Лекция 3. Психология обучения
План лекции:
1. Понятие обучение.
2. Основные элементы процесса обучения.
3. Инновационное обучение.
Основные понятия: обучение, научение, учение, преподавание, нормативное обучение, инновационное обучение.
1. Обучение - предполагает совместную деятельность обучающего и обучаемого; характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков от обучающего к обучаемому; акцентируется внимание на том, что делает обучающий, на его специфических функциях в процессе научения.
В настоящее время обучение – это многосторонний процесс, включающий разные элементы различных его направлений. Эта многосторонность обучения позволяет использовать для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения преимущества того или иного направления обучения
Обучение представляет собой форму организации процесса передачи знаний, социальную систему, направленную на передачу новому поколению опыта предшествующих. Организация обучения развертывается в пространстве и времени. В системе обучения активно взаимодействуют обучающий и учащийся. Это взаимодействие осуществляется путем общения, в результате которого осуществляется учебная деятельность.
Обучение имеет много сторон. Психологическая сторона обучения выражается в структуре учения, его механизмах, как особой специфической деятельности; в психологических особенностях личности ученика и учителя; в психологических основах методов, способов и форм обучения.
Переменными составляющими процесса обучения выступают: содержание учебной деятельности, методы, средства и организационные формы обучения, учебная деятельность обучающихся.
Методы обучения являются способами обучающего взаимодействия педагога и обучающихся. Тенденция развития методов обучения отражает динамику перехода от методов деятельности педагогов (требование, инструктаж, информация и др.) к методам деятельности обучающихся (поиск, упражнения и др.) и от них к методам самоорганизации и самостоятельности. Это имеет особенно важное значение в связи с активным внедрением дистанционного обучения в систему образования различного уровня.
Средства обучения выступают как материализованный носитель метода. Средства обучения как фактор учения. Средства обучения – информационные носители, способы получения, передачи и обработки информации. Средства делят на традиционные, аудиальные, визуальные, на базе компьютеров. Они позволяют передавать и получать информацию, а средства на базе компьютеров перерабатывать информацию. Обучающие системы имеют в своей основе обучающую программу, моделирующую все этапы процесса обучения. Конфиденциальность работы с компьютером и постоянный диалог – это значимые факторы средств обучения на базе компьютера. Средства на промежуточном, предварительном и итоговом контроле знаний влияют на эффективность этого процесса. Средства позволяют быстро контролировать обучение и это влияет на эффективность.
Формы обучения как фактор учения. Организационные формы представляют собой ограниченную во времени и организованную в пространстве совместную деятельность педагогов и обучающихся. Формы (объяснения, отработки, и контроля) обучения – это виды занятий. Формы обучения различаются и оцениваются по функциям (объяснение, отработка, контроль). Это самостоятельная работа, контрольные работы, семинары, коллоквиумы и лекции. Эти условия влияют на эффективность обучения. Формы обучения оцениваются по классическим характеристикам. Формы контроля – контрольные, коллоквиумы, тесты, экзамены, зачеты. Формы обучения не должны выполнять иных функций, чем те, для которых они предназначены. В процессе обучения у обучающихся формируются приемы учебной деятельности.
Обучение влияет на умственное развитие учащихся, может ускорить прохождение соответствующих этапов этого развития или даже видоизменить их последовательность. В то же время результат и процесс учебной деятельности, в свою очередь, зависят от уже достигнутого учащимся уровня развития и овладения им приемами умственной деятельности. Исследования показали, что при правильной организации обучения удается ускорить формирование ценных свойств психической деятельности. Вместе с тем характер усвоения знаний, быстрота и легкость, с которой они усваиваются, широта их переноса на решение новых задач непосредственно определяются уровнем умственного развития учащихся, проявляющимся прежде всего в сформированных у них качествах ума — самостоятельности, критичности и других, то есть в определенных особенностях его личности.
Обучение, как часть воспитания, подвержено действию его наиболее общих закономерностей и так же, как воспитание, зависит от конкретно-исторических, социокультурных условий жизнедеятельности общества. Сущность процесса обучения: социальная, педагогическая и психологическая.
К функциям процесса обучения относятся: формирование знаний, умений и навыков; формирование мировоззрения; профориентация; креативность; подготовка к непрерывному образованию; развитие личности и самостоятельного мышления.
2. Основными элементами процесса обучения являются учение и преподавание.
Учение - специфическая форма самостоятельной познавательной деятельности человека, направленная на овладение опытом предшествующих поколений, зафиксированным в материальной и духовной культуре общества.
Учение рассматривается:
· как деятельность;
· как процесс постановки и решения задач;
· как реализация умственных действий или интеллектуальных операций, таких как анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация, кодирование и перекодирование.
Преподавание один из основных системообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности педагога, который может функционировать только в результате тесного эмоционально-интеллектуального взаимодействия с обучающимся как в непосредственной, так и опосредованной форме. Но, в какой бы форме это взаимодействие ни вступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения. Таковым он выступает при условии, когда деятельность обучающихся обеспечивается, организуется и контролируется педагогом, когда в процессе обучения осуществляется целенаправленное формирование у обучающихся готовности к самообразованию, когда целостность процесса обучения обеспечивается общностью целей преподавания и учения.
Предметом деятельности преподавания выступает управление учебной деятельностью обучающихся в рамках того содержания образования, которое предопределяется задачами развития интеллектуальных, нравственных и физических сил и способностей обучающихся.
Управленческая деятельность преподавания складывается из планирования собственной деятельности обучающихся на занятии, организации этих деятельностей, стимулирования активности и сознательности деятельности обучающихся по усвоению знаний и способов деятельности, контроля, регулирования уровня обученности и выполнения обучающимися учебных действий, анализа результатов обучения и прогнозирования дальнейших успехов в личностном развитии обучающихся.
Руководящая роль педагога в процессе преподавания состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью по освоению учебного материала. Для этого необходимо:
· создавать благоприятные условия для принятия этих задач обучающимся;
· давать четкие инструкции им о способах предстоящей учебной деятельности;
· оказывать обучающемуся своевременную, необходимую и достаточную помощь;
· побуждать у обучающихся любознательность, любопытство, чувство долга и ответственности.
3. Основное отличие инновационного обучения от нормативного в том, что оно развивает весь потенциал личности. Инновационное и нормативное обучение по-разному относятся к будущему. Нормативное обучение направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях, в то время как инновационное подразумевает развитие способностей к совместным действиям в совершенно новых беспрецедентных ситуациях.