Особенности развития и совершенствования движений у детей второго и третьего года жизни

На втором году жизни продолжается работа по совершенствованию развития основных движений, к которым относят ходьбу, бег, лазание, прыжки, броски. На основе умения ходить развивается чувство равновесия, координация движений, формируется правильная осанка и свод стопы. Степень развития движений зависит от особенностей психофизического состояния и условий развития.

Особое внимание у детей второго и третьего года жизни уделяют формированию основных движений – ходьбе, лазанию, бегу. Обучают имитировать движения взрослых, для чего в игровые задания включают упражнения, в которых поднимают и опускают руки, вращают кистями рук, сжимают и разжимают пальцы, захватывают мелкие предметы; из исходного положения стоя и сидя поворачиваются вправо и влево, наклоняются и выпрямляются, приседают с поддержкой, пытаются подпрыгивать; ползают, подлезают, влезают, сползают, катают и бросают мяч, играют в мяч с взрослыми, перешагивают через предметы и т.п.

Броски. В 5–6 месяцев у детей появляется умение бросать. Они могут выпускать предметы из рук, отталкивать их кистью и пальцами; в 9–10 месяцев бросают мяч, стоя, держась за опору. К 1,5 годам у детей появляются элементы замаха и бросков, которые в свою очередь требуют проявление силы, мышечной координации (движения конечностями и туловищем), пространственной ориентации. Отмечают различия в выполнении бросков правой и левой руками. Броски вдаль детям выполнить легче, чем в цель. Правильное выполнение бросков предполагает проявление определённого усилия, напряжения соответствующей группы мышц, поворота туловища, точности и чёткости движений. После двух лет закрепляют выполнение правильного замаха, при котором туловище ребёнка поворачивается в сторону руки, которой выполняется бросок. В 2,5 года детей учат правильному выполнению броска: при броске правой рукой правую ногу отводят назад и на неё переносят тяжесть тела, при броске левой рукой отводят левую ногу. При замахе туловище поворачивают в сторону руки, которой выполняется бросок, переносят тяжесть тела с ноги, отведённой назад, на впереди стоящую ногу. В процессе обучения броскам дети выполняют лишние движения, не прицеливаются, вдаль бросают лучше, чем в цель.

Выполнение упражнений в лазании продолжают совершенствоваться у детей 2–3 лет. Дети осваивают разновидности вертикального и горизонтального лазания; выполняют упражнения на возвышенной площади опоры (лестница, стул, наклонная поверхность), переползание, подлезание, влезание.

Ходьба у детей этого возраста не совершенна, поскольку её автоматизм, координация движений, устойчивость положения тела в пространстве, ритм движений недостаточны. Характерными особенностями ходьбы для детей этого возраста являются: множество лишних движений, широко расставленные ноги для увеличения площади опоры; согнутые колени, «шарканье» ногами; неравномерный темп передвижения; отсутствие умения соблюдать указанные направления и т.д. У детей часто наблюдается параллельная постановка стоп на грунт, полусогнутая постановка ног, недостаточный вынос конечностей вперёд во время ходьбы. Специальные упражнения в ходьбе формируют её динамический стереотип. Дети способны выполнять упражнения с перешагиванием через невысокие предметы, ходить по ограниченной площади (по узкой дорожке, доске и т.д.), удерживать правильную осанку.

Бег детей 2–3 лет похож на ускоренную ходьбу. Характерный для бега «полет» появляется спустя год после первых самостоятельных шагов. Для детей второго и третьего года жизни бег более привычное движение, чем ходьба. В беге наблюдается большая, чем при ходьбе, согласованность движений, недостаточное отталкивание, бег на всей ступне. Согласованные движения рук и ног в беге развиваются раньше, чем в ходьбе, однако присутствует рваный ритм бега из-за недостаточной ориентации в пространстве, частой потере равновесия, падений и подъёмов, при этом скорость бега зависит от качества освоения правильных движений. На третьем году жизни дети ходят, бегают, лазают и прыгают без затруднений, с удовольствием, воспроизводят простые движения по показу взрослых.

Прыжки. До 3 лет дети редко осваивают выполнение упражнений с прыжками. Несформированность опорно-двигательного аппарата, недоста­точная крепость костей и связок нижних конечностей, слабое развитие силы мышц, функции равновесия, недостаточность амортизационных свойств стопы не позволяют увеличивать количество упражнений прыжковой направленности. В 2,5 года дети начинают спрыгивать с небольшой высоты. Для освоения упражнений в спрыгивании выполняют упражнения с приседаниями и подскоками. Дети осваивают подскоки на месте. Спрыгивание и прыжок в длину с места дети выполняют легче, чем прыжки в высоту. До 3 лет дети не прыгают на одной ноге.

Движения, освоенные детьми, закрепляют в подвижных играх. Игры с детьми до 1,5 лет проводят в основном индивидуально. В игровой форме закрепляют выполнение основных движений, совершенствуют координацию движений, стимулируют желание выполнять игровые правила и задания, воспитывают личностные качества. В подвижных играх с детьми 2–3 лет ведущая роль принадлежит взрослому. Для объяснения игры используют сюжетный рассказ; игровые имитационные образы; заинтересовывают детей игрушкой, показывают, что и как надо делать. Подвижные игры повышают общий и эмоциональный тонус у детей, доставляют им радость и удовольствие.

В первые три года жизни у детей отмечается большая лабильность состояния, они часто болеют инфекционными заболеваниями, что связано с низким иммунитетом и возрастающими контактами с взрослыми и сверстниками, быстро устают, резко меняется их эмоциональное состояние. В дошкольных учреждениях выделяют группы часто и длительно болеющих детей, которым оказывают помощь в процессе адаптации к новым условиям, в укреплении и закаливании организма.

Наши рекомендации