Распределение часов изучения дисциплины по темам
Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Для специальностей: немецкий язык, французский язык, IV курс
Аттестация: конец семестра – зачет.
2009/2010, I семестр
№ п/п | Темы лекций | Часы | Темы лабораторных работ | Часы |
1. | Цели, задачи дисциплины, классификация чрезвычайных ситуаций. Литература: №1, гл. 1. | Опасности повседневной жизни. Зоны повышенной опасности. Вопросы для обсуждения: 1. Время, место и характер возможных опасностей в условиях мегаполиса. 2. Рекомендации к безопасному поведению дома, на улице, в транспорте. 3. Здоровый образ жизни как фактор снижения риска для жизни и здоровья. | ||
2. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Литература: №1, гл. 8, 10. | Поражающие факторы при различных ЧС. Виды поражений. Виды потерь. Вопросы для обсуждения: 1. Виды поражающих факторов. 2. Виды поражений. 3. Виды потерь. | ||
Медицина катастроф: структуры и функции. | Способы и средства индивидуальной и коллективной защиты населения в ЧС мирного и военного времени. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о коллективной и индивидуальной защите при чрезвычайных ситуациях. 2.Способы и средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания. 3.Средства и способы медицинской защиты. | |||
Понятие об опасности и рисках при ЧС. | Экстремальные ситуации в природных и городских условиях. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. | |||
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах: поражающие факторы | Преступления против личности. Меры личной безопасности. | |||
Аварии на химически опасных объектах: поражающие факторы. | ЧС в школе и других учебных заведениях: виды, опасности. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий ЧС в школе. Вопросы для обсуждения: 1. Возможные ЧС в учреждениях для детей и подростков. 2. Ответственность и действия персонала учреждений для детей в случаях ЧС. 3. Роль педагогов в профилактике ЧС в учебных заведениях. | |||
Аварии на биологически опасных объектах: поражающие факторы. Литература: №4, гл. 8. | ||||
Аварии на радиационно опасных объектах: поражающие факторы. | ||||
Психофизиологические основы поведения человека в экстремальных ситуациях. | ||||
Природные ЧС, их виды, опасности. Способы защиты в условиях природных ЧС. Литература: №1, гл. 2, 3. | ||||
Правила безопасного поведения на транспорте в мегаполисе. Литература: №1, гл. 3, 4. | ||||
Социальные ЧС. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Опасности массового скопления людей. Рекомендации к поведению в толпе. Литература:№2, заповеди 5-9. | ||||
Чрезвычайные ситуации экологического характера. Опасности для населения и окружающей среды. Литература: №1, гл. 4, 6. | ||||
Итого |
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение дополнительной литературы по рассматриваемым вопросам. Формой контроля самостоятельной работы является оценка подготовленных студентами рефератов или докладов по заданной тематике.
Примерные вопросы к зачету (для самостоятельной работы):
1. Предмет и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
2. Связь науки БЖ и другими науками. Обосновать значение их взаимосвязи в процессе жизнедеятельности.
3. Понятие “чрезвычайная ситуация” (ЧС). Общие правила безопасного поведения человека в условиях ЧС.
4. Понятие опасность. Виды опасностей. Варианты спасения.
5. Риск. Расчет риска заболеваемости и смертности.
6. Профессиональная опасность и риск смертности.
7. Организация и особенность спасения детей при ЧС.
8. Что понимается под определением “психологическое моделирование ЧС и ЭС”. Значение данного действа для процесса выживания.
9. Процесс изучения науки БЖ идет по замкнутому циклу в течении жизни. Какое это имеет значение для человека.
10. Виды оповещения о ЧС и ЭС. Способы защиты (аппараты и спец. приспособления, противогазы и др. средства защиты).
11. Экстремизм, фашизм, национализм – формы современной опасности.
12. Классификация чрезвычайных ситуаций по причине возникновения, по мере возрастания и по скорости протекания.
13. Характеристика ЧС геологического характера.
14. Характеристика ЧС метеорологического характера.
15. Характеристика ЧС гидрологического характера.
16. Массовые заболевания их возбудители, опасности при распространения инфекционных болезней и меры профилактики.
17. Природные пожары. Виды опасностей и профилактические меры для спасения.
18. Характеристика аварии на химический опасных объектах.
19. Характеристика аварии на радиационно-опасных объектах.
20. Характеристика аварии на пожаро и взрывоопасных объектах.
21. Характеристика аварии на транспорте.
22. Характеристика аварии на гидротехнических объектах.
23. Характеристика аварии на коммунально-энергетических сетях.
24. Права, обязанность и ответственность граждан при ЧС и ЭС.
25. Что необходимо иметь в доме для спасения в период ЧС и ЭС.
26.Международная кодовая таблица на местности.
27.Криминогенные чрезвычайные ситуации: виды, основы безопасного поведения людей.
28.Правила безопасного поведения людей в условиях угрозы и возникновения стихийных бедствий.
29.Возникновения ЧС техногенного характера.
30.Правила безопасного поведения людей в условиях угрозы и
возникновения ЧС криминогенного характера.
31.Механизм работы законодательных актов по защите природной окружающей среды.
32.Права и обязанности населения к защите природных богатств.
33.Задачи и положения органов управления РФ и ее субъектов в области охраны природы.
Список тем контрольных работ:
1. Опишите конкретные источники опасности для здоровья и жизни в Вашей квартире.
2. Опишите конкретные источники опасности для здоровья и жизни на Вашем рабочем месте, в помещении Вашей организации.
3. Опишите конкретные источники опасности для здоровья и жизни, сопровождающие Вас от дома до работы.
4. Опишите конкретную экстремальную ситуацию, произошедшую с Вами или Вашими знакомыми с обязательным указанием на правильные или неправильные действия участника.
5. Опишите Ваши конкретные действия (согласно должностным обязанностям) при возникновении ЭС в Вашей организации.
6. Опишите известные Вам экстремальные ситуации природного характера, правильные и неправильные действия людей, оказавшихся в местах стихийных бедствий.
7. Опишите наиболее частые поражения людей в условиях природных ЭС.
8. Опишите наиболее частые поражения людей в условиях техногенных ЭС.
9. Опишите наиболее частые поражения людей в условиях криминогенных ЭС.
10. Противошоковые мероприятия в условиях поражения людей при стихийных бедствиях.
11. Противошоковые мероприятия в условиях поражения людей при техногенных ЭС.
12. Противошоковые мероприятия в условиях поражения людей при криминогенных ЭС.
13. Правила и способы оказания первой медицинской помощи при травмах конечностей.
14. Правила и способы оказания первой медицинской помощи при травмах головы, грудной клетки и позвоночника.
15. Правила и способы оказания первой медицинской помощи при непроникающих ранениях.
16. Правила и способы оказания первой медицинской помощи при проникающих ранениях головы, грудной клетки, живота.
17. Правила и способы оказания первой медицинской помощи при электротравме.
18. Правила и способы оказания первой медицинской помощи при ожогах различной степени.
19. Правила и способы оказания первой медицинской помощи при отравлениях газообразными продуктами.
20. Правила и способы оказания первой медицинской помощи при отравлениях химическими веществами и пищевыми продуктами.
21. Основные правила здоровьесберегающего поведения людей в общественном транспорте.
22. Основные правила здоровьесберегающего поведения людей при техногенных авариях и катастрофах.
23. Основные правила здоровьесберегающего поведения людей при пожарах в жилых и общественных зданиях.
24. Основные правила здоровьесберегающего поведения людей при обрушении многоэтажных зданий.
25. Опишите Ваши действия при телефонной, письменной или иной угрозе насилия над Вами или Вашими родственниками.
26. Опишите Ваши действия в условиях большого скопления людей и возникновении ЭС.
27. Опишите Ваши действия в условиях захвата в заложники.
28. Опишите Ваши действия при потере ориентации в лесу.
29. Основные нормативные акты РФ, направленные на охрану здоровья и жизни людей.
30. Опишите должностные обязанности, Ваши, Ваших руководителей и подчиненных, направленные на охрану здоровья и жизни людей.