Вопрос 10: народные школы Френе и Штайнера

Не все склонны называть Френе революционером. Некоторые скромнее в оценке его

заслуг. Он не так тонок, как Мария Монтесори. Не столь философичен, как

Штайнер. Селестен Френе всего лишь ответил на вопрос, как нам организовать

начальную школу в стенах одной единственной сельской однокомплектной школы на

заре смутного 20 века. Как им, т. е. семилеткам, нежнейшему человеческому

материалу, начинать с нуля. И как нам, т. е. педагогам, с ними работать.

Школа Френе – школа, общедоступная для детей, но элитная для учителей.

Центральный тезис концепции свободной школы Селестена Френе оказался простым

на словах: для воплощения в жизнь прогрессивной педагогики достаточно

изменить организационные формы учебного процесса. Необходимо создать новые

материальные средства обучения и воспитания.

Таким образом, школу Френе можно назвать современной, но никак не модной.

Школа Френе – это мастерские. Ведь именно мастерские помогают ребёнку

осознать самого себя. Система мастерских Френе изменяется на протяжении

многих лет.

Основные положения школы Френе:

1. Свобода самовыражения ребёнка.

Ребёнок по природе своей ничем не отличается от взрослого. И детство – это не

подготовка к жизни, а её важный этап. Ребёнок не просто пустой сосуд, который

следует наполнять, он уже обладает определёнными представлениями,

определённым жизненным опытом.

2. Научить ребёнка мыслить.

Помочь овладеть методом познания, критическим отношением к действительности.

3. Основной точкой обучения является свойственная всем детям любознательность.

Задача учителя создавать такие проблемные ситуации, при которых ученики

чувствуют потребность что-то узнать, чему-то научиться.

4. Познание нового идёт путём постоянного выдвижения гипотез.

5. Ошибка не ставится в вину ученику.

Каждый имеет право ошибаться, это необходимый этап на пути к знаниям.

6. Учащиеся самостоятельно планируют свою учебную работу – сначала на один

день, потом на неделю, далее на месяц.

Однако нужно помнить, что свобода выбора – это не синоним анархии. Именно

учитель организует весь учебный процесс.

7. Создание собственных средств обучения.

Создание карточек (карточек самоконтроля). Как средство обучения используются

продукты свободного творчества учеников: газеты и сборники собственных стихов

сказок, самостоятельно снятые фильмы, составление математической задачи.

Задачи школы Френе:

1. Круг общения школьников должен быть

как можно шире, ему способствует одна из форм общения – переписка.

2. Исследование в обучении так

называемого метода «проб и ошибок».

3. Установление сотрудничества не

только учителя и умника, но и между учениками.

4.

Целевое ориентирование.

- Всестороннее воспитание.

Концептуальные положения:

v Труд на всех этапах обучения

v Большое внимание школьному самоуправлению

v Использование школьных материалов

Особенности организации школы Френе:

Ø Нет обучения, есть разрешение проблем, анализ, экспертиза.

Ø Нет домашних заданий, есть постоянно задаваемые вопросы.

Ø Нет оценок, но отличаются личные предложения.

Ø Нет ошибок – есть недоразумения.

Ø Нет программ, есть индивидуальное и групповое планирование.

Ø Нет учителя, но есть учитель организации общего дела

Ø Педагог нисколько не воспитывает, а решает общие проблемы.

Ø Классом правят нормы общежития, принятые самими детьми.

Ø Нет класса, есть детско-возрастная сообщность.

Освобождение текстов

Френе работал с детьми, которые были не грамотны, пассивны, не умели выразить

себя. И поэтому будущий великий педагог начал создание атмосферы в классе,

чтоб развить в учениках способности к самовыражению. Например, он дал детям

возможность свободно выражать письменно или устно свои мысли. Так появились

первые «свободные тексты», в которых дети писали о чём хотели, когда хотели и

где хотели. Это были небольшие сочинения, в которых дети рассказывали о своих

семьях, друзьях, планах на будущее, описывали наблюдения сделанные во время

прогулок. При этом ребёнок, написавший текст, был в праве читать его или нет,

показывать учителю или не показывать вовсе.

Френе предложил читать всем желающим тексты каждый день. Он указывал и на ещё

одно значение текстов.«Свободный текст» – это не только учебное упражнение по

родному языку, но и социально-психологический тест, с помощью которого можно

лучше понять взаимодействие ребёнка с окружающим миром.

Потом возникла идея издавать эти тексты. Для этого использовалась самодельная

типография. Френе считал, что работа с печатным станком носит учебное и

воспитательное значение.

Френе пришёл к идее специальных карточек самокоррекции с упражнениями,

которыми можно было заниматься каждому индивидуально. Каждая карточка

содержала определённую часть учебного материала, конкретные задания. Так

произошёл отказ от одного на всех учебника и единого ритма занятий.

Освобождение классов

Учебные классы, где преподавал Френе, были переполнены, дидактические приёмы

обучения не оказывали нужного воздействия, а ученики не проявляли и доли

интереса, который они испытывали во время прогулок. Френе стал покидать

школу, чтобы заняться изучением окружающей природы. Эти наблюдения всегда

вызывали живой интерес детей.

В классе по системе Френе отсутствуют уроки «от звонка до звонка», учебные

программы.

При этом система Френе предусматривала чёткое планирование учеников каждого

класса. Ученики с помощью учителя составляли индивидуальный план.

Жизнь без отметок

В целом, вся деятельность детей в классе основана на получении пропущенного

через себя знания. И основой является не лекция, а анализ, дискуссия, поиск

путей разрешения проблем. Ученики Френе не знали что такое ошибка. Здесь

задаётся и обсуждается любой вопрос, а затем все ищут на него ответ.

Также как и общие учебные планы в школе по системе Френе отсутствовали

оценки. Педагог называл систему оценок «одной из самых отрицательных сторон

школы» и был убеждён, что они не служат критерием интеллектуального уровня

ребёнка и не отражают качества знаний, а лишь толкают детей к обману.

Соответственно, в отсутствии привычных оценок в классах по модели Френе

поощряются не конкурентность и соревновательность, а разнообразные формы

кооперации.

Воспитание на экспорт

Нельзя сказать, что педагогика Френе получила большую известность и

распространение в мировом масштабе. Если сравнивать её с педагогикой Марией

Монтессори или Рудольфа Штайнера, то школ, работающих по принципам Френе,

гораздо меньше.

Даже на родине педагога количество преподавателей, работающих по его

методике, никогда не превышало 5%. Сегодня же во Франции насчитывается всего

1 – 2 % учителей, принимающих на своих уроках методику Френе.

Сегодня классы Френе существуют в Москве, Саратове, Таганроге.

Наши рекомендации