ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА БАССА–ДАРКИ
Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа: 1 – мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность, 2 – инструментальная агрессия как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса–Дарки.
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет».
Текст опросника:
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. Да Нет
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. Да Нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. Да Нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы. Да Нет
5. Я не всегда получаю то, что мне положено. Да Нет
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. Да Нет
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. Да Нет
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
Да Нет
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. Да Нет
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. Да Нет
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. Да Нет
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. Да Нет
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. Да Нет
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. Да Нет
15. Я часто бываю несогласен с людьми. Да Нет
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. Да Нет
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. Да Нет
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. Да Нет
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. Да Нет
20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор. Да Нет
21. Меня немного огорчает моя судьба. Да Нет
22. Я думаю, что многие люди не любят меня. Да Нет
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. Да Нет
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. Да Нет
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. Да Нет
26. Я не способен на грубые шутки. Да Нет
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. Да Нет
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. Да Нет
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравиться. Да Нет
30. Довольно многие люди завидуют мне. Да Нет
31. Я требую, чтобы люди уважали меня. Да Нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. Да Нет
33. Люди, которые постоянно изводят Вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу. Да Нет
34. Я никогда не бываю мрачен от злости. Да Нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. Да Нет
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. Да Нет
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть. Да Нет
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. Да Нет
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям. Да Нет
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. Да Нет
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. Да Нет
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. Да Нет
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. Да Нет
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. Да Нет
45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам». Да Нет
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю. Да Нет
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. Да Нет
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. Да Нет
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. Да Нет
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. Да Нет
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
Да Нет
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. Да Нет
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. Да Нет
54. Неудачи огорчают меня. Да Нет
55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие. Да Нет
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. Да Нет
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. Да Нет
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. Да Нет
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю. Да Нет
60. Я ругаюсь только со злости. Да Нет
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. Да Нет
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее. Да Нет
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. Да Нет
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. Да Нет
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. Да Нет
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. Да Нет
67. Я часто думаю, что жил неправильно. Да Нет
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. Да Нет
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. Да Нет
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. Да Нет
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
Да Нет
72. В последнее время я стал занудой. Да Нет
73. В споре я часто повышаю голос. Да Нет
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. Да Нет
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. Да Нет
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
да – 1, нет – 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и
нет – 1, да – 0: 9 и 7 утверждения.
2. Косвенная агрессия:
да – 1, нет – 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63
нет–1, да – 0: 26 и 49.
3. Раздражение:
да – 1, нет – 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и
нет – 1, да – 0: 11, 35, 69.
4. Негативизм:
да–1,нет –0: 4, 12, 20, 28 и
нет–1, да –0: 36.
5. Обида:
да – 1, нет – 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.
6. Подозрительность:
да – 1, нет – 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59
да – 0,
нет – 1: 33, 66, 74, 75.
7. Вербальная агрессия:
да – 1, нет – 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и
да – 0, нет – 1: 33, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
да – 1, нет – 0: 5, 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (прямой или мотивацинной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5 – 7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса–Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттелл, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и т. д.
В некоторых случаях отклонения могут перейти границы общественной нормы. И. П. Дмитроченкова и Н. В. Ланина следующим образом характеризуют специфический рисунок поведения пациентов-педагогов Воронежской городской психиатрической больницы: «Жесткая позиция человека, исполненного чувством собственного достоинства, которая выражается в том, чтобы никоим образом не дать возможности увидеть себя окружающими неправым хоть в малейшей степени или хоть отчасти смешным. Агрессивная защита существующего статуса-кво. Декларирование идейно-нравственных лозунгов и убеждение в том, что в своей жизни они руководствуются официально принятыми, социально-одобряемыми нормами (стараются соответствовать внешней стороне двойного стандарта)» [178].
Интересно также их поведение в психотерапевтической группе. На первых фазах развития группы педагоги проявляли яростное сопротивление любой попытке подвергнуть сомнению какую-либо из субъективных установок. Вклад в динамику развития группы на этих фазах негативный, тормозящий развитие терапевтического взаимодействия. Часты срывы; иногда данные пациенты (в условиях кратковременного лечения в стационаре) вообще не корригируемы, однако для остальной группы служат великолепным психотерапевтическим зеркалом, и за их счет научается остальная группа.
Пытаясь дать обобщенный психологический портрет по данным методик MMPI, Розенцвейга, Дембо–Рубинштейна, проективного рисунка и клинической беседы, И. П. Дмитроченкова и Н. В. Ланина приходят к выводу, что для пациентов-педагогов характерны высокая тревожность, беспокойство, склонность к экстрапунитивным реакциям, завышенная самооценка [178]. По данным MMPI, шкала К, как правило, завышена, что говорит о том, что данные лица в социальном статусе находят гиперкомпенсацию своим преморбидным особенностям и поэтому выражаются в резистентности к психотерапии и отражаются на успешности их профессиональной деятельности.