III. закрепление изученного материала. I. Актуализация знаний
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Фронтальная беседа.
– Где мы живем?
– У каждого населенного пункта есть свое название. Объясните происхождение названия нашего города (села).
– Многие названия связаны с географическим положением. Например, село Мирное, где живут Маша и Миша Ивановы, получило название от речки Мирной, а улица Знаний – в честь первой маленькой школы, которая была построена еще дедушками и бабушками учащихся и на месте которой стоит сейчас их школа.
Названия поселков, городов, парков, улиц, домов могут рассказать много интересного о жизни наших предков, родителей, бабушек и дедушек.
Учащиеся называют улицы, на которых живут, учитель объясняет, что обозначают эти названия.
– Расскажите, что вы знаете о труде жителей родного края.
Учащиеся отгадывают загадки и рассказывают о данной профессии.
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит.
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, – разрешит погулять.
(Доктор, врач.)
Он учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать.
(Учитель.)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар.)
С огнем бороться мы должны –
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? … (Пожарники.)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он... (артист).
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр.)
2. Кроссворд «Все профессии важны».
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 |
1) В белоснежном колпаке, перепачканный в муке,
Булки сдобные печет и ребятам раздает.
Продавец или аптекарь? Нет, конечно, это – ...
2) Вот на краешке с опаской он железо красит краской.
У него в руках ведро, сам расписан он пестро.
3) Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
4) Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит вас.
5) Он учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать.
6) В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он...
7) Кто сошьет нам сапоги:
Не малы, не велики?
8) Кто приготовит нам обед,
Нажарит пончиков, котлет?
9) С огнем бороться мы должны –
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? …
Ответы: 1) пекарь; 2) маляр; 3) доктор; 4) фотограф; 5) учитель; 6) артист; 7) сапожник; 8) кулинар; 9) пожарники.
Ключевое слово: профессии.
В поле волк-волчище едет
На своем велосипеде,
Обогнал сегодня он
Воробья и двух ворон,
Только ветер-ветерок
Перегнать никак не мог.
Г. Сапгир
II. Освоение нового содержания и его применение.
1. Беседа об особенностях растительного мира родного края.
Учитель демонстрирует гербарий. Учащиеся рассматривают, выделяют отличительные особенности растений родного края.
2. Беседа об особенностях животного мира родного края.
– Назовите насекомых нашего края.
– Назовите птиц нашего края.
– Какие рыбы обитают в нашем водоеме?
– Какие звери обитают в нашем лесу?
III. закрепление изученного материала.
1. Тест «Окружающий мир».
1) Кустарниками называют растения, у которых…
а) один главный ствол;
б) сочный гибкий стебель;
в) несколько одревесневших стволиков.
2) Сосну, лиственницу, ель называют…
а) вечнозелеными растениями;
б) хвойными деревьями;
в) лиственными растениями.
3) Ядовитыми являются растения:
а) сирень, калина;
б) ландыш, вороний глаз;
в) гвоздика, крапива.
4) К насекомым относятся…
а) животные, у которых четыре крыла;
б) животные маленького размера;
в) шестиногие животные.
5) К несъедобным грибам относятся…
а) моховики, лисички;
б) мухоморы, ложные опята;
в) рыжики, волнушки.
6) Хищниками называют животных, которые питаются…
а) растениями;
б) грибами;
в) другими животными.
7) Тело рыб покрыто…
а) чешуей;
б) кожей;
в) шерстью.
2. Конкурс «Загадочные животные».
– Расшифруйте названия животных, записанные на доске, отнесите их к той или иной группе.
1) Задание для первого ряда:
льдоша, соль, вайруем.
(Ответ: лошадь, лось, муравей.)
2) Задание для второго ряда:
зока, бакоса, кабел.
(Ответ: коза, собака, белка.)
3) Задание для третьего ряда:
девьдем, бабочак, шаугкял.
(Ответ: медведь, бабочка, лягушка.)