Состояние экспрессивной речи

1. Состояние звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слов. (См. схему обследования детей с расстройствами чтения и письма)

2. Активный словарь.

Объем и качество номинативного словаря (в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и лексическим темам: «Дни недели», «Времена года», «Месяцы», «Части тела», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Звери», «Домашние животные», «Птицы», «Школьные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Профессия», «Армия», «Грибы», «Инструменты»).

Умение называть действия по предъявленному предмету. (Сказать, кто как передвигается, и назвать действия людей. Картинки с изображением: а) рыбы, кузнечика, птицы, змеи, велосипедиста, скалолаза, бегуна; б) мальчика, читающего книгу; маляра, повара, каменщика, швеи, певца, пианиста, врача.)

Умение подбирать определение к слову, обозначающему предмет. Название качеств предметов по вопросам: «Какое?», «Какая?», «Какой?». Слова: море, цветы, дом, пирожное, лимон.

Подбор слов-синонимов:

Сердечный - … примчался - …

Грубый - … навредить - …

Капризный - … хвалить - …

Колючий - … рыбачить - …

.Подбор слов-антономов:

Длинный - … добрый - …

Высокий - … выбегать - …

Далеко - … щедрый - …

Впереди - … давать - …

Умение объяснять значение.

А. Имена существительные (по вопросу «Что такое?»). Слова: пила, коробка, игла, труба, корзина.

Б. Глаголы (по вопросу «Что значит?»). Слова: читать, вскопать, шутить, определить, распугать, оглядеться.

Умение объяснять переносное значение слов в словосочетаниях и предложениях: золотое сердце, тяжелый характер, колючий взгляд, добрые дела. На его лице была написана радость. Девочка не бежала, а летела к дому.

Различие имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

.Умение распределять слова на группы.

З а д а н и е . По аналогии с напечатанными на карточке словами распределить в три колонки следующие слова: дружба, вручает, тарелка, спешит, душистый, слабое, пищит, песня, танцевать, лед, другой, муравейник, служит, звонкий, река, фруктовый, побывала.

Например:

машина бежит голубой

Определение грамматической категории слов в предложении.

З а д а н и е: Прослушать, записать предложения и с помощью грамматических вопросов разобрать их по членам предложения.

В парке гуляли дети. Собака сторожит дом (2-й класс);

На море неожиданно поднялся сильный ветер. По шоссе идет колонна велосипедистов (3-й класс).

Грамматический строй речи.

Исследование словоизменения.

Умение употреблять имена существительные в единственном и множественном числе:

Шар - … яблоко - … дупло - …

Дом - … маска - … стог - …

Стул - … шишка - … крыша - …

Умение употреблять предложно-падежные конструкции с использованием предлогов (с опорой на картинки или предметы): на, под, за, около, перед, в, над.

З а д а н и е. Назвать, где находится мяч по отношению к столу (например: «Мяч на столе»).

Умение согласовывать имя существительное и имя прилагательное в роде и числе.

З а д а н и е. Назвать изображенные предметы и указать их цвет: синяя футболка, синие баклажаны, синий ремень, синее ведро; красные туфли, красная ваза, красное платье, красные маки.

Умение дифференцировать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени.

З а д а н и е. Назвать действия персонажей картинок. Девочка (катается) на коньках. – Девочки … на коньках.

Кошка (лакает) молоко. – Кошки … молоко.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

З а д а н и е. Назвать действия персонажей парных картинок.

Мальчик строит пирамидку. – Мальчик построил пирамидку. Девочка собирает цветы. – Девочка собрала цветы.

Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам.

З а д а н и е. Назвать изображенное на картинках.

Девочка упала. Мальчик упал. Яблоко упало. Ваза разбилась. Стакан разбился. Блюдце разбилось.

Исследование словообразования.

Умение образовывать притяжательные прилагательные.

З а д а н и е. назвать изображения с помощью вопросов: «Чье это..?», «Чья это..?» или «Чей это..?»:

Хвост рыбы – письмо Оли -

Голова лисицы – дупло белки -

Лапа медведя – логово волка -

Спицы бабушки – яйцо утки –

образование названий детенышей животных.

Коза – верблюд -

Слон – медведь -

Корова – свинья -

Лягушка – волк -

Рыба – утка –

Усвоение грамматического значения слова и его связи с формальными признаками слова.

Определение рода существительного по конечной части слова.

З а д а н и е. Подставить слова он, она, оно к словам, в которых пропущены первые буквы:

…тон …гон

…мо …па

…та

(Возможны варианты слов: батон, письмо, вата, вагон, лапа.)

Понимание грамматического значения суффиксов ( по методике Д. Н. Богоявленского).

З а д а н и е. Объяснить значение малознакомых слов.

В волшебной стране живут сказочный зверь лар и его семья. Кто такой ларище? Какая между ними разница? Кто больше: лар или ларище? А кто такой ларенок? Какая между ними разница? Кто больше?

Кашемир – это материя. Кашемирщик – это кто или что? Что он делает? Лафит – это сладкое вино. А что такое лафитница?

Определение родственных слов и морфологический анализ слов.

. Умение подбирать родственные слова.

З а д а н и е. Подобрать и записать родственные слова к следующим словам: лес, рыба, зима, морской, домашний, грибной, красить, солить, бегать.

Умение отбирать из группы слов родственные.

З а д а н и е. Выделить из группы прочитанных логопедом слов родственные слова и объяснить свой выбор: лес, лесник, перелесок, лиса; пришел, ушел, подошел, шелк, шел.

Определение лишнего слова.

З а д а н и е. Прослушать слова и определить, какое слово не относится ко всем остальным и почему: конь, конница, коньки, коневодство; родители, родной, ротик, родственники.

Умение находить в словах общую морфему.

З а д а н и е. Прослушать слова, сравнить их по значению и звучанию, отметить, чем они похожи. Выделить в парах общую часть и объяснить е значение:

Пришел – приехал парты – столы

Глазище – домище слоненок – тигренок

Книжка – книжный носик – бантик

Морфологический анализ слова.

З а д а н и е. Разобрать слова как части речи, используя «памятку» для учащихся 2-х и 3-х классов: книга, прекрасный, перешел, он, темно.

Понимание и воспроизведение текста.

Пересказ текста.

З а д а н и е. Внимательно прослушать текст, ответить на вопросы по содержанию и пересказать. Предлагается: а) пересказать текст своими словами, выделив основную мысль; б) передать последовательность описанных событий и удержать их на определенное время в памяти; в) соотнести содержание текста с реальной действительностью, абстрагируя отдельные явления; г) передать свое отношение к прочитанному; д) найти в тексте слова на пройденные правила правописания, объяснить свой выбор.

2-й класс (по программе 1-3)

В половодье

Мы поплыли на лодке к островку. Его быстро заливало водой.

По островку бродил лось. Под кустом лежал маленький лосенок. Вот почему лосиха не хотела покидать островок! Ее детеныш не умел плавать.

Мы взяли лосенка в лодку. Лосиха поплыла следом. Вот лодка чиркнула о дно. Лесник вынес малыша на берег.

Скоро к берегу подплыла лосиха. Лосенок побежал на зов к матери.

По Г. А. Скребицкому

3-й класс (по программе 1-3)

Петух и наседка

Во дворе наседка водит цыплят. Она теперь не просто курица. Она мама большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей.

Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распушилась. Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет.

Приблизился было к цыплятам петух, главный Куринный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги и изогнутые шпоры на лапах. Он и людей не боялся. Орел! А тут и моргнуть не успел. Налетела наседка и клювом его. Присел петух на свои шпоры. И стремглав под забор.

По Э. Шиму

Работа с деформированным текстом.

А. Составление предложений из слов.

З а д а н и е.Внимательно прочесть напечатанные на карточке слова и составить из них предложения.

- и поймали Боря окуней и ершей Саша щуку

- ребята рыбалку утром отправились

- сварила Аня уху вкусную

- червяков накопали а еще они вечером

- костра для Трезор принес палок несколько

- за бежал ними Трезор

- сделали там они из удилища палок

- шла через дорога лес

Б. Предлагается прочесть составленные предложения и определить, можно ли их объединить в целый рассказ; озаглавить рассказ (например, «Рыбалка»).

Наши рекомендации