Высшее и послевузовское образование. Эффективным показателем инновационной экономики обозначены тренды развития вузовской науки
Эффективным показателем инновационной экономики обозначены тренды развития вузовской науки. Усиливается интеграция университетов и бизнес-структур.
В рейтинге IMD в топ стран-лидеров, где высшее образование отвечает потребностям экономики, входят Швеция, Сингапур, Дания, Канада, Финляндия. Казахстан занимает 44 позицию среди 60 стран мира.
Реализуются проекты развития исследовательских вузов. Инвестиции Китая в исследовательские университеты повысили конкурентоспособность высшего образования.
В Великобритании фокус на исследовательские университеты обеспечил устойчивое экономическое развитие страны. В 2010 году 20 вузов Великобритании, объединенных в RusselGroup, принесли 22,3 млрд. дохода и обеспечили 243 тысяч рабочих мест. Более 2/3 результатов научно-исследовательских работ (далее – НИР) университетов RussellGroup внедряются в экономику, здравоохранение, культурную и социальную сферы страны.
Приоритетом высшего и послевузовского образования Казахстана обозначено триединство образования, науки и производства. Начат процесс институционального преобразования высшей школы страны. Создан первый исследовательский вуз - Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева. Здесь сформирован пул ведущих ученых страны, выполняющих фундаментальные и прикладные научно-образовательные исследования.
Функционируют 16 офисов коммерциализации, 3 технопарка и 4 бизнес-инкубатора. Флагманом глобального образования и научных открытий стала автономная организация образования «Назарбаев Университет» (далее – Назарбаев Университет). В инженерных школах вуза успешно стартовали инновационные образовательные и научные проекты. В 2015 году Университет перешел знаковый рубеж. Осуществлен первый выпуск 594 молодых высококвалифицированных специалистов (446 бакалавров и 148 магистров).
Высшую школу Казахстана представляют 125 вузов (2013 - 2014 учебный год – 132 единиц, 2014 - 2015 учебный год – 127 единиц), из них 9 национальных, 31 государственный, 13 негражданских, 1 автономная организация образования, 1 международный, 16 акционированных, 54 частных.
Контингент обучающихся в вузах в 2015 - 2016 учебном году составляет 455 101 человек (2013 год – 606,1 тысяч человек, 2014 год – 506,4 тысяч человек), в том числе, в бакалавриате – 425 700 человек, в магистратуре – 27 400 человек, в докторантуре – 2001 человек.
Численность профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) составляет – 40 844 человека (2013 год – 41 635, 2014 год - 40 320).
Подготовка специалистов осуществляется с учетом социального заказа. 11 вузов определены как базовые в подготовке высококвалифицированных кадров для успешной реализации проектов Государственной программы индустриально-инновационного развития (далее – ГПИИР). Профессиональные компетенции формируются в рамках образовательных программ, разработанных в соответствии с Дублинскими дескрипторами и пожеланиями работодателей.
Обеспечена преемственность образовательных программ трехуровневой модели высшего и послевузовского образования. Академическая свобода вузов в определении содержания образовательных программ в бакалавриате увеличена до 55 %, магистратуре – 70 %, докторантуре – 90 %. Вузы могут предлагать широкий спектр образовательных программ, способствующих укреплению их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Соотношение количества грантов магистратуры к грантам бакалавриата соответствует мировой структуре вузовского контингента (1:5).
На основе Национальной системы квалификаций, сопоставимой с Европейской, разработано 70 профессиональных стандартов подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием.
Расширяются образовательные контакты казахстанских вузов с ведущими университетами мира. Международные научно-исследовательские проекты реализуются совместно с зарубежными вузами-партнерами. Диалог стран обеспечивает привлекательность и сопоставимость квалификаций высшего образования.
Внедрена национальная модель аккредитации вузов. В 2015 году институциональную аккредитацию в казахстанских аккредитационных агентствах прошли 72, национальную специализированную - 55 вузов. Начат постепенный переход от государственной аттестации к общественно-профессиональной аккредитации.
Развитие получила академическая мобильность студентов и ППС. В 2011-2015 годы 4913 студентов казахстанских вузов прошли обучение в ведущих вузах мира.
Курсовую подготовку в области менеджмента на базе Назарбаев Университета со стажировкой в Великобритании, Японии, Соединенных штатах Америки и Сингапуре прошли 100 сотрудников вузов. Научно-педагогические кадры повышают уровень профессиональных компетенций в 30 странах мира по программе «Болашақ».
Более чем в 2 раза в сравнении с 2011 годом выросло количество публикаций с высоким импакт-фактором ППС и научных работников вузов.
Вместе с тем остепененность ППС вузов все еще остается низкой и составляет 50,4 %. Лишь 2 % от их общего числа имеют степень доктора PhD.
Научный потенциал вузов используется неэффективно. Межведомственные барьеры, недостаточное финансирование, отсутствие экономических стимулов у частного сектора препятствуют успешной интеграции образования, науки и производства.
Не в полной мере развиты институциональные формы поддержки инновационных структур. Удельный вес научных разработок более чем в десять раз ниже уровня развитых стран. Вузами коммерциализируются только 0,1 % финансируемых научно-исследовательских разработок.
Развитие государства во все времена определяла молодежь. По данным государственной статистики, на начало 2015 года численность молодежи республики (14-29 лет) составила 4 511,5 тысяч человек или 25 % от общей численности населения страны.
Вопросы успешной социализации и гражданственной активности молодежи рассматриваются на заседаниях Совета по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан. Региональными программами решаются социальные проблемы и занятость молодежи. Инициативы молодежи находят поддержку в 213 региональных ресурсных центрах.
Функционирует свыше 1000 молодежных неправительственных организаций. В 115-ти вузах созданы органы молодежного самоуправления.
Создана Национальная студенческая лига по футболу и баскетболу. На Всемирной универсиаде в 2015 году казахстанская студенческая сборная завоевала 5 золотых и 6 серебряных медалей.
Успешно реализуются социальные проекты: Республиканский молодежный форум, Молодежный лагерь «Жастар-Отанға!», республиканский турнир по парламентским дебатам и другие.
Проблемы:
1) 66,3 % казахстанских работодателей-участников социологических опросов отметили отсутствие опыта сотрудничества с вузами в сфере НИОКР. Подготовка кадров в вузах все еще не направлена на развитие практических навыков. Образовательные программы не удовлетворяют ожидания работодателей;
2) отмечается низкий уровень выпускников вузов по техническим специальностям. Показатель трудоустройства выпускников в первый год после окончания вуза остается все еще низким (71 %), в том числе на селе. Местными исполнительными органами (далее – МИО) слабо ведется работа по привлечению молодых специалистов в рамках проекта «С дипломом в село». Вовлеченность сельской молодежи в различные проекты остается низкой;
3) непрестижность профессии педагога приводит к набору слабоуспевающих абитуриентов. Отсутствуют специальные требования к приему на педагогические специальности. Выпускники педагогических специальностей не ориентированы на использование в учебной практике новых технологий обучения. Охват студентов программами трехъязычного обучения остается низким. Имеется потребность в повышении языковых компетенций как студентов, так и преподавателей. Не в полной мере разработано научно-методическое обеспечение обучения на английском языке;
4) в рейтинге IMD Казахстан занимает 44 позицию по показателю «импорт студентов» среди 56 стран мира. Доля иностранных студентов составляет лишь 2,5 %, в странах ОЭСР их доля достигает 9-10 %;
5) действующие институты корпоративного управления не имеют реальных полномочий, влияющих на принятие основных решений. Вузами не отрегулирован механизм подотчетности перед студенческой и родительской общественностью;
6) инфраструктура и организация досуга в вузах не соответствуют потребностям и ожиданиям иногородних и иностранных студентов;
7) безбарьерная среда обучения создана в вузах Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской и Южно-Казахстанской областей, городов Астаны и Алматы. В них обучается 570 студентов с особыми образовательными потребностями. На законодательном уровне не выработаны механизмы их трудоустройства;
8) вовлеченность сельской молодежи в социальные проекты все еще остается низкой. Имеются существенные различия в условиях досуга молодежи города и села. Не в полной мере развернуто волонтерское движение. Только 9 % молодежи занимается спортом (город – 6,7 %, село – 11,8 %).
С учетом достигнутых результатов и все еще имеющихся проблем рост качественных показателей высшей школы Казахстана является критически важным.
Наука
Принятый в 2011 году Закон Республики Казахстан «О науке» открыл новые возможности для передовых научных достижений. Новшеством казахстанской науки стал Закон Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» (далее - Закон). Основными положениями законодательно регламентируется создание условий для развития казахстанской науки во благо интересов экономики и бизнеса.
Создана принципиально новая модель управления наукой. Определены механизмы финансирования научных исследований - базовое, грантовое и программно-целевое. Независимую экспертизу проводит Национальный центр государственной научно-технической экспертизы.
Пять национальных научных советов (далее – ННС) являются коллегиальным органом принятия решений.
В 2015 году успешно завершен проект казахстанской науки и Всемирного Банка «Коммерциализация технологий». Реализованы 65 научных проектов. Заключены 6 лицензионных соглашений.
НИОКР выполняют 392 научные организации, в том числе 245 научно-исследовательских институтов (далее – НИИ). В них работают более 25 тысяч научных сотрудников.
Ученые страны имеют доступ к мировым информационным ресурсам. Подписаны лицензии и соглашения с крупнейшими зарубежными компаниями и издательствами Thomson Reuters, Springer, Elsevier.
Отмечается значительный рост публикационной активности казахстанских ученых в международных рейтинговых изданиях. В 2015 году количество публикаций в ведущих рейтинговых журналах мира составило 1995, из них только в Scopus (Elsevier) – 976, Web of Core Collection (Thomson Reuters) – 327 и одновременно в обеих базах – 692.
Укрепляется кадровый потенциал науки. Отмечается рост численности казахстанской молодежи в науке. В 1,5 раза увеличилась доля ученых в возрасте до 35 лет. Значительными стимулами для ученых стали Государственная премия в области науки и техники, 6 именных премий МОН РК, государственные научные стипендии (50 для молодых и 25 для выдающихся ученых).
Проблемы:
1) сохраняется разрыв между наукой и образованием. Научные результаты не сосредоточиваются в сфере образования;
2) остается низкой материально-техническая оснащенность научно-исследовательской инфраструктуры;
3) приоритеты финансирования научно-технической деятельности формируются в большей части без участия индустрии;
4) слабо развито научное предпринимательство. Результаты научно-технической деятельности остаются невостребованными для бизнеса и не применяются предприятиями в производственных процессах;
5) слабо обеспечен переход от фундаментальных знаний к их практической реализации. Это значительно снижает ценность результатов научного труда с точки зрения общества и экономики;
6) отсутствует единый оператор, осуществляющий администрирование и контроль международных научных проектов;
7) не развиты национальные профессиональные сообщества научных работников, привлекаемых к независимой экспертизе;
8) Казахстан значительно отстает по показателям результативности НИОКР от развитых стран. За 5 лет затраты на опытно-конструкторские разработки выросли в 3 раза, однако они значительно ниже, чем в странах ОЭСР;
9) продажи прав интеллектуальной собственности в Казахстане намного ниже, чем в России и Сингапуре. Внутренние затраты на исследования и разработки в 14 раз ниже стран ОЭСР;
10) инновационное развитие экономики предполагает рост качественных показателей науки. Это – ускоренное развитие научно-исследовательской деятельности вузов, реальный вклад науки в экономику, кооперация с бизнесом и интеграция с зарубежным научным сообществом;
11) отсутствует система мониторинга реализации научных исследований;
12) в сфере образования и науки Казахстана функционирует негибкая система государственного контроля;
13) процедуры государственного контроля забюрократизированы (обязательное соответствие 551 параметру 15 нормативных правовых актов);
14) отсутствует систематизированная информационная база данных контрольных мероприятий. Это ограничивает мониторинг и анализ деятельности организаций образования;
15) имеется значительный разрыв между внутренней и внешней оценкой организации образования. По самооценке 100% считают свою деятельность удовлетворительной. При этом проходят государственную аттестацию 58% детсадов, 59% школ, 11 % колледжей, 46% вузов;
16) отсутствует Единая методика оценки качества, эффективности и мониторинга результатов НИР.
Новые задачи в сфере образования требуют совершенствования системы контроля и оценивания, в том числе изучения и внедрения лучшего опыта Ofsted.
Таким образом, анализ реализованных пошаговых действий в сфере образования и науки определяет следующее.
1. Сильные стороны:
1) обновление законодательной базы образования и науки, государственной молодежной политики;
2) ускоренные темпы инфраструктурных решений;
3) развитие ГЧП;
4) трансляция опыта НИШ и Назарбаев Университета;
5) улучшение позиций в международных рейтингах качества образования;
6) реструктуризация системы повышения квалификации педагогических работников;
7) внедрение элементов дуального обучения в системе ТиПО;
8) расширение академической свободы вузов;
9) увеличение вузовской науки в инновационных проектах;
10) рост публикационной активности ППС и ученых;
11) развитие интеллектуальных кластеров на базе Назарбаев Университета и Парка инновационных технологий.
2. Слабые стороны:
1) низкий статус педагога и ученого;
2) дефицит педагогов с высшим специальным дошкольным образованием;
3) низкая доля учителей, преподающих предметы естественно-математического цикла (далее - ЕМЦ) на английском языке;
4) наличие трехсменных и аварийных школ;
5) недостаточный охват учащихся дополнительным образованием;
6) низкий уровень функциональной грамотности школьников;
7) низкий уровень информатизации школ;
8) несовершенство ЕНТ;
9) отсутствие механизмов выравнивания результатов школ;
10) недостаточная профориентационная работа в школах;
11) низкий престиж ТиПО;
12) отсутствие законодательных норм проведения оценки уровня профессиональной подготовленности работодателями;
13) дефицит инженерно-педагогических кадров с опытом работы на производстве;
14) отсутствие механизмов подтверждения качества системы ТиПО;
15) недостаточное развитие инклюзивного образования;
16) недостаточное качество подготовки педагогических кадров;
17) дефицит кадров, специализирующихся в коммерциализации;
18) региональные диспропорции инновационных структур вузов;
19) дисбаланс между низкой патентной активностью и высокой публикационной активностью ППС вузов;
20) непривлекательность высшего и послевузовского образования для иностранных граждан;
21) невысокий уровень менеджмента в образовании и науке;
22) низкий уровень участия работодателей в разработке содержания образовательных программ;
23) слабая материально-техническая база организаций образования и науки;
24) бюрократизированная и негибкая система контроля в сфере образования и науки.
3. Возможности:
для государства:
1) повышение конкурентоспособности казахстанского образования и науки;
2) повышение качества человеческого капитала;
3) обеспечение социальных и правовых гарантий качества жизни детей;
4) инвестиционная поддержка образования и науки со стороны международных организаций и работодателей;
5) новые эффективные методы управления в образовании и науке;
6) доступность, привлекательность, качество и открытость сферы образования и науки;
7) улучшение показателей в международных рейтингах;
8) повышение ответственности родителей за воспитание ребенка;
9) внедрение разработанных инновационных проектов в производство.
4. Угрозы:
1) недостаточный уровень финансирования;
2) низкая мотивация труда педагога;
3) более привлекательные для ученых условия работы за рубежом;
4) низкий уровень стремления к самообразованию и профессиональному росту среди педагогических кадров;
5) срывы сроков ввода в эксплуатацию объектов образования;
6) нескоординированность соисполнителей в ходе реализации Программы.
Запланированные меры в рамках Программы будут способствовать решению обозначенных проблем для дальнейшей модернизации системы образования и науки с перспективой повышения конкурентоспособности системы и ее приближения к лучшим практикам стран ОЭСР.
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы.
Главная цель: повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.
4.1. Программная цель: обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению.
Целевой индикатор:
№ п/п | Индикатор | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Дошкольное воспитание и обучение | |||||||
Доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию | % | Административные данные МОН РК | - | 87,5 | МИО |
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Улучшение качественного состава педагогических кадров дошкольных организаций и повышение престижа профессии
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля педагогических работников дошкольных организаций с высшим и техническо-профессиональным образованием по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» | % | Административные данные МОН РК | 34,8 | МИО, МОН РК |
2. Увеличение сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации
№ п/п | Показатель | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Уменьшение потребности в местах в дошкольные организации от общей потребности 2014 года (194,6 тысяч мест) | мест | Административные данные МОН РК | 145,2 | 55,9 | МИО, МОН РК | ||
Доля дошкольных организаций с полным днем пребывания от общего количества всех типов и видов | % | Административные данные МОН РК | 73,1 | 79,5 | 85,0 | МИО, МОН РК | |
Доля мини-центров с кратковременным днем пребывания от общего их количества | % | Административные данные МОН РК | 51,8 | 29,9 | МИО, МОН РК | ||
Доля мест в частных дошкольных организациях от общего количества предоставленных мест | % | Административные данные МОН РК | 19,5 | 28,2 | МИО | ||
Доля дошкольных организаций, создавших условия для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями | % | Административные данные МОН РК | 9,1 | МИО, МОН РК |
3. Обновление содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентированного на качественную подготовку детей к школе
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля детей 5-6 лет с высоким и средним уровнем умений и навыков в соответствии с системой индикаторов развития умений и навыков детей дошкольного возраста | % | Административные данные МОН РК | - | МИО, МОН РК |
4. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития дошкольного воспитания и обучения
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля дошкольных организаций, прошедших аттестацию от общего количества дошкольных организаций, подлежащих аттестации | % | Официальные данные ККСОН МОН РК | МОН РК | ||||
Доля обновленных образовательных программ курсов повышения квалификации в области менеджмента для руководителей дошкольных организаций | % | Отчетная информация АО «Өрлеу» | МОН РК, МИО |
4.2 Программная цель: обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, формирование интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина.
Целевой индикатор:
№ п/п | Индикатор | Ед изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Среднее образование | |||||||
Доля школ, перешедших на обновленное содержание образования по опыту НИШ (в 2016 году – 1 класс; в 2017 году – 2, 5, 7 классы; в 2018 году - 3, 6, 8, 10 классы; в 2019 году - 4, 9, 11, 12 классы | % | Административные данные МОН РК | - | МИО | |||
Доля учащихся с успеваемостью на «хорошо» и «отлично» (качество обучения) | % | Административные данные МОН РК | МИО |
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение престижа профессии педагогов и повышение их качественного состава
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля молодых педагогов от общего количества педагогов | % | Административные данные МОН РК | 2,7 | 3,0 | 3,5 | МИО | |
Доля педагогов с высшей и первой категориями от общего количества педагогов | % | Административные данные МОН РК | 49,8 | МИО |
2. Обеспечение инфраструктурного развития среднего образования
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля аварийных школ от общего количества школ | % | Административные данные МОН РК | - | МИО, МОН РК | |||
Доля школ, ведущих занятия в три смены | % | Административные данные МОН РК | 1,2 | - | МИО, МОН РК | ||
Доля школ, создавших условия для инклюзивного образования | % | Административные данные МОН РК | МИО, МОН РК |
3. Обновление содержания среднего образования
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля детей, охваченных обновленным содержанием образования | % | Административные данные МОН РК | - | 36,4 | МИО | ||
Результаты казахстанских учащихся в международных и национальных исследованиях | баллов | Официальные данные ОЭСР | - | PIRLS-2016: 4 класс: чтение – 400 PISA-2015: математика – 440, естествознание – 430, чтение – 400; | PISA-2018: математика – 450, естествознание – 440 чтение – 410; ICILS-2018: компьютерная и информационная грамотность учащихся 8-х классов – 350, | МОН РК | |
баллов | Официальные данные ККСОН МОН РК | ВОУД 9 класс – 37,4 | ВОУД 4 класс – не менее 20, 9 класс – не менее 55 | ВОУД 4 класс – не менее 25, 9 класс – не менее 60 | МОН РК | ||
Доля школ, применяющих ИКТ в образовательном процессе | % | Административные данные МОН РК | МИО |
4. Формирование у школьников духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля школьников, охваченных дополнительным образованием | % | Административные данные МОН РК | МИО | ||||
Доля обучающихся, охваченных спортивными секциями общеобразовательных школ, в том числе республиканскими детско-юношескими спортивными турнирами (Спартакиада школьников и др.) | % | Административные данные МОН РК | 27,3 | МИО, МОН РК | |||
Доля школьников, охваченных детско-юношеским движением, в том числе движениями «Жас ұлан», «Жас қыран» | % | Административные данные МОН РК | МИО, МОН РК, МКС РК |
5. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития среднего образования
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля школ, создавших попечительские советы | % | Административные данные МОН РК | 61,1 | МИО | |||
Доля обновленных образовательных программ курсов повышения квалификации в области менеджмента для руководителей организаций среднего образования | % | Отчетная информация АО «Өрлеу» | МОН РК, МИО |
4.3 Программная цель: социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования.
Целевой индикатор:
№ п/п | Индикатор | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Техническое и профессиональное образование | |||||||
Доля выпускников учебных заведений ТиПО, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных и занятых в первый год после окончания обучения | % | Административные данные МОН РК | 89,6 | МОН РК |
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение престижа системы ТиПО
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Охват молодежи типичного возраста (14-24) техническим и профессиональным образованием | % | Общегосударственная статистика образования (форма 2-НК) | 16,1 | МИО, МОН РК |
2. Обеспечение доступности ТиПО и качества подготовки кадров
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля учебно-производственных мастерских, лабораторий и кабинетов специальных дисциплин государственных колледжей, оснащенных современным обучающим оборудованием | % | Административные данные МОН РК | 40,7 | 41,6 | МИО | ||
Доля организаций ТиПО, создавших равные условия и безбарьерный доступ для студентов с особыми образовательными потребностями | % | Административные данные МОН РК | МИО | ||||
Доля государственных колледжей, прошедших процедуру аккредитации | % | Административные данные МОН РК | МИО |
3. Обновление содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля специальностей ТиПО, обеспеченных образовательными программами, разработанными на основе профессиональных стандартов | % | Отчетная информация МОН РК | - | - | МОН РК, НАО «Холдинг «Кәсіпқор» (по согласованию) МЗСР | ||
Доля колледжей, внедривших основные принципы дуального обучения по технологическим, техническим и сельскохозяйственным специальностям | % | Административные данные МОН РК | 60,1 | 70,0 | 80,1 | МИО, МОН РК, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан (НПП) (по согласованию) |
4. Укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля обучающихся в организациях ТиПО, вовлеченных в общественно-полезную деятельность (волонтерство, участие в деятельности комитетов по делам молодежи др.) | % | Административные данные МОН РК | МИО | ||||
Доля обучающихся ТиПО, охваченных спортивными секциями | % | Административные данные МОН РК | МИО |
5. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития ТиПО
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля государственных колледжей, внедряющих опыт НАО «Холдинг «Кәсіпқор» | % | Отчетная информация МОН РК | - | 9,2 | 12,7 | МОН РК, «Холдинг «Кәсіпқор» (по согласованию) |
4.4. Программные цели: обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием, интеграция образования, науки и инноваций.
Целевые индикаторы:
№ п/п | Индикатор | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Высшее и послевузовское образование | |||||||
Доля выпускников вузов, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных в первый год после окончания вуза по специальности | % | Административные данные МОН РК | МОН РК, МЗСР РК, МСХ РК, МКС РК, вузы, МИО | ||||
Количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге QS-WUR | ед. | Официальная информация QS-WUR | МОН РК, МЗСР РК, МКС РК, МСХ РК, ЦБПАМ, вузы | ||||
топ-200 | |||||||
топ-300 | |||||||
топ-500 | |||||||
топ-701+ |
Достижения задач будут измеряться следующими показателями:
1. Обеспечение качественной подготовки конкурентоспособных кадров
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Соотношение государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием: | % | Административные данные МОН РК | МОН РК | ||||
- магистратура и докторантура; | |||||||
- бакалавриат | |||||||
Доля иностранных студентов в системе высшего образования, в том числе обучающихся на коммерческой основе | % | Административные данные МОН РК | 2,5 | МОН РК, МЗСР РК, МСХ РК, МКС РК, вузы | |||
Доля вузов, создавших равные условия и безбарьерный доступ для обучения студентов с особыми образовательными потребностями | % | Административные данные МОН РК | МОН РК, вузы |
2. Модернизация содержания высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля образовательных программ, разработанных на основе отраслевых рамок и профессиональных стандартов | % | Административные данные МОН РК | Вузы, МОН РК, МСХ РК, МЗСР РК, МКС РК | ||||
Количество новых образовательных программ, в том числе разработанных в рамках ГПИИР совместно с зарубежными экспертами | ед. | Административные данные МОН РК | МОН РК, МИР РК, вузы | ||||
Доля образовательных программ государственных вузов, прошедших международную аккредитацию в агентствах, являющихся полноправными членами международных европейских сетей по обеспечению качества образования и внесенных в реестр уполномоченного органа в области образования | % | Административные данные МОН РК | МОН РК, вузы |
3. Создание условий для коммерциализации результатов научных исследований и технологий
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля дохода от инновационной и научной деятельности от валового дохода вузов ГПИИР | % | Административные данные МОН РК | Вузы, МОН РК, МСХ РК | ||||
Доля гражданских вузов, создавших офисы коммерциализации, технопарки, бизнес-инкубаторы | % | Административные данные МОН РК | Вузы, МОН РК |
4. Вовлечение молодежи, обучающейся в вузах, в укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля студентов вузов, вовлеченных в общественно-полезную деятельность | % | Административные данные МОН РК | вузы | ||||
Доля вузов, участвующих в Национальной студенческой лиге | % | Административные данные МОН РК | 22,5 | вузы |
5. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития высшего и послевузовского образования
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля вузов, в которых функционируют органы корпоративного управления, (наблюдательные советы, попечительские советы и советы директоров), от общего числа вузов | % | Административные данные МОН РК | МОН РК, вузы | ||||
Доля гражданских вузов, внедряющих опыт Назарбаев Университета | % | Административные данные МОН РК | МОН РК, вузы |
4.5. Программные цели: обеспечение реального вклада науки для ускоренной диверсификации и устойчивого развития экономики страны.
Целевые индикаторы:
№ п/п | Индикатор | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Наука | |||||||
Доля затрат на опытно-конструкторские разработки в общем объеме финансирования НИОКР | % | Отчетная информация МОН РК | 19,1 | 21,2 | 22,3 | МОН РК | |
Доля коммерциализированных проектов в общем количестве прикладных научно-исследовательских работ | % | Отчетная информация МОН РК | 16,7 | 17,5 | МОН РК |
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Увеличение вклада науки в развитие экономики страны
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Доля расходов бизнеса в общем объеме затрат на НИОКР | % | Отчетная информация МОН РК | 21,8 | Научные организации, вузы, МОН РК | |||
Прирост национальных патентов от общего количества национальных патентов в 2014 году (1 574 единиц) | % | Отчетная информация МОН РК | Научные организации, вузы, МОН РК |
2. Укрепление научного потенциала и статуса ученого
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Прирост исследователей от общего количества исследователей в 2014 году (18 930 человек) | % | Отчетная информация МОН РК | 3,4 | 10,2 | Научные организации, вузы, МОН РК | ||
Прирост публикаций в международных журналах от общего количества публикаций в 2014 году (2 784 единиц) (по данным Thomson Reuters) | % | Отчетная информация МОН РК | Научные организации, вузы, МОН РК | ||||
Уровень цитируемости публикаций по базе Web of Science Core Collection (Thomson Reuters) от общего количества публикаций за 2014 год (1 245 единиц) | % | Официальные данные Thomson Reuters | Научные организации, вузы, МОН РК |
3. Модернизация инфраструктуры науки
№ п/п | Показатели результатов | Ед. изм. | Источник информации | 2015 (факт.) | Ответственные исполнители | ||
Количество внедренческих подразделений в организациях высшего образования и НИИ | ед. | Отчетная информация МОН РК | МОН РК, вузы, НИИ | ||||
Коэффициент обновления научного оборудования государственных вузов и НИИ | % | Отчетная информация МОН РК | МОН РК, вузы, НИИ |
4. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития науки