Взаимоотношения
Каждый педагог накопил определенный жизненный и профессиональный опыт взаимодействия с учащимися, их родителями и коллегами. Но несмотря на это, от случая к случаю повторяются конфликты, отношения складываются трудно, а часто и вообще не получаются. Чтобы этого не происходило, необходимо научиться анализировать свой опыт и взаимодействовать прежде всего с самим собой. Для этого необходимо:
— с большим доверием относиться к своему субъектному опыту, стараться понять свои переживания и чувства, возникающие от общения с миром;
— научиться экспериментировать с собой — искать новые, наиболее удачные способы поведения, оценки, суждения; не бояться задавать себе вопросы;
— искать в окружающей реальности информацию, содержащую обратные связи — внешние сигналы о последствиях собственных действий в виде реакций и чувств окружающих;
— уметь сознательно делать выбор и применять решения об образе своего поведения и мыслей;
— анализировать свои достижения и неудачи, стараясь честно понять причины и тех и других;
— настойчиво и неустанно учиться наблюдать за самим собой во время своих действий, стремясь контролировать свои мысли и поступки.
Для того чтобы лучше узнать своих учеников, следует для начала постараться ответить:
кто из учащихся пользуется среди своих товарищей наибольшим уважением, популярностью? Почему? Укажите личностные качества;
кто из учащихся пользуется наименьшей популярностью? Почему? Опишите его портрет;
назовите самого большого ”индивидуалиста” в классе;
постарайтесь выделить группы учащихся, связанные более близкими отношениями. Отметьте себе, что их может связывать?
Если предложенные вопросы вызовут затруднения, понаблюдайте за учащимися во время уроков и во внеурочное время. При этом обращайте внимание на следующие моменты:
1. Каковы позы учащихся? Кто находится в “позе социального превосходства”, кто “лидер”? В чем это выражается? Есть ли среди Ваших учащихся ребята, чувствующие себя неловко, находящиеся в напряженных и неестественных позах. чем это вызвано с Вашей точки зрения?
2. Какое расстояние между собравшимися или находящимися в помещении ребятами? Кто образует “малые группы”? Кто из ребят не входит ни в одну группу, одинок? И к какой группе он ближе всего находится?
3. Понаблюдайте за внешними средствами контакта между ребятами. Кто чаще всего обменивается взглядами. С кем первым здороваются входящие? Одинаково ли с каждым?
При наличии в учебном заведении практического психолога педагог может обратиться к нему за помощью в получении более достоверной картины взаимоотношений учащихся, которую может сравнить со своими записями.
Для успешного общения с учащимися полезно знать, насколько Ваше мнение совпадает с мнением учащихся о Вашем взаимодействии. Это можно узнать, также обратясь к практическому психологу. Для тех у кого нет практического психолога, предлагаем следующие упражнения...
В предлагаемых ниже характеристиках педагогу необходимо честно выбрать ту часть высказывания, которая более всего подходит Вам. Если это будет первая часть высказывания, поставьте против номера характеристики (+), если вторая (-). Когда закончите оценку, подсчитайте число (+) и число (-). А теперь, набравшись мужества, предложите учащимся сделать то же самое по отношению к вам. Необходимо чтобы эта процедура осталась анонимной, так как иначе можете получить искаженную картину. Поэтому подготовьте для каждого учащегося листок с номерами характеристик, и им останется поставить только знак. Подсчитайте среднюю арифметическую результатов группы и сравните ее с тем, как Вы оценили сами. Можете провести подобный анализ по отдельным вопросам. В любом случае, это материал для рассуждения о себе. Итак, на уроке Вы:
1. Доброжелательны | Недоброжелательны |
2. Стимулируете инициативу, допускаете выражение собственного мнения, свободное поведение | Не терпите возражений, собственных мнений, свободной манеры себя держать, держите учащихся все время под жестким контролем. |
3. Заинтересованы, активны | Безразличны, “себе на уме”. |
4. Не боитесь откровенно выразить свои чувства; показать свои недостатки | Думаете прежде всего о престиже, стараетесь во что бы то ни стало соответствовать своей социальной роли. |
5. Динамичны, гибки в общении, легко охватываете и разрешаете возникающие проблемы. | Вам не удается вовремя заметить намечающиеся конфликты, легко изменить поведение в связи с этим. |
6. Вежливы и приветливы с учащимися, уважаете их достоинство, строите свое общение в зависимости от их индивидуальных особенностей | Общение одинаково со всеми с соблюдением дистанции “Я-учитель” — “Ты-ученик”. |
7. Можете поставить себя на место учащегося и взглянуть его глазами на конфликт | Важно утвердить свою точку зрения, не считаете себя обязанным искать взаимопонимание с учащимися. |
8. Активны, все время находитесь в общении с учащимися | Пассивны, пускаете общение “на самотек” |
Для определения своей объективности в общении рекомендуем проанализировать стиль своего взаимодействия. С этой целью понаблюдайте за собственным поведением с различными учащимися по следующий схеме:
1. Сколько раз за день Вы обращаетесь к “любимому” и “нелюбимому” ученику?
2. Каков характер этих обращений? (претензии, замечания, критика, поощрение, похвала, поддержка, указание на приказ).
3. Сколько раз Вы вступили в развернутую беседу с тем и другим учеником?
4. По чьей инициативе начат разговор-беседа?
5. Каков вид беседы-разговора? (говорите только Вы, ученик слушает и отвечает на вопросы, говорит ученик, Вы иногда высказываете свою точку зрения, Вы и ученик оживленно обмениваетесь мнениями).
Для анализа лучше выбрать учащихся, отношения с которыми более всего Вам представляются определенными. Пункты классификации лучше оформить в виде таблицы подсчитайте количество эмоционально-отрицательных и эмоционально-положительных обращений к каждому из школьников. Сравните цифры. Подсчитайте число обращений к Вам со стороны обоих учащихся и к ним с Вашей стороны. Сравните. А теперь в общении с несимпатичным учеником постарайтесь сознательно контролировать те моменты взаимодействия, которые Вы анализировали.
В практике наблюдения часто бывает так: иногда важнее почувствовать , чем понять, а иногда можно понять лишь почувствовав. И при этом важна мимика.
Мимика — один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для своего выражения. Вернее полновластным хозяином и мимикой и чувств является человек, но лишь тот, который умеет владеть собой. Овладение языком мимики — важный компонент искусства общения. И хотя человеческое общение на три четверти состоит из речевого, но всем хорошо известны ситуации, когда “слов не надо”.
Владение мимикой необходимо не только актеру, но практически любому человеку, особенно педагогу-воспитателю. Мимика является отличным индикатором эмоцией:
1. Удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот.
2. Страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт.
3. Гнев — брови опущены, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты.
4. Отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней.
5. Печаль — брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены.
6. Счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и отведены назад.
Приведенный материал о мимике и эмоциях очень полезен в индивидуальной работе с учащимися. Однако при работе с аудиторией учащихся, целесообразно воспользоваться следующей классификацией состояний участников взаимодействия, которая позволит сразу и достаточно точно определить состояние аудитории.
1. “Готовность к работе”. Контакт глаз с выступающим, наклон тела вперед, отсутствие кашля, вздохов, отвлеченных жестов, спокойная мимика, отсутствие отвлечений на стуки, шепот.
2. “Протест”. Появление жестов и признаков завуалированной агрессии (сжатие кулака, скрещены руки на груди, наклонение корпуса тела назад — “развалясь”, появление эмоций гнева, призрения).
“Протест” возникает и при несогласии — тогда появляются жесты “рука у щеки”, прикасание к носу или легкое потирание его, ориентация ног по направлению к выходу, появление бокового взгляда, манипуляция с очками. Наличие выражение агрессии или несогласия является для педагога критерием конфронтации аудитории. Может быть, уход в скуку — покачивание ногой, “отсутствующий” или “оценивающий” взгляд, поддержка головы обеими ладонями, которые почти закрывают лицо, зевота, беспокойное “ерзанье”, поиск отвлекающего занятиями.
3. “Одиночное эмоциональное и интеллектуальное реагирование”. Появляется удивление (уголки губ приподняты, чуть открывается рот, брови поднимаются вверх, на лбу появляются горизонтальные складки), внимание (особое дыхание, поза, голова наклоняется и чуть поворачивается).
4. “Интеллектуально-эмоциональное единство”. Всеобщее внимание, единое реагирование. Преобладающая эмоция — спокойная, ровная радость (светлая легкая улыбка, брови подняты вверх, глаза сияющие, искрящиеся, движения легкие и энергичные, реплики оживленные и быстрые).
5. “Глубинные, ядерный контакт”. Душевный подъем и приподнятость, прилив сил и хорошего настроения. Исчезают усталость и мелкие заботы. Идет непрерывный диалог, взаимный обмен мыслями, которые вызывают обоюдный толчок и новым размышлениям.
Педагог по роду своей деятельности постоянно выступает в роли организатора взаимодействия, а самое важное в организации взаимодействия — это появление общности. Поэтому в целях приобретения опыта, педагогу необходимо отметить характер своего взаимодействия.
В этом может помочь классификация, определяющая: тип поведения организатора взаимодействия. Ряд исследователей выделяют 4 зоны организации взаимодействия с аудиторией, в которых он определенным образом проявляет себя: