Объединенная секция № 2 История России, история культуры
1. Такие мальчики с Петроградской стороны 1930-1940-х гг. «Герои своего времени» и доблестные участники Великой Отечественной войны из школы № 80. Наймарк Е.А. Стендовый доклад преподавателя.
Мы расскажем Вам о двух «героях своего времени», двух героях Великой Отечественной войны-«мальчишках с Петроградской стороны», выпускниках нашей родной школы-гимназии № 80, дореволюционного Училищного дома имени А.С. Пушкина. Речь идет о герое войны, командире понтонного полка, лейтенанте, герое СССР (посмертно) Михаиле Алексеевиче Малиеве, давшему имя движению комсомольцев-малиевцев и Георгии Георгиевиче Эпштейне, солдату войны, главе комсомольской организации школы. Оба они правдиво осмысляли сталинские репрессии и оба героически погибли в войну, защищая свою Советскую родину. Школа находится ныне на ул. Мира, дом 18, а в 1930-1960- годы она имела статус Первой образцовой школы, средней школы № 67, находящейся по адресу ул. Мира, 14. Именно о героях великой отечественной войны речь Малиеве, Эпштейне и многих других учениках нашей школы идет речь в повести Михаила Сергеевича Панича «Такие мальчики». О них мы написали наше конкурсное структурированное эссе со стендовым докладом к конференции, посвященной победе в Великой Отечественной войне.
Михаил Малиев и Геогргий Эпштейн были воспитанниками директора Первой образцовой школы, коммунистки, обществоведа Марии Яковлевны Перкиной, возглавившей в 1960-е годы РОНО. Она воспитывала в детях личностей, была строгим предметником, стремилась морально поддерживать репрессированные семьи, ограждать детей от внутришкольной травли, когда КГБ заставляло пионеров скандировать имена тех, кого называли «врагами народа». Она не допускала подобной репутации за центральной школой Петроградского района. Именно ей жаловались о несправедливости, террористической маниакальной жесткости карающего партийного аппарата. В частности, убежденный комсомолец Зоря Эпштейн, будущий герой войны написал своему учителю письмо о том, что он лично не может смириться с расстрелом отца, повсеместной лжи, недоброжелательности, страхе, о своих разочарованиях в коммунистической идеологии, о том, что он только ради Отечества и семьи готов продолжать бороться с фашизмом. Это опасное в годы интриг, диктатуры теоррористического пролетариата письмо было спрятано и никому не показывалось долгие годы.
22 июня 1941 года началась страшная Великая Отечественная война и школа перешла на военный режим. Актив учебного учреждения вместе с М.Я. Перкиной дежурил на крыше. Отряд старшеклассников из 80 человек отправиться строить аэродром в Ольгино. Под руководством М.Я. Перкиной произошла эвакуация младшеклассников. Наша любимая школа вскоре была эвакурирована и преобразована в госпиталь. А наши герои ушли на войну и героичестки на ней погибли, оставив безутешными жен и матерей. Женат был на любимой однокласснице Искре Уткиной Георгий Эпштейн.
2.. Александр Невский: князь, воин, наследоприемник, патриот, политик. В.А. Сергеева, 11 «С» (Экстернат). ЦО № 2 Московского района. Научные руководители: М.В. Вагу и Е.А. Наймарк.
Цель проекта:
Раскрыть образ Александра Невского как талантливого полководца, дальновидного политика, защитника православия, истинного патриота своего Отечества.
Задачи проекта:
v выяснить суть гражданского и христианского подвига Александра Невского
v выяснить, почему личность Александра Невского привлекательна для последующих поколений и наших современников
v выяснить, остается ли он национальным героем и народным заступником для нашего поколения
В любое время актуальна тема патриотизма, любви к своему Отечеству, защиты его от врагов, сохранения духовных традиций своего народа. Сохранение памяти о героях Отечества, о подвигах наших предков – задача последующих поколений. При детальном анализе исторической биографии Великого князя Александра Невского, была объяснена идея о том, что будущий канонизированный святой сделал перед ханом выбор в пользу того, чтобы получить как можно больше влияния над русскими уделами, фактически забрав княжества у своего брата Андрея и других членов династии Рюриковичей, нежели открыть русские границы европейским и азиатским захватчикам, а также семейным распрям, массовым убийствам. Александр Невский показал себя в данный исторический период не только как очень волевой наследоприемник, но и как политический стратег. Позиция автора и научного руководителя заключается в том, что на уроке «Суд над Александром Невским» на основе конференционных материалов военные подвиги Александра Невского будут оправданы.