Учебная конференция «Виртуальное образовательное путешествие по лучшим образовательным практикам за рубежом».
1.Свое выступление на конференции, посвященной «Виртуальному образовательному путешествию по лучшим образовательным практикам за рубежом» мы бы хотели начать с постановки проблемы, существующей в российской школе.
Учителя, работающие в старшей школе, с нами согласятся, что существующий механизм взаимодействия школа-ученик-родитель малоэффективен. Учащиеся перегружены, не мотивированы и инфантильны, педагоги озабочены обеспечением прохождения программ по предметам, большинство родителей интересует только факт поступления любимого чада в Вуз.
2.Психологическое тестирование учащихся и их родителей фиксирует резкое снижение позитивного отношения к образовательному учреждению именно в 10-11 классах.
С другой стороны, выбор выпускных и одновременно вступительных экзаменов зачастую делается не осознанно, в последний момент, при отсутствии учебных успехов.
В результате, мониторинг качества образования констатирует более низкие результаты по образовательному учреждению, лицо школы страдает.
Интересный выход нашли в Англии…
3.Английская школа прочно удерживает свои позиции и пользуется популярностью во всем мире.
Среднее образование считается обязательным только до 16 лет, далее, в зависимости от оценок GCSE (General Certificate of Secondary Education), учащийся решает, прекращать ему учиться и начинать работать или продолжать обучение, чтобы учиться в университете. Для чего необходимо пройти так называемое послешкольное обучение, обучение в старшей школе по программе A- level или IB.
Цель обучения в старшей школе – предуниверситетская подготовка!
4.Наиболее популярной является программа A- level, которая включает 45 дисциплин и предполагает изучение 4-х необходимых предметов, определяемых университетом, в который баллотируется школьник.
Каждый триместр сдаются экзамены. Поскольку предметов немного, ученики имеют возможность сосредоточиться на более глубоком их изучении. Программа предполагает 20-25 часов занятий в неделю, включая занятия по выбранным предметам и английскому языку. Обучение продолжается два года. После прохождения программы – экзамены на получение диплома.
A-level является самой распространенной программой предуниверситетской подготовки к учебе в Великобритании. Однако, она все чаще подвергается критикесо стороны представителей британских университетов и частных школ, которые считают, что из-за постоянного многолетнего упрощения экзамены A-level потеряли способность выявлять талантливых учеников. Так, по утверждению директора девичьей частной школы-пансиона Wycombe Abbey миссис Холл, A-level «…не дают ученикам возможности проявить себя, показать оригинальность и креативность»(1).
Два года назад в британских школах была введена альтернативная A-level программа предуниверситетской подготовки - Cambridge Pre-U. Предполагалось, что она будет сложнее, чем A-level и поможет выявлять наиболее способных студентов. Но, по мнению директора Wycombe Abbey миссис Холл, данная программа пока не может считаться полноценной заменой A-level.
Университеты Великобритании нашли неожиданное решение проблемы A-level – с 2010 года при рассмотрении экзаменационных результатов A-level приемные комиссии официально начали использовать новую оценку - A*. Это высший балл, которого удостаиваются только те, кто смог продемонстрировать нестандартность и оригинальность мышления. Питер Гамильтон, директор школы для мальчиков Haberdashers’ Aske’s Boys’ School, в которой результаты A* были у каждого четвертого выпускника, говорит, что «ученикам понравился брошенный им вызов. Новые сложности не напугали их, а, наоборот, мобилизовали, заставили собраться с силами и «сделать рывок вперед». Мистер Гамильтон также считает, что новая оценка побудила студентов к достижению более высоких результатов.(1)
Кроме того, с официальным введением оценки A*, у студентов проснулся «сопернический дух», что особенно проявилось в школах для мальчиков.
Тринадцать британских университетов уже должным образом оценили данное нововведение. Естественно, что многие приемные комиссии захотят видеть в числе своих студентов тех выпускников, которые имеют в своем дипломе хотя бы один результат A*, поэтому в ближайшие годы стоит ожидать расширения практики использования оценки A* при приеме в топовые университеты Великобритании.
5.Программа IB (International Baccalaureate) несколько сложнее, так как требует изучения 6-ти предметов, 3 из которых изучаются углубленно, что позволяет не только сделать окончательный выбор университета позже, но и поступить в Вуз любой из стран Европы (исключение Испания), США, Канады.
Экзамены после старшей школы по сути похожи на российский ЕГЭ, так как одновременно являются выпускными из школы и вступительными в Вуз.
IB Diploma
Программа обучения
В программу IB Diploma входит шесть групп предметов, из которых студент должен выбрать по одному, и три центральных элемента, обязательных для всех учащихся.