Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. Все методы этой группы основаны на практической деятельности детей, которая является источником воспитания:

1) деятельность воспитывает, если она личностно значима для детей, имеет «личностный смысл»;

2) позиция учеников должна быть активной, и их функции должны меняться – все проходят роли исполнителей и организаторов;

3) руководство деятельностью детей должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.

К этой группе относятся: упражнение, приучение, поручение, требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Методы стимулирования поведения и деятельности. Сущность этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя или товарищей

К ним относятся:поощрение, наказание, соревнование.

Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников, признание качеств, поступков, поведения школьников. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, одобрение, благодарность, награждение, премия и т.д.

1) Требования, предъявляемые к поощрению: одобрять не только результат, но и мотив, и способ деятельности; поощрениене должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива; хвалить нужно всех; выбирая поощрение, нужно знать меру; справедливость в поощрении.

Наказание – выражение отрицательной оценки, осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения

Формы наказания: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании; взыскание, отстранение от занятий, вызов на педагогический совет; перевод в другую школу, исключение из школы.

Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

Соревнование– это метод направления естественной потребности учащихся к соперничеству и приоритету в воспитании нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, ученики быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих. Сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Выбор наилучшего метода – это поиск оптимального пути воспитания (оптимальный – наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами достичь намеченной цели).

Выбор методов воспитания определяют: цели, задачи и содержание воспитания, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, уровень сформированности коллектива, условия и средства воспитания, уровень педагогической квалификации воспитателя.

Вопросы и задания

1. Что понимают под методами воспитания?

2. Как содержательно проявляются методы воспитания на практике?

3. Какова взаимообусловленность и взаимосвязь различных методов воспитания? Ответ обоснуйте. От чего зависит их выбор?

4. Как понимают «формы воспитательной работы»?

5.Разработайте структурно-логическую схему процесса воспитания (компоненты, закономерности, принципы, методы и средства).

Наши рекомендации