Методика приобщения к пению детей раннего возраста
Развитие начальных певческих проявлений на первом году жизни ребенка начинается с того, что малыша приучают, прислушиваться к пению взрослого и отвечать на него звуками своего голоса, гулением.
Поэтому в основе методических приемов музыкального воспитания лежит воздействие выразительной певческой интонацией, теплота и задушевность которой вызывает у детей эмоциональный отклик.
Воспитатель, напевая песню, наклоняется к ребенку и тем привлекает его внимание, вызывает подражательные интонации и создает у него радостное настроение. В работе с детьми постарше для выявления интереса к пению используется показ игрушек.
На втором году жизни дети уже начинают произносить и на-
Стр. 98
распев подпевать завоспитателем отдельные звуки, окончания музыкальной фразы. Программа воспитания и обучения в детском саду ставит перед педагогом задачу — побуждать ребенка подпевать взрослому, воспроизводя отдельные интонации.
Решить эту задачу помогают песни, отражающие близкие и понятные детям образы (птички, куклы и т. д.). Их правильный подбор дает возможность постепенно усложнять задания. Если в песне «Птичка» М. Раухвергера дети могут отметить окончание песни восклицанием «Ай», то в песне «Да-да-да» Е. Тиличеевой они подпевают короткую музыкальную фразу на повторяющийся слог «да-да-да».
Занимаясь с малышами, педагог приглашает то одного, то другого ребенка присоединиться к пению, повторить отдельное звуковое восклицание, интонацию. Основным методом формирования певческих проявлений детей на этом этапе является подражание пению взрослого.
Вызывая интерес к песне, желание ее спеть, воспитатель использует игровые приемы, применяет игрушку. Например, в песенке «Водичка» Е. Тиличеевой дети вместе со взрослым выполняют движения по тексту песни. Выразительное исполнение песни вызывает у детей эмоциональный отклик, желание петь.
Повторяя песню несколько раз, педагог предлагает наиболее активным ребятам подпевать ему. Их пример оказывает положительное влияние на более робких.
Большое значение для музыкального развития в этом возрасте имеет индивидуальное пение с каждым ребенком. Это позволяет выявить более активных, объединить их в небольшую группу.
Песенный репертуар
Песенный репертуар для детей первой младшей группы невелик. Однако в нем нашли отражение праздники («На парад» Ю. Слонова, «Праздник» Т. Ломовой, «Елка» Т. Попатенко), близкие детям образы («Птичка» Т. Попатенко, «Жук» В. Карасевой), песенки о детях («Вот какие мы большие», «Да-да-да» Е. Тиличеевой). В песнях дети подпевают короткие музыкальные фразы.
Стимулирование звукоподражаний является одной из предпосылок развития у детей певческих интонаций.
Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста
Задачи и содержание обучения
На третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться — певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.
Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначальные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.
Стр. 99
На четвертом году жизни певческий голос у детей звучит сильнее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей появляется даже крикливость.
Формируя певческое звучание, педагог следит, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне ре-ми-ля первой октавы.
Большое место в младших группах отводится работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла. Необходимо объяснить значение отдельных непонятных слов, научить правильному произношению.
Детям этого возраста трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.
Ребенок первой младшей группы к концу года может петь несложные песни вместе со взрослым.
К концу четвертого года жизни они должны петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него.
Эти задачи решаются с помощью песенного репертуара, включающего несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни небольшого диапазона.
Дети третьего года в песнях «Кошка» ан. Александрова, «Птичка» Т. Попатенко подпевают лишь заключительную фразу, наиболее удобную для первоначального интонирования:
[Медленно] [Умеренно]
Русскую народную песню «Зайка» они могут спеть целиком, так как она построена на повторяющемся мотиве:
[Оживленно]
Во второй младшей группе задания постепенно усложняются, исполняются песни большего диапазона (ре-ля, ми-си первой октавы). Построение песен, включающее повторение отдельных фраз, способствует их лучшему запоминанию и усвоению:
[В темпе марша]
Стр. 100
[Не спеша]
Большинство песен для детей этого возраста исполняется не спеша, в умеренном темпе. Но есть и более подвижные («Дед Мороз» А. Филиппенко, «Игра с лошадкой» И. Кишко).
Песенный репертуар
Во второй младшей группе песенный репертуар значительно расширяется. Здесь больше представлена общественная тематика («Машина» Т. Попатенко, «Самолеты» М. Магиденко, «Молодой солдат» В. Карасевой) природные явления («Зима» В. Карасевой, «Дождик» - русская народная попевка, обработка Т. Попатенко), песни ко дню 8-го Марта («Пирожки» А. Филиппенко, «Мы любим маму» Ю. Слонова). Небольшой диапазон и короткие музыкальные фразы позволяют детям петь всю песню.
Методические приемы
Рассмотрим методические приемы, используемые в работе по пению с детьми третьего года жизни. Основным является эмоциональное, выразительное
исполнение песни педагогом. Для этого необходимо хорошо продумать и передать особенности песни, ее характер, настроение. Исполняя песню впервые, педагог использует игрушки, картинки, которые помогают детям понять содержание песни.
Кроме этого, используются игровые приемы. Например, знакомя ребят с песней «Кошка» Ан. Александрова, педагог показывает игрушку и после пения говорит: «Кошечка просит молока». «Мя-у, мя-у»,— напевает он и спрашивает: «Как кошечка просит молока?» Это побуждает ребят пропеть вместе с ним последнюю фразу.
Разучивая с детьми песню (как правило, без фортепианного сопровождения), педагог одобряет наиболее активных и своим участием помогает более робким.
Когда песня выучена, можно использовать разные игровые приемы. «К нам пришел мишка, пусть он посидит и послушает, как хорошо мы поем»,— говорит педагог. Во время пения песни «Елка» Т. Попатенко на слова «да-да-да» дети прихлопывают, а исполняя песню «Праздник» Т. Ломовой (во втором куплете), показывают, как «играют на трубе».
Во второй младшей группе чаще используются обучающие приемы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню 2—3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним.
Стр.101
Наиболее активные начинают петь сразу. Постепенно включаются все.
Особого внимания требует работа над протяжным пением, так как многие дети поют говорком. Педагог выразительно пропевает долгие звуки. Дети следуют этому примеру.
В процессе обучения пению необходимо слышать каждого ребенка, отмечать его исполнение. Хорошо поющим предлагать спеть группой для всех детей, с интонирующими неточно позаниматься отдельно, чтобы научить их «подстраиваться» к пению взрослого.
Если в песне встречается трудноисполнимый интервал, его можно спеть на какой-либо слог. Текст песни усваивается вместе с мелодией, отдельно повторяются только наиболее трудные слова.
В конце года отмечается, смогут ли дети петь некоторые песни с музыкальным сопровождением и без него с помощью воспитателя.
Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать в пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное дружное пение.