Результаты российских легкоатлетов и результаты Олимпиады 1912 г

  Виды легкой атлетики   Российские олимпиады Результаты
I, 1913г. II, 1914г. лучшие в России к 1917 г. олимпийских чемпионов 1912г.
Бег на 100 м, с 11,4 10,8 10,8 10,8
Бег на 400 м, с 50,8 51,8 50,8 48,2
Бег на 1500 м, мин, с 4.27,5 4.16,0 4.12,9 3.56,8
Бег на 1 10 м с/б, с 16,8 16,8 16,8 15,1
Прыжок в высоту, см
Прыжок в длину, м 6,24 6,41 6,58 7,60
Прыжок с шестом, м 3,40 3,53 3,95
Толкание ядра, м 11,09 13,02 15,34
Метание диска, м 38,52 41,15 42,20 45,21
Метание копья, м 48,21 52,98 54,12 60,64

Перед проведением II Олимпиады правительство вновь выделило 5 тыс. руб. Государственное объединение конных заводов — 6 тыс. руб. Олимпиаду организовывал и проводил созданный в 1912 г. Балтийский олимпийский комитет. В программу соревнований вошли 13 наиболее популярных видов спорта. Кроме того, условия Риги позволили включить такие виды спорта, как парусный спорт, теннис, перетягивание каната. Увеличилось и количество участников — около 900 спортсменов из 50 спортивных организаций. Здесь так же, как и в 1913 г., наибольшее число спортсменов собрали соревнования по легкой атлетике — 264 человека.

Интересно отметить, что в то время в гимнастическое шестиборье входили такие виды состязаний: упражнения на турнике (перекладине), брусьях, коне с ручками, вольные движения (упражнения), бег на 100 м, прыжки в высоту.

По примеру Российских олимпиад подобные соревнования стали проводиться в других регионах России: Северокавказская олимпиада (1915) в Новороссийске, Поволжская олимпиада (1916) в Нижнем Новгороде и др.

Значение Российских олимпиад 1913 и 1914 гг. для развития спорта в России заключается в следующем:

1) Россия впервые организовала и провела крупные комплексные соревнования по многим видам спорта, входящим в программу всемирных Олимпийских игр. Государство впервые субсидировало их проведение;

2) организаторы подобных соревнований убедились в необходимости тщательной подготовки к ним и, в частности, в необходимости строительства соответствующих спортивных сооружений. Так, в Киеве впервые в дореволюционной России был построен стадион;

3) в I Олимпиаде впервые в крупных всероссийских соревнованиях (в легкой атлетике и фехтовании) приняли участие 12 женщин. Следует заметить, что легкая атлетика была включена в женскую программу соревнований лишь на Олимпийских играх 1928 г.;

4) организация и проведение Российских олимпиад отражали усиление спортивной направленности в физической культуре страны. Они явились стимулом и примером для проведения региональных спортивных соревнований.

Проведение олимпиад показало слабые стороны в организации и проведении крупных спортивных мероприятий, высветило общие недостатки в развитии спорта в стране. И тем не менее они, безусловно, сыграли положительную роль в развитии и пропаганде олимпийского движения в дореволюционной России.

Выводы

1. Во второй половине XIX — начале XX в. появляются фундаментальные работы по научному обоснованию педагогических и естественно-научных основ физического воспитания.

2. Создается одна из лучших для того времени система физического образования — система, разработанная П. Ф. Лесгафтом. Им были сформулированы и научно обоснованы основные компоненты системы физического воспитания: цель, задачи, основы, принципы, направления, подготовка специалистов для работы по физическому воспитанию, начинают складываться организационные формы физического образования, материально-техническое и финансовое обеспечение физического воспитания. П. Ф. Лесгафтом создается и начинает функционировать специальное учебное заведение, по сути высшее педагогическое, по подготовке преподавателей по физическому воспитанию. С научно-педагогической деятельностью Лесгафта связывают становление в нашей стране одной из основных закономерностей физического воспитания — его научной обоснованности.

3. В конце XIX — начале XX в. в России начинают создаваться опытные частные школы для детей — новый тип учебных заведений, где нашли свое отражение прогрессивные идеи в области физического воспитания детей. Большое значение для развития физической культуры имело возникновение в это время нового типа физкультурных организаций — общественных физкультурно-спортивных организаций. Они пропагандировали здоровый образ жизни, занятия гимнастикой, спортом и туризмом для широкого круга населения, готовили актив энтузиастов, преподавателей. Таких организаций в России к 1914 г. было создано около 360.

4. Зарождаются и начинают свое развитие многие современные виды спорта, по которым проводятся национальные первенства, создаются Всероссийские спортивные организации, Россия начинает активно участвовать в работе международных спортивных объединений.

5. Физическое воспитание и спорт в России развиваются в основном благодаря общественным физкультурно-спортивным организациям. Однако в 1911 и 1913 гг. создаются два крупных государственных органа управления физическим воспитанием и спортом. Первый из них — Российский олимпийский комитет — был создан в связи с началом участия России в Международном олимпийском движении, а создание второго — Канцелярии главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи — было обусловлено плохой физической подготовкой молодежи. Непосредственным поводом для этого был доклад военного министра царю “О положении внешкольной подготовки русской молодежи к военной службе”, где говорилось о тревожных симптомах физической подготовленности допризывников. Вот выдержки из стенограммы заседания временного Совета по делам физического развития народонаселения Российской империи от 14 марта 1914 г.: “Народ вырождается... Общие физические недостатки: недостаточное развитие грудной клетки, слабость мускулатуры. Забракование молодежи призывного возраста доходит до 20 процентов, не считая уволенных потом”.

6. В 1913 и 1914 гг. в России впервые проводятся крупные комплексные соревнования — I и II Российские олимпиады по многим видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр.

7. В начале XX в. создаются предпосылки для дальнейшего развития отечественной системы физического воспитания: теоретические, естественно-научные, методические и организационные. Однако вся дореволюционная история развития спорта в России была эпохой одиночек, и спорт как общественное явление в ее жизни занимал более чем скромное место. Физическое воспитание и спорт практически были лишены государственной поддержки, существовали и совершенствовались они лишь благодаря энтузиазму и меценатству прогрессивных слоев русской интеллигенции, сделавшей очень много полезного для его развития.

Наши рекомендации