К.п.н., заместитель директора

ГБОУ МЦ ЮВОУО ДОгМ

Сергей Александрович Ивлев,

Заведующий кафедрой развития

образовательных систем

ГБОУ МЦ ЮВОУО ДОгМ

Методическая работа
как средство развития образовательного учреждения

Введение

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Центральное место занимает поддержка процессов развития образования, нацеленная на развитие образовательного учреждения, работающего в новых социально-педагогических условиях и профессионализма участников образовательного процесса, осваивающих новые модели обучения и воспитания.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагогов, связующим в единое целое всю систему работы образовательного учреждения, является методическая служба.

Методическое пространство, как отмечает М. М. Поташник, — «это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса».

Основной миссией методической службы является содействие комплексному развитию образовательного учреждения, оказание реальной адресной помощи педагогам и руководителям в развитии их профессионального мастерства, повышении творческого потенциала.

В соответствии с данной миссией, с одной стороны, и новым содержанием образования, новыми образовательными технологиями, развитием педагогического творчества, с другой, вызвана необходимость приведения службы в соответствие с требованиями времени.

Современная методическая служба должна иметь следующие черты:

· максимально удовлетворять социальному спросу на методические услуги на основе маркетинговых исследований и консалтинга;

· отвечать за возможность выбора учителем содержания, форм и методов методической работы, способствующих его профессиональному росту;

· обеспечивать тесное сотрудничество учителя и ученого по поиску оптимальных методических решений в реальном процессе обучения;

· организовывать распространение социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений учителей, педагогических коллективов и их руководителей и др.

Выстраивая работу с педагогическим коллективом в области инновационного развития, в качестве приоритетных методические службы все чаще выделяют следующие направления деятельности:

· развитие инновационной, ресурсной, стажировочной деятельности;

· научно-методическое обеспечение содержания образования;

· методическое сопровождение окружных, городских, федеральных проектов в области образования;

· внедрение новых форм взаимодействия участников образовательного процесса и демонстрации педагогического мастерства;

· формирование профессиональных компетенций и повышения квалификации руководящих и педагогических работников и др.

В развивающейся школе методическая работа, методическое сопровождение учителя приобретает ряд особенностей:

· методическая работа строится на основе науки и практики;

· методическая работа носит перспективный характер, рассчитана на ряд лет и ведется по общешкольной тематике;

· возможна разработка целевой комплексной программы, включающей все субъекты образовательного процесса в работу по избранной теме;

· сочетание коллективной и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов с учетом их затруднений, потребностей, возможностей и необходимости для работы в данном образовательном учреждении;

· своевременная и целенаправленная помощь педагогам в профессиональном росте и др.

Многообразие функций и задач методической работы, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности образовательного учреждения требуют от методической службы повышения эффективности традиционных и применения новых форм методической работы. Педагоги и методисты эффективно используют в своей деятельности разнообразные формы научно-методической работы: научно-практические конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы, педагогические мастерские, конкурсы, выставки, а в последнее время активно используются такие формы, как форумы, фестивали, методические чтения и др.

Модели формирования методического пространства
образовательного учреждения

Сегодня в каждом образовательном учреждении в различных видах и под разными названиями функционируют структурные подразделения методической службы: кафедры, методические объединения, временные инициативные коллективы, творческие группы, пилотные площадки и др.

В настоящее время существует несколько вариантов организации модели методической работы в школе. Они не являются принципиально новыми и прописаны в классических схемах организации методической работы ведущими специалистами педагогической практики. В статье «Различные модели методической службы в развивающейся школе» (Журнал «Ментор», № 1, 2006г.) Эндзинь М. П. выделяет 8 таких моделей, по которым выстраивается работа образовательного учреждения:

• методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей;

• методическая служба на индивидуальной основе;

• методическая служба на комплексной основе;

• методическая служба на дифференцированной основе;

• методическая служба на сравнительной основе работы микрогрупп;

• методическая служба на диагностической основе;

• методическая служба на основе инициативных групп;

• методическая служба на основе актуальных задач школы.

Однако следует помнить, что одна и та же модель может по-разному быть представлена тем или иным образовательным учреждением в силу специфики работы.

Наши рекомендации