Урок 11. наш класс в школе
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
определять и называть объекты природы и предметы культуры в классной комнате;
называть составные части окружающего мира.
Метапредметные результаты:
различать старинные и современные школьные принадлежности, находить общее и различия;
сравнивать современную и старинную классные комнаты;
моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, XX века;
работать в группе.
Личностные результаты:
понимать, что классная комната – это целый мир, где есть объекты природы, культуры и люди.
Оборудование.У учителя — гусиные перья и перочинный ножик, стальные перья для письма, чернильницы с чернилами, пресс-папье.
Предварительная работа.В краеведческом музее посети те экспозицию, в которой представлены старинные письменные принадлежности. Если есть возможность, побывайте в специальном музее-школе (таков, например, музей «Земская школа» на родине С. А. Есенина в селе Константинове Рязанской области).
Ход урока
Актуализация знаний и умений. Начать урок можно с вопроса о том, каковы составные части окружающего мира (природа, культура, люди).
Целеполагание. Затем дети делятся на группы по четыре человека, сидящие за соседними партами (столами). Каждый участник группы ответствен за свою сторону классной комнаты: слева, справа, внизу, вверху. Ребята играют в игру: какая группа точнее и полнее перечислит предметы и явления природы и культуры в классной комнате. Для счета используются счетные палочки, окрашенные в разный цвет (или фишки зеленого цвета — для предметов природы, красного — для предметов культуры). Одна из групп (по желанию) рисует на доске цветными мелками (зеленого и красного цвета) портрет классной комнаты. Далее учитель вместе с детьми подводит итог игры, добавив в рисунок-схему на доске то, что еще необходимо для исчерпывающей полноты.
Аналитический этап. Если ни одна из групп не назвала воздух, природное солнечное освещение днем, воду (в водопроводе) в классе, обратите внимание детей на эти составные части природы, которые настолько нам необходимы и привычны, что мы даже о них забываем. Объясните, почему после каждого урока на перемене надо обязательно проветривать классную комнату; почему столы в классе для учеников стараются всегда ста вить так, чтобы свет из окон падал с левой стороны; зачем в каждом классе есть водопроводный кран и раковина. Предложите детям, работавшим у доски, вымыть водой запачканные мелом руки.
Куклы Мальчик и Девочка могут в диалоге рассказать про мел. Это особенный предмет в классе. Без него тоже трудно представить себе школьную жизнь. Что это — предмет природы или культуры? (И то и другое, смотря на что мы обращаем внимание, говоря об этом предмете). Кратко расскажите «историю» кусочка мела в вашем классе (от живого к неживому; от природы к культуре).
Учитель: «Рассмотрите в учебнике на с. 26—27 современную и старинные классные комнаты. Сравните их. Скажите, что между ними общего и в чем различие. Рассмотрите старинные письменные принадлежности, которые учитель принес на урок. Вспомните, какие старинные принадлежности для письма вы выдели в музее. Сравните современные и старинные школьные принадлежности на рисунках в учебнике. Выполните задание № 1 на с. 20 в рабочей тетради».
Тренировочные упражнения.Далее дети переходят к заданию № 2 на с. 20 в рабочей тетради. Кукла Мальчик может загадать загадку о гусином пере и рассказать о том, почему перочинный ножик так называется. Кукла Девочка спрашивает, не помнят ли самые внимательные дети, какой поэт изображен в учебнике с гусиным пером в руке. Учащиеся уточняют имя, отчество, фамилию поэта, вернувшись к с. 13 учебника, еще раз рассматривают образ А. С. Пушкина на портрете.
Слово «перо» в рабочей тетради дети могут попытаться написать ручкой со стальным пером настоящими чернилами из чернильницы. Обратите внимание детей на то, что свое название стальное перо получило «по наследству» от гусиного пера, так как у них с ним одинаковое предназначение.
Выполните задание № 3 на с. 21 рабочей тетради.
Выводы и обобщения. Сделайте вывод: «В классе мы окружены и природой, и культурой. Причем культура школы и письма очень давняя и интересная. Она развивается и сейчас, в наше время».
Региональный компонент:предметы, материалы, способы письма (или шире — передачи информации) в национально-региональной традиции.
Физкультминутки.Игра «Дети бегали по школе». Стоя у парт (столов), дети подскакивают, приговаривая:
Дети бегали по школе Умножаем на четыре,
И считали этажи: Делим, делим на четыре,
Раз, два, три, четыре, Получается: … .
(Ведущий называет любое число.)
После слова «получается» все дети останавливаются, поставив ноги на разное расстояние (кто на ширине плеч, кто шире, кто уже). Затем каждый ставит ноги вместе способом «елочка» или «змейка», стараясь уложиться в то число шагов, которое назвал ведущий.
Рекомендации для занятий в семье.Вместе с ребенком выполните задание № 4 на с. 21 в рабочей тетради. Расскажите ему о школе, в которой учились вы (где она находилась, какой она была).
Если есть возможность, прочитайте ребенку отрывок из книги «День египетского мальчика» с описанием школы и письменных принадлежностей в Древнем Египте.