Вопрос 10: народные школы Френе и Штайнера
Не все склонны называть Френе революционером. Некоторые скромнее в оценке его
заслуг. Он не так тонок, как Мария Монтесори. Не столь философичен, как
Штайнер. Селестен Френе всего лишь ответил на вопрос, как нам организовать
начальную школу в стенах одной единственной сельской однокомплектной школы на
заре смутного 20 века. Как им, т. е. семилеткам, нежнейшему человеческому
материалу, начинать с нуля. И как нам, т. е. педагогам, с ними работать.
Школа Френе – школа, общедоступная для детей, но элитная для учителей.
Центральный тезис концепции свободной школы Селестена Френе оказался простым
на словах: для воплощения в жизнь прогрессивной педагогики достаточно
изменить организационные формы учебного процесса. Необходимо создать новые
материальные средства обучения и воспитания.
Таким образом, школу Френе можно назвать современной, но никак не модной.
Школа Френе – это мастерские. Ведь именно мастерские помогают ребёнку
осознать самого себя. Система мастерских Френе изменяется на протяжении
многих лет.
Основные положения школы Френе:
1. Свобода самовыражения ребёнка.
Ребёнок по природе своей ничем не отличается от взрослого. И детство – это не
подготовка к жизни, а её важный этап. Ребёнок не просто пустой сосуд, который
следует наполнять, он уже обладает определёнными представлениями,
определённым жизненным опытом.
2. Научить ребёнка мыслить.
Помочь овладеть методом познания, критическим отношением к действительности.
3. Основной точкой обучения является свойственная всем детям любознательность.
Задача учителя создавать такие проблемные ситуации, при которых ученики
чувствуют потребность что-то узнать, чему-то научиться.
4. Познание нового идёт путём постоянного выдвижения гипотез.
5. Ошибка не ставится в вину ученику.
Каждый имеет право ошибаться, это необходимый этап на пути к знаниям.
6. Учащиеся самостоятельно планируют свою учебную работу – сначала на один
день, потом на неделю, далее на месяц.
Однако нужно помнить, что свобода выбора – это не синоним анархии. Именно
учитель организует весь учебный процесс.
7. Создание собственных средств обучения.
Создание карточек (карточек самоконтроля). Как средство обучения используются
продукты свободного творчества учеников: газеты и сборники собственных стихов
сказок, самостоятельно снятые фильмы, составление математической задачи.
Задачи школы Френе:
1. Круг общения школьников должен быть
как можно шире, ему способствует одна из форм общения – переписка.
2. Исследование в обучении так
называемого метода «проб и ошибок».
3. Установление сотрудничества не
только учителя и умника, но и между учениками.
4.
Целевое ориентирование.
- Всестороннее воспитание.
Концептуальные положения:
v Труд на всех этапах обучения
v Большое внимание школьному самоуправлению
v Использование школьных материалов
Особенности организации школы Френе:
Ø Нет обучения, есть разрешение проблем, анализ, экспертиза.
Ø Нет домашних заданий, есть постоянно задаваемые вопросы.
Ø Нет оценок, но отличаются личные предложения.
Ø Нет ошибок – есть недоразумения.
Ø Нет программ, есть индивидуальное и групповое планирование.
Ø Нет учителя, но есть учитель организации общего дела
Ø Педагог нисколько не воспитывает, а решает общие проблемы.
Ø Классом правят нормы общежития, принятые самими детьми.
Ø Нет класса, есть детско-возрастная сообщность.
Освобождение текстов
Френе работал с детьми, которые были не грамотны, пассивны, не умели выразить
себя. И поэтому будущий великий педагог начал создание атмосферы в классе,
чтоб развить в учениках способности к самовыражению. Например, он дал детям
возможность свободно выражать письменно или устно свои мысли. Так появились
первые «свободные тексты», в которых дети писали о чём хотели, когда хотели и
где хотели. Это были небольшие сочинения, в которых дети рассказывали о своих
семьях, друзьях, планах на будущее, описывали наблюдения сделанные во время
прогулок. При этом ребёнок, написавший текст, был в праве читать его или нет,
показывать учителю или не показывать вовсе.
Френе предложил читать всем желающим тексты каждый день. Он указывал и на ещё
одно значение текстов.«Свободный текст» – это не только учебное упражнение по
родному языку, но и социально-психологический тест, с помощью которого можно
лучше понять взаимодействие ребёнка с окружающим миром.
Потом возникла идея издавать эти тексты. Для этого использовалась самодельная
типография. Френе считал, что работа с печатным станком носит учебное и
воспитательное значение.
Френе пришёл к идее специальных карточек самокоррекции с упражнениями,
которыми можно было заниматься каждому индивидуально. Каждая карточка
содержала определённую часть учебного материала, конкретные задания. Так
произошёл отказ от одного на всех учебника и единого ритма занятий.
Освобождение классов
Учебные классы, где преподавал Френе, были переполнены, дидактические приёмы
обучения не оказывали нужного воздействия, а ученики не проявляли и доли
интереса, который они испытывали во время прогулок. Френе стал покидать
школу, чтобы заняться изучением окружающей природы. Эти наблюдения всегда
вызывали живой интерес детей.
В классе по системе Френе отсутствуют уроки «от звонка до звонка», учебные
программы.
При этом система Френе предусматривала чёткое планирование учеников каждого
класса. Ученики с помощью учителя составляли индивидуальный план.
Жизнь без отметок
В целом, вся деятельность детей в классе основана на получении пропущенного
через себя знания. И основой является не лекция, а анализ, дискуссия, поиск
путей разрешения проблем. Ученики Френе не знали что такое ошибка. Здесь
задаётся и обсуждается любой вопрос, а затем все ищут на него ответ.
Также как и общие учебные планы в школе по системе Френе отсутствовали
оценки. Педагог называл систему оценок «одной из самых отрицательных сторон
школы» и был убеждён, что они не служат критерием интеллектуального уровня
ребёнка и не отражают качества знаний, а лишь толкают детей к обману.
Соответственно, в отсутствии привычных оценок в классах по модели Френе
поощряются не конкурентность и соревновательность, а разнообразные формы
кооперации.
Воспитание на экспорт
Нельзя сказать, что педагогика Френе получила большую известность и
распространение в мировом масштабе. Если сравнивать её с педагогикой Марией
Монтессори или Рудольфа Штайнера, то школ, работающих по принципам Френе,
гораздо меньше.
Даже на родине педагога количество преподавателей, работающих по его
методике, никогда не превышало 5%. Сегодня же во Франции насчитывается всего
1 – 2 % учителей, принимающих на своих уроках методику Френе.
Сегодня классы Френе существуют в Москве, Саратове, Таганроге.