Заместитель директора образовательного учреждения
11 —15 разряды
(на основе квалификационной характеристики работника, используемой при аттестации руководящих кадров общеобразовательного учреждения)
Должностные обязанности.Организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива.
Координирует работу преподавателей, воспитателей, мастеров производственного обучения и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ, а также разработку необходимой учебно-методической документации. Руководит профессиональным обучением и планирует эту работу.
Осуществляет контроль за качеством образовательного и воспитательного процессов и объективностью оценки результатов образовательной подготовки обучающихся (воспитанников), работой кружков и факультативов. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов.
Координирует взаимодействие представителей педагогической науки и практики. Организует просветительскую работу для родителей. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует учебно-воспитательную (методическую, культурно-массовую, внеклассную) работу.
Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся (воспитанников). Составляет расписание учебных занятий и других видов учебной и воспитательной (в том числе культурно-досуговой) деятельности. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации. Оказывает помощь коллективам обучающихся (воспитанников) в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий. Осуществляет комплектование и принимает меры по сохранению контингента обучающихся (воспитанников) в кружках и т. п.
Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения. Принимает меры по оснащению мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников), жилищно-бытовых условий в общежитиях.
Заместитель руководителя по административно-хозяйственной работе осуществляет руководство хозяйственной деятельностью учреждения, контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим состоянием учреждения, за рациональным расходованием материалов и финансовых средств учреждения. Руководит работами по благоустройству, озеленению и уборке территории. Координирует работу подчиненных ему служб и структурных подразделений. Принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности учреждения, своевременному заключению необходимых договоров.
Должен знать.Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации; решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся (воспитанников); Конвенцию о правах ребенка; педагогику, педагогическую психологию, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; основы экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения; административное, трудовое и хозяйственное законодательство; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Требования к квалификации по разрядам оплаты.Высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.
II. Актуализация знаний (20 мин)
Прочитайте раздел 4.2 пособия «Классификация традиционных функций управления».
III. Выполнение заданий
1. Ответьте на вопросы.
Что понимается под управленческими функциями?
Выделите в описаниях функциональных обязанностей директора общеобразовательного учреждения и его заместителей традиционные функции управления.
Какие из этих обязанностей относятся к педагогическому менеджменту? Какие обязанности, с вашей точки зрения, необходимо включить в функционалы для придания им менеджментской направленности.
2. Сравните функциональные обязанности директора и его заместителей.
3. Решите задачи.
Задача 1. Позволительно ли, чтобы над созданием годового плана учебно-воспитательной работы образовательного учреждения работал только руководитель? Как такая монополия на авторство отразится на содержании этого документа и его реализации? Какие управленческие функции (с позиции педагогического менеджмента) должен осуществлять руководитель при разработке годового плана учебно-воспитательной работы?
Задача 2. Какая информация о микрорайоне, городе должна учитываться при разработке годового плана учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы? Обоснуйте свой ответ.
Задача 3. Представьте систему имеющихся в общеобразовательной школе планов и покажите существующие между ними связи. Обоснуйте каждую из них.
Задача 4. Директор приходит в школу в 7 часов утра, а уходит в 8— 9 часов вечера. На каждое событие, происходящее в школе, руководитель реагирует немедленно, оперативно. Не успел он зайти в кабинет утром, как дежурный учитель приводит к нему пятиклассника, разбившего стекло в двери. Не успев закончить эту беседу, директор узнает, что заболел завуч и на работу не вышли два учителя. Принимаются меры, чтобы организовать заместительство. Затем директор отправляется в 6-й класс на математику, так как учителя жалуются на плохую дисциплину в этом классе. Проходит 10 мин урока, в дверь заглядывает завхоз и вызывает директора: звонили шефы школы и просили срочно
забрать 20 листов фанеры — нужна машина. На поиски машины уходит час, еще 20 мин — на формирование бригады сопровождающих и грузчиков.
Директор возвращается в кабинет и по дороге встречает восьмиклассника, удаленного с урока, — необходимо побеседовать с ним и вернуть его на урок, затем нужно поговорить с учителем, удалившим ученика с урока. В кабинет прорываются две уборщицы, не поделившие между собой моечные средства, и директор пытается уладить конфликт. Беседа с уборщицами не закончена, звонит телефон и инспектор гороно просит сообщить данные о «движении» учащихся за первую четверть по начальной школе. В это время в кабинет входит родительница девятиклассника, пришедшая с жалобой на учителя химии. Заглядывает секретарь и передает директору телефонограмму о том, что в 15.00 состоится совещание руководителей учреждений и предприятий в Администрации района.
Приходит библиотекарь: ее срочно вызывают в бибколлектор и она пришла узнать, какую литературу необходимо заказать. На 17.00 назначено заседание школьного родительского комитета, на которое вызваны учащиеся-нарушители дисциплины и их родители. В 19.00 директор должен быть на репетиции концерта художественной самодеятельности, который школа готовит для ветеранов, проживающих в микрорайоне.
Необходима ли такая загруженность директора? Чем можно ее объяснить? Какие меры должны быть предприняты для корректировки управленческой ситуации? Обоснуйте свой ответ.
Задача 5. Директор одной из школ раз в две недели заслушивает отчеты классных руководителей, касающиеся преимущественно успеваемости, посещаемости и дисциплины учащихся. Каждый классный руководитель является в кабинет директора в установленное для него время. Свой отчет он подкрепляет документацией: классным журналом, планом работы, дневником классного руководителя и пр.
Прокомментируйте ситуацию, акцентируя внимание на эффективности контроля за работой классных руководителей. Обоснуйте свою точку зрения.
Задача 6. Учительница математики в одной из школ имела репутацию хорошего, опытного педагога. Методист ознакомился с опытом ее работы и сделал совершенно неожиданные для директора и его заместителя выводы. Методист установил, что учительница к урокам почти не готовится, уже пять лет пользуется старыми планами и конспектами, уроки структурирует неудачно, перекладывает все трудности усвоения нового материала на учащихся, с отстающими индивидуально не работает.
Каким же образом учительница достигала положительных результатов в работе? Чем можно объяснить ошибочное мнение руководителей о работе педагога?
Задача 7. Завуч пришел на урок к учителю, не предупредив его об этом накануне.
Правильно ли он поступил? Надо ли составлять график контроля на уроках и доводить его до сведения учителей?
Задача 8. Руководитель образовательного учреждения в конце недели проводит совещание администрации, на котором осуществляется взаимное информирование о наиболее важных событиях управленческой недели, проверяется ход выполнения месячного плана, заданий конкретным лицам, приказов, вносятся необходимые уточнения в план, составляется перечень значимых дел на следующую неделю.
В чем состоит смысл таких совещаний?
Задача 9. За проступок педагогу объявлен выговор. Секретарь просит его расписаться в приказе, о том, что он с приказом ознакомлен. Педагог не согласен с наложенным взысканием и от росписи в приказе отказывается.
Прав ли педагог, протестуя таким образом? Эффективен ли такой протест? Какие будут последствия такого поступка? Каким образом педагог может защитить свои права?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3