии и дайте ее описание. Отразить в дневнике результаты выполнения задания и технологическую карту применения данной технологии
9. Изучить технологии социального консультирования и посредничества. 1. Изучите консультирование как технологию социальной помощи конкретным категориям населения (в зависимости от базы практики). 2.Опишите процесс социального консультирования для конкретных категорий населения. 3. Опишите методику посреднической деятельности для конкретных категорий населения. 3. Примите участие в реализации данной технологии и дайте ее описание. Отразить в дневнике результаты выполнения задания и технологическую карту применения данной технологии
10.Изучите коммуникативные технологии в социальной работе. 1. Выявите содержательные характеристики социальной коммуникации, используемые специалистами. 2. Опишите технологии управления персоналом любого подразделения базы практики. Отразить в дневнике результаты выполнения задания.
11. Изучить частные технологии социальной работы (в зависимости от типа учреждения). Составить технологическую карту конкретной технологии. -Технологии социальной работы с семьей.   Отразить в дневнике результаты выполнения задания и технологическую карту применения данной технологии
-Технологии социальной работы с женщинами.  
-Технологии социальной работы с пожилыми людьми и людьми без определенного места жительства.  
-Технологии социальной работы с молодежью.  
-Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками.  
-Технологии социальной работы с мигрантами, беженцами, национальными меньшинствами.
-Технологии социальной роботы с инвалидами.    
12. Оказывать постоянно помощь специалисту в его повседневной работе.     1.Выполнять конкретные задания и поручения специалиста учреждения. 2.Работа по организации социальной помощи нуждающимся, участие в проведении социально-значимых дел на объекте практики.  
Завершающий этап  
13. Обобщение и анализ результатов практики 1.Обработка результатов практики и подготовка отчетной документации. 2.Самоанализ и самооценка работы студента. 3.Итоговая конференция: выступление студентов с отчетами; защита исследовательских проектов; выступления преподавателей- методистов и супервизоров.  
         

Информационно-методическая часть

Общее руководство практикой осуществляет факультетский руководитель, а непосредственное руководство практикой студентов осуществляет преподаватель-методист.

Повседневную помощь студентам-практикантам оказывает специалист учреждения.

Отчетная документация

Успех деятельности студента по приобретению опыта социально-технологической работы во многом зависит от ведения и оформления отчетной документации, которая включает:

Дневник практики, который содержит индивидуальный план, ежедневные наблюдения, записи о работе с анализом .

2. Описание технологий.

3. Отчет с самоанализом деятельности.

4. Отзыв учреждения о работе студентов-практикантов с оценкой и заверенный печатью и подписью руководителя учреждения.

Все документы студент сдает на кафедру социально-педагогической работы в течение трехдней после окончания практики.

По окончании производственной практики студент сдает дифференцированный зачет в комиссии, назначенной деканатом, в состав которой входят ведущие преподаватели, руководитель практики, руководитель учреждения, на базе которого проходила практика.

В соответствии с общими требованиями студент по результатам практики получает оценку, которая должна быть внесена в его зачетную книжку.

Студент, не выполнивший программу производственной практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при сдаче зачета, повторно направляется на практику в свободное от учебы время.

За отсутствие студента на практике без уважительных причин, а также за несвоевременное составление и сдачу документации оценка по практике снижается.

Наши рекомендации