Разработка комплекса лечебной гимнастики. При плоскостопии у детей

При плоскостопии у детей

Цель занятия:

1. Освоить методику проведения диагностики плоскостопия у детейплантографическими методами.

2. Освоить методику проведения занятий лечебной гимнастикой при плоскостопии в детском возрасте

Теоретическая часть (ответить на вопросы):

1. Что такое плоскостопие?

2. Назовите своды стопы. Какую функцию они выполняют?

3. Охарактеризуйте поперечное плоскостопие.

4. Охарактеризуйте продольное плоскостопие.

5. Виды плоскостопия по этиологическому признаку.

6. Назовите методы диагностики плоскостопия.

7. Какими способами можно оценить плантограмму ?

8. Профилактика плоскостопия.

9. Ортопедическая коррекция плоскостопия

10. Задачи лечебной гимнастики при плоскостопии у детей.

11. Методические особенности проведения лечебной гимнастики при плоскостопии у детей.

Практическая часть:

1. Оценить плантограмму тремя способами, используя раздаточный материал.

2. Разработать комплекс упражнений при плоскостопии у детей, используя материалы Приложения.

Приложение 1

Упражнения, используемые для коррекции продольного и поперечного плоскостопия в различных исходных положениях

Упражнения в ходьбе:

• ходьба на носках;

• на наружном своде;

• «гусиным шагом»;

• на носках в полуприседе;

• с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь;

• на носках с высоким подниманием бедер;

• скользящим шагом со сгибанием пальцев;

• по ребристой доске;

• по гимнастической палке вдоль и поперек;

• по наклонной плоскости на носках;

• по бревну на носках;

• скрестным шагом на наружном крае стопы;

• танцевальные шаги на носках;

• ходьба по набивным мячам.

Упражнения в исходном положении стоя:

• приподнимание на носках вместе и попеременно;

• перекат с пятки на носок и обратно;

• полуприсед и присед на носках;

• полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе;

• поднимание пяток без отрыва от пола пальцев ног;

• присед на гимнастической палке;

• полуприсед на гимнастической рейке с хватом рук на уровне груди;

• присед на медицинболе;

• балансировка на мяче.

Упражнения в исходном положении сидя:

• ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно;

• тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;

• поднимание пятки одной ноги и носка другой;

• захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание;

• сед по-турецки;

• подгребание пальцами матерчатого коврика;

• перебрасывание друг другу мячей ногами.

Упражнения в исходном положении лежа:

• оттягивание носков;

• стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно;

• поочередное приподнимание пяток от опоры;

• ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга;

• отведение и приведение стоп в области пяток с упором на перед­нюю часть стопы;

• круговое движение стоп;

• скольжение стопой по голени другой ноги;

• лежа на животе — отжимание от пола, ноги на носках;

• лежа на спине — поднимание прямых ног, носки на себя;

• имитация плавания стилем «кроль».

Необходимо включать в занятия лазание по канату и гимнастической стенке, прыжки через скакалку, прыжки с мячом меж­ду стоп, прыжки на носках— на одной и двух ногах одновременно, упражнения в балансировке, упражнения на специальных тренажерах для стоп.

ТЕМА № 5.

ЛФК ПРИ ТРАВМАХ У ДЕТЕЙ

Травмы опорно-двигательного аппарата у детей встречаются достаточно часто. Анатомо-физиологические особенности детского организма, чрезмерная подвижность, недостаточный жизненный опыт создают повышенную опасность возникновения травмы.

В грудном и преддошкольном возрасте ведущее место занимают бытовые травмы, в дошкольном и школьном — транспортные, спортивные и так называемые школьные травмы.

Чаще всего у детей встречаются повреждения мягких тканей (ушибы, ранения, растяжения связок и т. п.), несколько реже — переломы (около 37% всех травм) и, наконец, вывихи (у детей до 5 лет они бывают в единичных случаях, а у детей старше 5 лет — в 3,7% случаев).

Клиническая картина травматических повреждений у детей весьма своеобразна. Повышенная реактивность вегетативной нервной системы, преобладание возбудительных процессов над тормозными, чувствительность к боли обусловливают развитие травматической болезни, особенно часто при травмах, сопровождающихся кровотечением, обезвоживанием и потерей белка. Весьма характерны осложнения травм в виде пареза кишечника, гипертермии, ателектаза (спадение лёгочной ткани, сопровождающееся её безвоздушностью) и пневмонии.

Длинные трубчатые кости у детей гибки в связи с большим, чем у взрослых, содержанием органических веществ, а надкостница толще и эластичнее. Особенностью костей является и наличие в них хорошо развитых ростковых зон. В связи с этим для детей характерны переломы диафиза длинных трубчатых костей по типу «зеленой ветки» (надломы) и поднадкостничные переломы; полные переломы чаще всего имеют два отломка, а многооскольчатые переломы встречаются редко. Хорошо развитая надкостница удерживает отломки при поднадкостничных переломах, а относительно слабая мышечная тяга не вызывает смещения отломков (или оно незначительно) даже при полных переломах.

Травмам в детском возрасте свойственно повреждение особого рода — остеоэпифизеолиз (отрыв эпифиза по линии ростковой зоны). Сравнительно часто встречаются внутрисуставные и околосуставные переломы, причем в большинстве случаев — верхних конечностей. Относительно редки переломы позвоночного столба. Как правило, они локализуются в грудном и верхне-поясничном отделах.

Сроки заживления мягких тканей и консолидации костей после переломов в связи с большей активностью регенеративных процессов у детей значительно короче, чем у взрослых.

Лечебные мероприятия при травмах у детей, а также хирургический подход определяются характером травмы и особенностями детского организма. Основными средствами в борьбе с шоком являются: обеспечение покоя, иммобилизация поврежденной конечности, применение обезболивающих и наркотических средств, переливание крови, введение кровозамещающих растворов.

При травме у детей необходимо решать следующие общие задачи:

1) бороться с проявлениями травматической болезни и гиподинамией,

2) нормализовать течение нервных процессов и эмоциональную сферу ребенка,

3) улучшать деятельность всех органов и систем,

4) стимулировать обменные процессы,

5) предупреждать отставание в физическом и психомоторном развитии

6) активизировать защитные силы ребенка.

При травмах у детей широко используется лечебная физическая культура.

Задачи ЛФК при травмах у детей:

1. Активизировать деятельность всех органов и систем.

2. Ликвидировать отрицательные последствия гиподинамии.

3. Улучшить обменные процессы и процессы регенерации, создавая необходимые физиологические предпосылки для ускорения консолидации.

4. Предупредить атрофию мышц и ограничение движений в суставах.

5. Выработать необходимые компенсаторные навыки на период лечения.

6. Восстановить функции больной конечности после снятия иммобилизации.

7. Нормализовать общую двигательную сферу ребенка, его рост и развитие.

Лечебная физическая культура является не только средством реабилитации травмы, но и важнейшим компонентом правильно организованного режима больного ребенка.

Средства лечебной физической культуры подбираются с учетом лечебных задач, а также возраста и уровня развития ребенка. Для детей первого года жизни активные движения стимулируются яркими игрушками. Используются упражнения пассивные и активные с помощью, а также рефлекторные, основанные на сохраняющихся безусловных рефлексах. В занятиях с детьми второго и третьего года жизни применяются упражнения имитационно-игрового характера, по речевой инструкции, массаж (как общий, так и избирательный), для поднятия эмоционального тонуса больных — игры.

В зависимости от характера перелома и этапов лечения весь курс ЛФК при переломах у детей делится на три периода:

I период иммобилизации, или общетонизирующий охватывает все время иммобилизации. Клинически это время совпадает с формированием первичной мозоли. ЛФК назначают сразу, как только позволяет состояние больного ребенка. Ранние сроки назначения лечебной физической культуры объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, облегчить приспособление организма ребенка к иммобилизации, предупредить возникновение гиподинамии.

Ведущими специальными задачами этого периода являются:

1) улучшение трофики иммобилизованной конечности (для скорейшей консолидации перелома и предупреждения мышечной атрофии);

2) предупреждение нарушений функции суставов (тугоподвижности и контрактур);

3) выработка необходимых временных компенсаций;

4) предупреждение нарушений осанки.

Упражнения для поврежденной конечности включаются в содержание занятий после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшения болевых ощущений, связанных с наложением вытяжения.

Для решения специальных задач в занятия ЛФК включаются:

· упражнений для здоровой конечности (для улучшения кровоснабжения и трофики иммобилизованной конечности);

· упражнения в свободных от иммобилизации суставах поврежденной конечности (выполняемые вначале с помощью, а затем самостоятельно);

· идеомоторные упражнения для иммобилизованной конечности;

· статическое напряжение мышц иммобилизованной конечности;

· при переломах костей нижних конечностей — упражнения в давлении по оси конечности на специальную подставку, спинку кровати или ящик, а также упражнения в опускании больной конечности ниже уровня кровати.

У детей раннего возраста идеомоторные упражнения и статическое напряжение мышц не применяются.

Большинство общих лечебных задач и частично специальные решаются с помощью общеразвивающих упражнений. Их выполняют из всех исходных положений, возможных при иммобилизации, с охва­том всех мышечных групп. В занятия включают статические и динамические дыхательные упражнения, упражнения на внимание, на координацию движений, на осанку, в расслаблении. Можно использо­вать упражнения с предметами. Во всех случаях необходимо соблюдать принцип рассеянной мышечной нагрузки (работа одной группы мышц, осуществляющих движение или позную реакцию, сменяется работой другой), чередования активных упражнений, статических напряжений и расслабления.

II период - восстановление функции

К специальным задачам II периода относятся:

1) нормализация трофики травмированной конечности (окончательное формирование костной мозоли и ликвидация мышечной атрофии);

2) восстановление движений в ее суставах и нормализация функции;

3) ликвидация ненужных временных компенсаций.

В этом периоде расширяется набор и увеличивается дозировка общеразвивающих упражнений. Используются упражнения с предметами (палками, гантелями, набивными мячами, булавами), с сопротивлением и отягощением. Большое место занимают игры. Уровень физической нагрузки в занятиях доводится до среднего.

В соответствии со специальными лечебными задачами периода сразу же после снятия иммобилизации основным видом специальных упражнений становятся активные гимнастические упражнения. Они выполняются из облегчающих исходных положений, которые обеспечивают минимальное напряжение мышц при движениях в суставах больной конечности. Для облегчения движений используются и различные скользкие поверхности, тележки и другие приспособления.

Активные упражнения чередуются с расслаблением.

Когда больной выполняет активные упражнения в облегчающих условиях достаточно свободно, в занятия вводят упражнения с самопомощью, затем активные упражнения из обычных исходных положений, для увеличения амплитуды движения — маховые упражнения. Постепенно все большее место среди специальных упражнений отводится специфическим упражнениям с предметами для больной руки и упражнениям в ходьбе — для поврежденной нижней конечности.

В некоторых случаях приходится прибегать к пассивным упражнениям. Применяются они с большой осторожностью и только по назначению хирурга-травматолога при условии хорошей консолидации отломков.

При переломах костей нижних конечностей опасность вторичного смещения отломков требует передвижения с помощью костылей: вначале совсем не наступая на больную конечность, а затем с ограничением осевой нагрузки. В целях предупреждения нарушений осанки детям не рекомендуется ходить с одним костылем. Ходить с двумя костылями следует до тех пор, пока не будет разрешена полная осевая нагрузка на травмированную конечность.

В III периоде - тренировка функции - ликвидируются остаточные явления. Основной лечебной задачей являются полная реабилитация больного ребенка и достижение совершенства функции травмированной конечности при восстановлении общей и специальной (спортивной) работоспособности. Средства ЛФК обеспечивают восстановление функций всех органов и систем детского организма, в первую очередь восстановление двигательных навыков соответственно данному возрасту. Если полноценность функции не может быть обеспечена, необходимо способствовать формированию наиболее рациональной постоянной компенсации за счет выработки нового динамического стереотипа движения.

В период тренировки функции продолжают использовать общеразвивающие упражнения, а общую физическую нагрузку увеличивают соответственно расширяющимся возможностям организма ребенка.

Основу содержания занятий составляют прикладные упражнения, вовлекающие в работу поврежденную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты и упражнения с мелкими предметами при переломах кисти. По-прежнему используют упражнения для закрепления навыка правильной осанки, упражнения на координацию, в равновесии, на внимание, с предметами.

По мере восстановления и тренировки функции поврежденной конечности роль специальных упражнений постепенно уменьшается и они включаются в занятия главным образом для закрепления достигнутого лечебного эффекта.

При внутрисуставных переломах увеличивается опасность ограничения функции сустава, поэтому роль ЛФК в комплексном лечении таких переломов особенно велика.

При компрессионных переломах позвоночного столба без повреждения спинного мозга ЛФК составляет основу функционального метода лечения. При определении ее методики необходимо учитывать особенности детского возраста, специфику клиники компрессионных переломов у детей.

Восстановительный период после травмы позвоночного столба у детей хотя и значительно короче, чем у взрослых, но по сравнению с другими переломами регенерация костной ткани тел позвонков происходит медленно. В среднем период восстановления занимает от 45 до 60 дней.

Эффективность ЛФК при травмах у детей определяется по клиническим признакам:

· восстановлению целостности кости и мягких тканей,

· уменьшению и ликвидации болевых ощущений,

· нормализации рентгенологических и клинико-лабораторных показателей,

· восстановление двигательных навыков ребенка в соответствии с его возрастом,

· улучшение и нормализация функций внутренних органов,

· восстановление физической работоспособности адаптации организма (неспецифическая сопротивляемость, врабатывание, реституция - способность организма восстанавливать утраченные части).

Наши рекомендации