Проверка и учет знаний школьников на уроках права
Одним из важнейших условий прочного усвоения знаний является целенаправленная работа по обобщению, повторению и закреплению изученного материала. Необходимо использовать различные методы, системы повторения и проверки знаний. Проверка знаний приучает к постоянной работе, повышает степень ответственности у учащихся, развивает их самостоятельность, убеждает в объективности оценки их знаний, способствует формированию навыков самоконтроля. При постоянном контроле учитель сразу может обнаружить затруднения, встречающиеся на пути усвоения знаний и в связи с этим корректировать работу как всего класса, так и отдельного учащегося. Проверку знаний учащихся учитель ведет в форме опроса. Положительные стороны опроса: - контроль за работой учащихся; - формирование навыков самостоятельной работы; - развивающие функции опроса; - объективный критерий самопроверки работы учителя. Отрицательные стороны опроса: - проведение опроса осуществляется в основном в форме вызова к доске для устного ответа; - воспроизведение текста учебника; - опрос только по материалу предыдущего вопроса; - затягивание опроса, то есть ограничение времени для изучения нового материала; - редкий опрос, то есть не обеспечивается система контроля за знаниями всех учащихся.
Основные приемы проверки и учета знаний:
1.Устная проверка: индивидуальный опрос; - оригинальные объяснения положений, нераскрытых учителем; - характеристика по памятке; - опрос учащихся по ранее изученным темам; - фронтальный опрос; - исправление и добавление ответа товарища; - задавание вопросов учащимся; - уплотненный опрос.
2.Письменная проверка: - составить план; - составить схему на основе материала; - заполнить таблицу; - записать имена выдающихся людей; - работы творческого характера, рассчитанных на урок.
3.Рецензирование ответов учащихся: - письменное (9 – 11 класс); - устное (для всех категорий учащихся) по заранее выданному плану.
Норма оценки знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцирующий подход к обучению, проверка знаний и умений. В устных ответах оцениваются знания и умения учащихся по пятибалльной системе, учитывается при этом глубина знаний, их полнота, владение необходимыми умениями.
Оценка 5. Материал усвоен полностью, изложен логично, без ошибок, не требует дополнительных вопросов. Выводы опираются на теоретические знания. Применение необходимых для ответа умений.
Оценка 4. В усвоении материала допущены незначительные ошибки. Изложение недостаточно последовательно, содержит отдельные неточности, применяются не все теоретические знания и умения.
Оценка 3. В усвоении материала имеются пробелы, изложение несамостоятельное, отсутствует система, аргументация слабая, умение не проявлено, речь бедная.
Оценка 2. Главное содержание материала не раскрыто, ученик материал не усвоил, он отказывается отвечать или не знает основные положения темы.
С помощью разнообразных организационных форм обучения учитель осуществляет контроль за знаниями учащихся. Контроль имеет следующие функции:
1) развивающая;
2) обучающая;
3) воспитывающая;
4) диагностическая;
5) контролирующая.
Выделяют следующие виды контроля:
Текущий контроль – представляет собой систематическую проверку усвоения знаний и умений на каждом уроке. Периодический контроль – осуществляется после изучения крупных разделов программы, периодов обучения. Тематический контроль – ставит своей целью проверить качество отдельных изученных тем. Задачей итогового контроля является фиксирование минимума подготовки, которое обеспечивает дальнейшее обучение.
По итогам контроля учитель: - определяет пробел в изучении; - планирует, как будет корректировать восполнение пробелов; - составляет план последующего обучения.
В процессе итогового собеседования ученики отвечают на вопросы, позволяющие уточнить и обобщить приобретенные знания, выяснить уровень усвоения ведущих понятий и идей темы или раздела курса.
Ученическая конференция – это занятие, к которому учащиеся готовят сообщения по индивидуальным темам. Несколько докладов объединяется общей темой конференции. В связи с тем, что подготовка доклада требует не только знаний, но и умений конференцию желательно использовать в старших классах.
Достижение учащимися образовательного стандарта определяется путем экзамена. Традиционная форма экзаменационных испытаний – это ответы учащимися на билеты. К нетрадиционным формам экзамена можно отнести защиту реферата.
Модели защиты реферата: - классическая модель (устное выступление аттестуемого); - индивидуальная модель (аттестуемый раскрывает личностные аспекты работы над рефератом); - творческая модель.