Познавательные операции в составе фазы уяснения содержания знаний и действий в учении.
На самом исходном уровне анализа в структуре учения можно выделить два основных компонента:
1. уяснение содержания знаний и действий, усваиваемых в учении;
2. отработка (освоение, закрепление) знаний и действий.
Знания и действия обладают структурой и внешними характеристиками. К структуре знаний относятся набор и характер существенных признаков объектов, отражаемых в понятиях, их иерархия, а также иерархия самих понятий (первичные и производные понятия и утверждения). Действия имеют компоненты и связи между ними, задающими их структуру. Компонентами действия являются их предметы и продукты, средства и операции и знание обо всех этих компонентах.
В составе первого макрокомпонента — уяснения содержания знаний и действий — происходит возникновение в опыте учащегося новых знаний и действий их состава, структуры со всеми содержательными и формальными простыми и составными характеристиками и производными от них внешними параметрами.
Качество (полнота и систематичность) описания структуры научного познания определяет качество описания структуры соответствующего компонента учения, а именно получения знания об объектах действительности и действиях с ними. По обзору литературы видно, что в концепциях учения достаточно активно используются данные о составе познания из соответствующих областей. Здесь отмечаются в составе учения и такие важные познавательные операции, выделяемые в специальных работах по познанию начиная чуть ли не с античного периода, как восприятие объектов, внешнее взаимодействие с объектами, их сравнение, сопоставление, анализ (различение и выделение свойств, частей, связей и отношений объектов), синтез (отождествление и объединение свойств элементов, связей и отношений объектов, абстракция и обобщение), актуализация прошлого опыта, соотнесение с ним и его переработка, многие собственно логические операции (определение понятий, осуществление индуктивных и дедуктивных выводов, систематизации, классификации) и даже, хотя значительно реже, установление причин и объяснения, а также некоторые другие операции познания. Отмечается различный характер познавательных процедур по отношению к прошлому опыту — репродуктивный или поисковый, продуктивный, и соответственно приводятся описания целого ряда операций, характерных для продуктивного познания, выделенных в философии и психологии: ознакомление с условиями и возникновение проблемы, анализ условий и требований, выдвижение гипотез, их проверка, выполняемые на основе механизмов анализа через синтез, обобщения, расширения области поиска и конкретизации, использование вспомогательных задач и ряд других.
Во многих концепциях состав познавательных процессов представлен фрагментарно, виды аналитических и синтетических операций познания описываются частично, недостаточно систематизированные. Например, абстрагирование, различение, разделение, исключение из системы, конкретизация являются разновидностями анализа, а они часто даются наряду с анализом как особой операцией; обобщение является разновидностью синтетических, операций, а оно часто перечисляется соответственно с операцией синтеза, как будто существует такая специальная операция, отличная от операций отождествления, объединения, включения в систему, обобщения, дедукции и которая не является просто общим названием для всех этих операций. Иногда, даже отдельные из перечисленных операций рассматриваются как производные от анализа и синтеза (например, абстракция и обобщение), тогда как они являются производными от других, более простых аналитических и синтетических операций: различений, отождествлений и др., а не от анализа и синтеза как особых операций.
Литература:
1) Ильясов И. И. Структура процесса учения. - М.: Издательство московского университета, 1986. – 200 с.