Нанесение покровного лака.
- Лака нет.
Основные трудности, возникшие в процессе работы.
- Вариант 1.
а) Трудность в несоответствии фактуры основы оригинала и копии.
б) Сложно получить плотный и гладкий красочный слой. Если писать пастозно – трудно добиваться гладкости и слитности мазка.
в) Трудно достигать прозрачности мазка (видимо краска в оригинале прозрачна от времени).
Вариант 2.
На гладкой основе трудно набирать плотный слой краски за один раз.
Практическая польза от проделанной работы.
- Общение с мастером, изучение техники, изучение материалов и методов работы над холстом в несколько разграниченных друг от друга приемах: рисунок, подмалевок, прописки, лессировки.
***
Никола Пуссен. 1594-1665. «Снятие с креста». Франция. Конец 1620-х гг. холст, масло. 119,5x99 см. |
Год
Дневник практиканта
Негряну Дмитрий
Работа над копией с картины Н. Пуссена «Снятие с креста»
Размер копии 99 / 81 см.
17 июня, среда, с 7 до 10 часов утра.
Начал работу над этюдом с детали картины, изображающей ангела с терновым венком в руках. Размер этюда 28 / 30 см. Грунт выбрал синтетический. Нанес красновато-коричневую имприматуру, цвет которой подбирал на месте, с учетом покрытия ее масляным лаком.
Рисовал мелом. (Ред. – Судя по скорости высыхания, видимо речь идет о цветном грунте, выполненном темперными красками (от покрытия лаком темпера немного меняется в тоне)).
18 июня, четверг.
Выходной день.
19 июня, пятница, с 7 до 10 часов утра.
Продолжал работу над этюдом. Подготовил подмалевок, для чего использовал поливинилацетатную темперу (белила и кость жженую).
20 июня, суббота, с 7 до 10 часов.
Параллельно этюду приступил к выполнению картона всей копии в натуральную величину.
21 июня, воскресенье.
Продолжал рисовать картон. Старался определить в нем и тоновое решение картины.
22 июня, понедельник, с 7 часов утра до 6 часов вечера.
Закончил работу над картоном и приступил к подготовке поверхности холста для работы. На синтетический грунт нанес имприматуру в два слоя, состоящую из смеси охры красной, сиены жженой и кости жженой (поливинилацетатная темпера). После того, как имприматура высохла, приступил к переведению рисунка с картона на холст. Для этой цели под картон подложил натертую мелом газету и путем продавливания получил вполне четкий рисунок, который затем обвел краской, и остатки мела стряхнул тряпкой.
23 июня, вторник, с 7 до 10 часов утра.
Начал подмалевок, предварительно протерев холст маслом и убрав излишки. В подмалевке хочу тонально решить копию, максимально точно и рельефно вылепить форму, уточнить рисунок и подготовить необходимую подкладку под живопись.
24 июня, среда, с 7 до 10 часов утра.
Бьюсь над фигурой Христа. Еще пока не получается та рельефность формы как на картине.
25 июня, четверг.
Выходной день.
26 июня, пятница, с 7 до 10 часов.
Сегодня приходил руководитель практики. Он объяснил мне некоторую ошибочность моего подхода к подмалевку. Подробно рассказал об использовании старыми мастерами для подмалевка «вердаччо», и о значении этой золотисто-зеленоватой подготовки для дальнейшей живописи. Показал практически, как в дальнейшем вести копию.
27 июня, суббота, с 7 до 10 часов.
Вернулся к этюду и используя советы руководителя практики, принялся за работу над фигурой ангелочка. Составил на палитре колер для света, полутона и тени. Смешиваю с белилами стронциановую желтую, кобальт синий, неаполитанскую желтую и чуть-чуть кости. Нахожу растяжку тона от холодных серебристо-зеленых до теплых золотисто-зеленых. Для теплой зеленовато-коричневой тени использую цвет имприматуры.
28 июня, воскресенье, с 7 до 10 часов.
Продолжаю этюд. Очень удобно писать настроенной палитрой.
29 июня, понедельник, с 7 утра до 7 вечера.
Приступил к выполнению копии. Вначале выровнял и вычистил поверхность холста бритвой, покрыл ее льняным маслом, излишки убрал тряпочкой и снова счистил грязь бритвой. Когда поверхность стала чистой, протер опять ее маслом, убрав лишнее.
Начал писать фон и свисающее покрывало. В начале чувствовал неуверенность и робость, но постепенно это проходит.
Проработал весь день и с большой пользой для себя.
30 июня, вторник, с 7 часов до 10 часов.
Писал красный плащ фигуры, поддерживающей Христа. Смешивал марс оранжевый с кадмием и охрой, добавлял немного кости. Также предварительно найдя на палитре растяжку этого тона.
1 июля, среда, с 7 до 10 часов.
Продолжал работу над красным плащом, рисуя складки и стараясь, чтобы под ними чувствовался объем тела.
2 июля, четверг.
Выходной день.
3 июля, пятница.
Вижу, что красный плащ еще не вышел. Пришлось его счистить, снова протереть это место маслом и заново писать.
4 июля, суббота.
Работал над фоном. Слишком темный он у меня получается.
5 июля, воскресенье, с 7 до 10 часов.
Переписал свисающее полотно и закончил небо и задний план.
6 июля, понедельник, с 7 часов до 19 часов.
Подготовил палитру и начал писать поникшее тело Христа. Тон тот же, что и для ангела. Рисовал его весь день. Вылепил руку и плечо, пролепил грудь, живот бедро. Писал белую драпировку под ним.
7 июля, вторник, с 7 до 10 часов.
Опять работал над Христом все более уточняя рисунок и нюансы тона.
8 июля, среда.
Опять показался фон несколько темным. Пришлось его переписать.
9 июля, четверг.
Выходной день.
10 июля, пятница, с 7 до 10 часов.
Писал синий плащ. Смешивал кобальт синий, изумрудную, немного ультрамарина и кость.
11 июля, суббота.
Работал над головой и руками фигуры в синем плаще.
12 июля, воскресенье, с 7 до 10 часов утра.
Написал ногу фигуры в красном плаще.
13 июля.
Не работал.
14 июля, вторник, с 7 до 10 часов утра.
Писал ангелов.
15 июля, среда, с 7 до 10 часов.
Продолжал писать и рисовать ангела с терновым венком. Он получился удачней, чем на этюде.
16 июля, четверг.
Выходной день.
17 июля, пятница.
Заканчивал ангелочка.
***
Делакруа
Эжен Делакруа. (1798-1863). «Марокканец, седлающий коня». Франция. 1855 г. холст, масло. 56x47 см. «Делакруа перед началом своих больших декоративных работ проводил целые недели за комбинированием на своей палитре тональных отношений, которые он наносил на кусочки холста, прикрепленные к стене своей мастерской. Он старательно отмечал для каждого из этих тонов его состав и назначение (рефлекс, тень, полутень и свет, наименование фигуры, чувство, подлежащее выражению, густое наложение или лессировку и проч.)». (Рене Пио «Палитра Делакруа»). |
Год
Дневник копийной практики
Рейхет Петр
Рецензия М. М. Девятова: «Небрежно, нечетко».
(3)
М. Девятов».
1 – 6 июня.
Готовлю новый холст, так как первый украли. Последний слой – мастихином нанес казеиновые белила с желтком. (Ред. – Видимо имеются ввиду казеино-масляная темпера (в настоящее время не выпускается)). Читаю книгу «Эжен Делакруа».
На готовый холст по клеткам перенес с репродукции рисунок.
4 – 10 июня.
Написал эскиз на картоне. М. М. одобрил, сказал, что в цвете правильно.
11 июня.
Начал работу на холсте. Закрасил весь холст. Подходи М. М., сказал, что правильно только в нижнем правом углу.
Пишу на пихтовом лаке.
13 июня.
По совету М. М. пишу, как бы я сам это писал, а не копировал. Белых мест на холсте не осталось.
14 – 16 июня.
Добиваюсь цветовой схожести, пока еще очень грубо. Лицо марокканца можно считать законченным, по крайней мере оно самое сделанное.
17 июня.
Писал коня.
18 июня.
Смотрел, почти ничего не делал.
20 июня.
Г. В. сказал: «Небо нужно сделать светлее и гуще». У меня оно и так достаточно нагруженное. Поэтому я его стал скоблить бритвой, а так как оно еще не совсем высохло, то только содрал, в общем – испортил.
21 – 25 июня.
Делаю детали. Жду, когда подсохнет.
27 июня.
Поскоблил, затем переписал небо. Подпортил.
Смотрел М. М., показал, как надо делать маленькие детали.
28 – 29 – 30.
От пихтового лака моя копия стала натуральной клеенкой. Использую французский ретушный лак с пиненом, чтобы убрать блеск. Делаю детали.
1 – 2 июля.
-
3 июля.
Переписал небо, на этот раз вроде бы удачно.
4 – 6 июля.
Писал плащ марокканца и чалму, а также кинжал и саблю. Напустил туда белил, как советовал М. М., теперь надо ждать, когда подсохнут.
8 июля.
Поставил копию в те же условия освещения, что и оригинал. Оказывается, я ее здорово затемнил, так как она была освещена больше.
Пишу с отходом, как этюд. Высветляю.
10 июля.
М. М. одобрил мои действия, сказал, что пора кончать.
11 июня.
Опять мучился с небом, в который раз переписываю.
12 – 15 июля.
Завершаю работу. Ненужный блеск почти пропал. Отделываю детали (руку и ноги марокканца).
16 – 18 июля.
Смотрю, подправляю, высветляю.
20 июля.
Кончил копию с картины Э. Делакруа «Марокканец, седлающий коня».
В. Суриков. Портрет А. Юргенсон. |
21 июля – 28 июля.
Подготовил холст для копии с работы Сурикова «Портрет художницы Юргенсон».
29 июля.
Начал работу, сделал довольно много. Весь холст закрасил.
30 июля.
Писал лицо, грудь. Подходил М. М., посоветовал узоры на платье сделать темперой, а потом маслом залессировать. М. М. отметил, что подрамник у меня кривой, правда у Сурикова он прямыми углами тоже не блещет.
31 июля.
Писал узоры и фон, а также лицо (так как я намечал без клеток, то в начале наделал много ошибок).
1 августа.
Оказывается, затемнил фон. Высветлял.
Писал руки.
2 августа.
Работу закончил в сыром состоянии, в связи с отъездом из города в отдаленные места.
***
Эжен Делакруа. (1798-1863 гг.) «Охота на львов в Марокко». Франция. 1854 г. холст, масло.74x92 см. |
Год