Использование потенциала протестных настроений активной молодежи для построения гражданского общества
Молодежь в России всегда была и остается наиболее активным и динамичным пластом общества, который реализует себя во всех сферах его жизнедеятельности. Эта социально-демографическая группа имеет больше энергии и возможности для реализации своего потенциала в том или ином направлении, а также для активного движения в социальных лифтах, повышения своего социального статуса и освоения новых социальных ролей. Молодежь является основой трудовых групп в индустриальных странах, с ней связаны надежды государств на экономический рост и социальное развитие. Таким образом, молодежь как социально активная часть населения, представляет собой наиболее перспективную группу граждан, способных обеспечить реализацию ключевых направлений развития общества [1, с. 1].
В нашем регионе, согласно исследованию И.Ф. Печеркиной, социально-политическая активность молодежи довольно низка, однако велик потенциал протестных настроений. 14% молодежи готовы лично участвовать в акциях протеста, а 7% совершать противозаконные действия для защиты своих интересов, при том, что состоит (состоит, а не принимает участие в деятельности) в некоммерческих общественных организациях всего лишь 5% опрошенных, что сопоставимо с погрешностью [2, с. 381]. В целом, подобная ситуация складывается на всей территории России.
Задача государственной власти, общественных деятелей, политтехнологов и ученых состоит в том, чтобы преобразовать протестную энергию в социально-политическую активность по созданию гражданского общества в нашей стране. Гражданское общество, согласно определению Д. Истона, выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства. В контексте концепции исследователя основными функциями гражданского общества выступают: защита частных сфер жизни людей; сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей; стабилизация общественных отношений и процессов; постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства [3, с. 145].
Очевидно, что полноценное демократическое правовое государство не может быть построено без формирования гражданского общества. Существует множество оценок текущего состояния гражданского общества в России. Однако, если рассматривать по признакам (правовая защищённость граждан; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; большой средний класс и.т.д.), то следует признать, что пока его формирование находится на начальном этапе.
Таким образом, протестно, негативно настроенной к власти молодежи должна быть дана возможность мирно использовать свою энергию, и не просто дана возможность, но должна быть оказана всяческая поддержка. Для власти выгода очевидна – уменьшение агрессивных протестных настроений, и, возможно, некое проявление лояльности со стороны поддержанных ею групп. Для активной молодежи – повышение социального статуса, уровня жизни; возможность заниматься полезным и интересным для себя делом и т.д.
Кроме того, произойдет наполнение политического поля России, и будет снят вопрос «Если не … , то кто?»
Общение с молодежью, предварительный анализ анкетных данных позволили выделить ряд мер, направленных на переориентацию протестной активности в социально-политическую деятельность. В статье предлагается:
1. Разработать и принять программы на федеральном и региональном уровнях, направленные на максимальное развитие социальной активности через обучение и включение в социально-политическое поле активистов, определение социально значимых направлений деятельности и их финансовую и практическую поддержку.
2. Предоставить возможность общественным молодежным объединениям проводить мониторинг работы властных структур, правоохранительных органов, учебных заведений и других государственных институтов.
3. Организовать прямое общение членов социально-политических объединений и представителей органов государственной и муниципальной власти для вынесения на обсуждение идей, законопроектов и молодежных инициатив.
Подводя итог, хочется добавить, что деструктивный потенциал протестно активной части молодежи необходимо направить на формирование гражданского общества, а именно на создание движений, ассоциаций и организаций, которые составят костяк будущего гражданского общества. В результате, политической пассионарности государства на первом этапе будет противопоставляться энергия политически активной молодежи. Это позволит формирующемуся гражданскому обществу сдерживать негативную деятельность политической власти путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и не допускать чрезмерного увеличения присутствия органов государственной власти в общественной жизни. Грамотно реализуя данную стратегию, можно решить еще одну проблему – экономическую депривацию активной прослойки молодых людей. Не имея возможности достаточно зарабатывать в силу объективных либо субъективных обстоятельств, возможно, у них появится шанс монетизировать свою социально-политическую активность с помощью образованных общественных институтов. Преобразование протестной энергии в социально-политическую должно давать таким людям стимул в виде социального лифта, а государству – правовую и общественную культуру.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дзялошинский И.М. «Медиа и социальная активность молодежи» // Всероссийские семинар «Молодежь и медиа». Москва. - 2011 г, с. 1.
2. Печеркина И.Ф. «Социально-политическая активность молодежи и проблемы формирования гражданского общества» // сборник статей Всероссийской НПК «Социокультурная эволюция России и её регионов». – 2012, c. 379-384.
3. П.Д. Баренбойм, Правовое государство как партнер гражданского общества: к 150-летию опубликования концепции «Государство как произведение искусства», Законодательство и экономика, № 9, 2010, с. 145-146.
Н.И. Скок