II. Характеристика ребѐнка
Рома мальчик среднего роста, юркий, крутлявый, с живой мимикой лица, открытым, доброжелательным взглядом. Ребѐнок не осознал, что урок является формой учебной деятельности. Во время урока он может встать без разрешения и подойти к своему соседу с другого ряда. На замечания учителя реагирует игриво, отрешѐнно.
У мальчика нет усидчивости, терпения, ему сложно сосредоточиться на каком-либо учебном действии. Внимание рассеянное, неустойчивое.
Имеет скудный запас знаний об окружающей действительности. Интересы скудные, примитивные, в основном направлены на игры с самим собой.
Складывает разрезные картинки, картинки из кубиков, пазлы. Конструирует различные постройки из кубиков.
В речи есть слова: мама, папа, баба, машина и др., нарушена слоговая структура слов, речь невнятная, маловыразительная. Может выразить просьбу двусложным предложением, либо показать жестом на желаемый предмет. Понимает обращѐнную речь бытового характера и простые инструкции: «дай», «на», «иди сюда».
Наблюдаются моторно-двигательные нарушения, стереотипные движения: бег по классу от стены к стене, покачивания головой из стороны в сторону.
Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические не сформированы, мальчик не следит за своим внешним видом, но, любит дежурить по классу, столовой.
III. Индивидуальный учебный план
Задачи и содержание обучения | Н. | П. | И. |
2. Социальное развитие | |||
Формирование навыков самообслуживания | |||
1.1 .Навыки, связанные с гигиеной тела. · закрепить приобретенные умения различать и соотносить слово и предмет: - части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, колени); - предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, гребешок (расческа), зубная щетка, зубной порошок, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце; - действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться. · объяснить детям в доступной форме, что быть чистым — красиво, приятно и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям; · совершать под присмотром и с помощью взрослых утренний и вечерний туалет, мыть мылом руки, лицо, насухо вытираться; Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту или порошок, гребешок, полотенце. | |||
1.2. Навыки одевания и раздевания. · закрепить приобретенное в дошкольном возрасте |
умение различать и называть предметы одежды и обуви: колготки, носки, рубашка, трусики, носовой платок, брюки, платье, пальто, шапка, варежки, шарф, ботинки, тапочки, валенки и т. д. · закреплять навыки одевания и обувания в определенном порядке под присмотром взрослого; · знать, как складывать и куда класть или вешать снятую одежду. | |||
1.3. Навыки приема пищи. · уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, салфетка, стакан, кружка, солонка, блюдечко, клеенка и т.д.); · закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливая еду, хорошо пережевывать пищу, уметь есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол; · знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи и фрукты. | |||
1.4. Навыки культурного поведения. · садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению взрослого; · выйдя из-за стола, задвигать за собою стул; · уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него; · не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора. | |||
1.5 .Формирование представленийоб окружающих людях. · формировать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; · воспитывать эмоциональное отношение и способы выражения своих чувств к близким взрослым, «чувствам» игрушек — мишке холодно, жарко, горячо; кукла довольна, недовольна, радуется, плачет, хочет купаться, больше не хочет купаться и т.д. |
· побуждать здороваться при встрече, пожимать руку, посылать «воздушный поцелуй», обнимать, целовать близких взрослых и т.д. Игры и упражнения: «Хорошая мама », «Пожалей папу», «Ваня и Петя катают мяч», «Давай играть в куклы». «Будем возить кубики и строить домики для зверей» и т.д. | ||||||||
2. Познавательное развитие. | ||||||||
2.1. Сенсорное развитие. | ||||||||
Величина: · учить по словесной инструкции и тактильно выделять один-два предмета по величине: большой — ма- ленький, затем средний и т.д. (при этом задается вопрос: какой предмет в руках — большой или маленький? и т.д.); · различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов: подобрать крыши разного размера к домам; подобрать к этим домам елочки в соответствии с размером; спрятать яблоки в корзинки с учетом двух величин. | ||||||||
Форма: · учить выделять шарик, кубик, кирпичик, крышу (из двух) и называть их, отвечать на вопросы; · учить пользоваться методом проб при решении сен- сорных задач: опускать различные формы в прорези; · выделять различные формы среди других: «собери все кирпичики для дорожки», «давай построим башни», «выбери все крыши»; · доставать из мешочка по словесной инструкции пред- меты, различающиеся по форме (шарики, кубики, кирпичики, крыши), материалу и величине (домики, елочки, шапочки, ленточки, губки, щетки и др.). | ||||||||
Цвет: · учить | выделять | основной | признак | предмета | по | |||
заданному параметру, отвлекаясь от второстепенных признаков (например, · собрать в коробку только «такие — не такие » (желтые) предметы), при этом признак указывается словом «такие»; · учить выделять признаки по образцу (дай такой, как у меня; покажи, принеси такой же), затем по словесной инструкции (дай желтый кубик, принеси желтый карандаш, поставь желтый стаканчик и др.). Последовательное знакомство с цветом проходит в следующем порядке: желтый, красный, синий, зеленый. | |||
Целостное восприятие: · учить складывать разрезную картинку из двух частей; · собирать сборно-разборные игрушки (из двух частей). | |||
Тактильно-двигательное восприятие: · формировать ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное восприятие (твердый — мягкий, холодный — теплый); · доставать предметы по словесной инструкции из мешочка: «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из двух); · продолжать учить выбирать игрушки по словесной инструкции (выбор из двух-трех): «достань голышку», «достань рыбку», «достань шарик» и т.д. | |||
Слуховое восприятие: · учить ориентироваться на звук в знакомом простран- стве: что звучит? — колокольчик, барабан и др.; · различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал? »; · различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?» — кошка, собака, корова. | |||
2.2. Формирование наглядно-действенного мышления: · знакомить с проблемными ситуациями: показать, что бывают ситуации, когда предмет или игрушку нельзя достать рукой и надо искать орудия или |
вспомогательное средство (палочку, лопатку, сачок и т.д.); · учить решать простейшие проблемно-практические задачи методом проб — пользоваться предметами- орудиями при выполнении определенных действий: выбирать предмет-орудие (из 2-3 предметов) для достижения предмета-цели: «достань тележку» (использовать палочку с определенным концом); «достань рыбку» (использовать разные по длине удочки) и др. | |||
2.4. Формирование количественных представлений: · учить различать состояния пустой — полный; проговаривать слова пустой — полный; · учить выделять 1, 2, много предметов из группы по под- ражанию, образцу(например,показываем наребѐнке: один нос, один большой палец, один маленький мизинчик и т.д.), · побуждать показывать один, два... и т.д.: сколько показал? Назови (покажи с помощью пальцев). Все время должна следовать инструкция: это одна..., возьми одну..., сколько взял...?, возьми еще одну... и т.д. На себе и на ребенке показывать одну-две части тела (у Вани две руки, два глаза и т.д.), затем учить отвечать на вопрос: сколько у Вани рук? и т.д. Далее можно перейти к предметам — обеими руками брать по палочке или колечку, вкладывать в каждую руку, соединять, подводить итог — сколько взяли? Два колечка (палочки) и т.д. Побуждать обобщать словом количество показываемых (взятых в руку) предметов — два. Далее: соотносить количество 1, 2 с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?; учить находить заданное ко- личество однородных предметов 1, 2, много в окружающей обстановке; учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах двух. (Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе; учить перед каждым предметом совершать только 1 хлопок.) |
3.4. Развитие речи. Проведение активной артикуляционной гимнастики: · растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др.; · удерживать язык в определенном положении: во рту — неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой и против часовой стрелки и др.; · по подражанию произносить набор звуков и слогов русского языка; · формировать воздушную струю: дуть на легкие предметы — шарики, бабочки и т.д. | |||
Развитие понимания обращенной речи: · учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? Вот они»; · учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1—2—3 действия: «Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми»; · учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за («Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машинку, она под столом» и др.). | |||
3.5. Ознакомление с окружающим миром: · уточнять представления ребенка о явлениях природы: зимой — идет снег, дети катаются на лыжах, санках, коньках; · выделять сюжетную картинку «Зимой» среди двух картинок; формировать умение наблюдать за изменениями в природе, за природными явлениями (солнце, дождь, ветер), отвечать на вопрос: «Какая сегодня погода? »; · формировать представления о домашних животных; · учить обращать внимание на предметы и явления |
окружающей действительности; · учить выделять группу однородных предметов: игрушки, посуда, мебель, животные — сначала на предметах, а позже на картинках, затем обобщать в слове: «Вот наши игрушки» и т.д.; · учить группировать предметы, а затем картинки по функциональному назначению: в одну сторону — игрушки, в другую — посуду; · учить различать знакомые овощи и фрукты по вкусу, проводить игру «Угадай, что съел?». · Формировать представления о разных людях и их действиях: «Покажи, где дядя читает книгу? Покажи, где мальчик катается на лыжах?» и т.д. На прогулке развивать движения и игровые действия: катать машину, строить куличи, лепить снежки. | |||
4. Формирование предметной деятельности. Учить целенаправленным предметно- игровым действиям и отдельным игровым действиям с учетом свойств предметов: · различать и выделять предмет из множества подобных по форме, величине, цвету; · подбирать к предмету пары; · складывать пирамиды, матрешки, башенки (стаканчики); · воспринимать предмет как целое и выделять в предмете отдельные части по подражанию и речевой инструкции педагога. · побуждать ребенка действовать по подражанию действиям взрослого: захватывать предметы руками, прятать в коробочку, проталкивать в отверстие и т.д.; · использовать пробы и примеривание (наложение), зрительное соотнесение; · собирать разнообразные конструкции и разрезные картинки (из двух частей). Игры и упражнения:«Доска Сегена», предметно-сюжетные вкладыши; «Почтовый ящик»; матрешки, пирамиды, ста- канчики, элементы конструктора и др., машинки, мячи |
(состоящие из двух половинок); паровоз и вагончики; состав- ные картинки (2 части); картинки-вкладыши и др.; игры «Найди мишку», «Что в коробке?», «Повтори действие», «По- корми зайчика» и т.д. · Развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку, «играть» на пианино, «звонить» по телефону; выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка «топ-топ», зайка «прыг-скок», паровозик «ту-ту», ляля «ам-ам»; причешем волосы, постучим молоточком и т.д. · учить воспроизводить цепочку игровых действий: кормление, укладывание куклы спать, катание куклы на машине и т.д. В ходе занятий необходимо все упражнения выполнять сначала совместно с ребенком в позиции за спиной, рядом или напротив, а затем предоставлять возможность действовать по подражанию и самостоятельно. | |||
Рисование. · вызывать интерес к рисованию: взрослый на глазах у ребенка рисует красками, комментируя свои действия. Он изображает снежинки, капли дождя; шарик с веревочкой; елочку с игрушками; дорожку для зайчика и т.д. · дорисовывать отдельные предметы — веревочку к ша- рику, палочку к лопатке, дорожку для колобка, иголки к елке, ветки к дереву и т.д.; красками примакивать кисточкой недостающие детали (глазки, носик, ротик у кукол). · учить рисовать прямые, круговые линии: клубок, «снег идет», «на елочке иголки», дорожки; далее — рисовать знакомые предметы в определенной ситуации: «колобок катится по дорожке», «дождь идет» и т.д.; · учить рисовать знакомые предметы по образцу. |
Лепка: · формировать способы обследования предметов перед лепкой; · выполнять лепные поделки с использованием различных приемов (огурец, апельсин, банан, помидор); учить делить пластилин на 2 части; · раскатывать прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин; · учить лепить предметы по подражанию (баранки, колобок). Сначала раскатывается тесто (пластилин) прямыми движениями рук (конфеты- шарики, баранки), а затем лепятся простые предметы круглой формы (колобок, шарик, яблоко, пирог). | |||
Аппликация: · знакомить с тем, что плоские предметы можно наклеить на бумагу; учить наклеивать простые пред- меты по показу — «шары на ниточках», «рыбки в аквариуме»; · учить располагать предметы на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпкой, наклеивать простые предметы: мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики и т.д. | |||
Конструирование: · учить строить конструкции по показу, образцу и рече- вой инструкции, выполнять конструкции из двух разных элементов; далее вводится произвольный элемент (конус, флажок и др.), затем выполняются постройки из двух-трех поделок (сюжетная постройка), например, дачные домики, мебель в квартире, дорожка и мостик через реку и др., далее — «лесенки», стол и кроватка для матрешек, клетки для большого и маленького зверей, гаражи для большой, средней и маленькой машин, высокий и низкий домики для матрешек, дорожки между домами и т.д.; |
· обыгрывать выполняемые постройки. | |||
Хозяйственно-бытовой труд: · учить выполнять простые бытовые действия совместно, а затем по инструкции (вытри стол, полей цветок, подмети пол, вымой посуду: чашку, тарелку и т.д.); · учить работать ножницами (нарезать полоски и т.д.). · в ходе выполнения задания можно переключать внимание ребенка с одной задачи на другую (разложи кубики по цвету, а теперь по форме, вот так, как я); |
IV. Содержание образования в условиях организации и семьи
Приоритетные учебные предметы:
-Окружающий природный мир
-Человек
-Самообслуживание
-Окружающий социальный мир
Коррекционные курсы:
- Сенсорное развитие
- Предметно-практические действия
- Двигательное развитие
-Альтернативная коммуникация
-Коррекционно-развивающие занятия
Объѐм недельной учебной нагрузки на обучающегося: 38 часов.
Содержание образования в условиях семьи:
-Индивидуальные логопедические занятия
-индивидуальнее занятия с психологом