Интеграционные процессы в сфере образования.
Интернационализация разных сфер общественной жизни современного мира захватывает и область образования. Международный опыт повышения социальной и экономической эффективности образования, модернизации содержания и методов обучения и воспитания используется в той или иной мере разными странами. Лучшие труды теоретиков образования, где бы они ни создавались, пополняют общую сокровищницу мировой педагогической мысли. Вместе с тем сохраняющаяся национальная и региональная специфика историко-культурных традиций, социальных институтов, политических режимов выступает серьезным препятствием на пути глобальной образовательной интеграции. Естественно поэтому, что наиболее интенсивно интеграция осуществляется в рамках геополитических регионов, объединяющих страны с относительно сходными условиями исторического развития и более или менее аналогичной социально-политической структурой. Среди регионов первое место по масштабам и глубине интеграции бесспорно занимает Западная Европа.
Западная Европа сыграла уникальную роль в истории человечества. В течение ряда веков она лидировала в развитии экономики, техники и науки, а влияние сложившейся там системы ценностей и идей не ограничивалось лишь рамками данного региона. Именно этот регион стал своеобразной международной лабораторией, опытным полем, где складываются и проходят испытание на прочность новейшие формы и методы экономической, политической и культурной интеграции.
Интеграционные процессы, чтобы быть эффективными, непременно требуют организованных целенаправленных действий, что вызывает необходимость создания наднациональных органов координации, наделенных значительными полномочиями. Два главных европейских интеграционных объединения — Совет Европы и Европейский Союз. И оба они, хотя и разными методами, способствуют развитию интеграционных процессов.
Совет Европы рассматривает самые разные вопросы общественной жизни. Только собственно военные проблемы не входят в сферу его компетенции. Поле его деятельности теперь не ограничивается, как в прошлом, только Западной Европой, а принимает во все большей степени общеевропейский характер. В 1996 г. 39-м его членом стала Россия.
Ежегодный взнос России (как и других крупных стран) как члена совета Европы составляет около 25 млн. долларов. Но часть этой суммы возвращается к нам в виде различных стипендий, грантов, программ помощи, в том числе и в области образования. Главное же — Совет Европы должен служить инструментом взаимного культурного и гуманитарного сближения стран Западной Европы, Восточной Европы и республик, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. И хотя эти задачи далеко не всегда реализуются, а сам Совет не наделен властными функциями, все же его деятельность оказывает значительное моральное воздействие на умонастроения европейской общественности.
Главную роль в определении основных направлений общей социально-экономической и политической стратегии западноевропейских государств играет другое объединение — Европейский Союз (до 1994 г. — Европейское Сообщество). Входящие в него теперь 15 государств, включая Францию, Великобританию, Германию, Италию, Испанию, согласовывают важнейшие вопросы внешней и оборонной политики, формируют единую стратегию научно-технического развития; созданы условия для свободного движения через государственные границы товаров, капиталов, граждан, наконец, введена общеевропейская валюта. Европейский Союз явился первым успешным примером реальной и глубокой интеграции независимых индустриальных стран. Важнейшее значение приобретает задача формирования "европейского сознания", что должно способствовать духовному сближению европейских народов. Главная роль в достижении этих целей отводится системе образования. Координационные органы европейской интеграции уделяют соответствующим проблемам большое внимание. Создание единого экономического пространства закономерно усиливает импульсы к формированию общего образовательного пространства при всех сложностях и противоречиях этого процесса.
С 1961 г. функционирует постоянная Конференция министров образования государств, входящих в Совет Европы. Она проводится один раз в два-три года и рассматривает важнейшие вопросы развития образования в общеевропейском масштабе. Под эгидой Совета или в тесной связи с ним находятся Европейский фонд культуры (создан в 1954 г.), Европейская ассоциация преподавателей (создана в 1956г.), Европейская сеть по исследованиям в области образования (создана в 1985 г.), Центр документации по образованию в Европе (создан в 1965 г.), Европейское общество сравнительной педагогики (создано в 1961 г.) и ряд других организаций. В рамках парламентской Ассамблеи Совета Европы действует Комитет по культуре и образованию, а в структуре Секретариата Совета Европы видное место занимает департамент образования.
Теоретики интеграции полагают необходимым добиться того, чтобы жители западноевропейского региона осознавали себя не только немцами, французами или англичанами, но прежде всего европейцами, которых связывает общность западноевропейской цивилизации с присущими ей уникальными чертами, сложившимися в результате длительного совместного культурного развития и взаимодействия народов.
Все это требует сближения национальных систем образования и выработки некоторых общих принципов воспитания и обучения молодежи. Возникло и получило значительное распространение в западной литературе и в документах интеграционных органов новое понятие: "европейское измерение в образовании".
В этой области цели Совета Европы и Европейского Союза во многом близки. Ряд мероприятий проводятся ими совместно. Но в отличие от Совета Европы, являющегося преимущественно консультативным органом, некоторые интегративные программы Европейского Союза представляют собой не только рекомендации и пожелания, но и конкретные планы с четким указанием сроков исполнения и размеров финансового обеспечения.
Принятая Европейским Сообществом программа "Эразмус" предусматривала расширение обмена студентами между высшими учебными заведениями европейских стран. На это были выделены сотни миллионов долларов, предназначенные для стипендий иностранным студентам, на организацию лингвистической подготовки, на транспортные расходы и т.п. В результате реализации программы "Эразмус" с 1988 по 1995г. около 400 тыс. студентов получили возможность учиться, а 50 тыс. преподавателей — работать определенное время в учебных заведениях зарубежных стран.
С 1995 г. "Эразмус" включена в новую программу "Сократ", охватывающую разные направления учебы под девизом "Европейское образование для всех".
Сближение западноевропейских народов осложняется, языковыми проблемами. Между странами этого региона государственные границы становятся все более прозрачными, но остаются жесткими языковые границы. Поэтому задача существенного повышения эффективности изучения иностранных языков вышла далеко за рамки педагогики и приобрела важное политическое значение; ее решение является существенным условием формирования "европейского сознания". На многочисленных семинарах и коллоквиумах обсуждаются вопросы содержания языковых курсов, методики преподавания, усовершенствования подготовки преподавателей.
В 1990г. вступила в действие долгосрочная программа "Лингва", направленная на стимулирование изучения иностранных языков, считающихся государственными в западноевропейских странах. В большинстве стран статус государственного имеет один язык, но в некоторых странах — два (в Ирландии — ирландский и английский, в Бельгии — нидерландский и французский). Некоторые страны Европы проявляют большую заботу о языках своих национальных меньшинств и даже придают им статус государственных. Например Швейцария, где немецкий язык является родным для 65 % граждан, французский — для 20, итальянский — для 12 %, но все эти три языка являются государственными, и граждане имеют право обращаться на любом из них в официальные инстанции страны.
Языковые проблемы рассматриваются в широком историко-культурном контексте. Конференция министров образования европейских стран, состоявшаяся в Норвегии в 1997 г., одобрила обширный проект "Изучение иностранных языков и формирование европейской гражданственности"; по ее рекомендации 2001 г. был назван "европейским годом языка". На саммите ЕС в Барселоне (2002) принято решение ввести с 2003 г. в школах обязательное изучение двух иностранных языков.
В Европейском Союзе особую остроту приобретает вопрос о "главном" языке межгосударственного и межнационального общения. Он имеет длительную историю. В Средние века таким языком был латинский, затем на смену ему пришел французский, а теперь английский язык прочно занимает первое место в межнациональных контактах на самых разных уровнях — от научных конференций до обслуживания в отелях и ресторанах. Чаще всего именно он избирается для изучения в качестве первого иностранного языка большинством школьников во Франции, Германии, Италии, Испании.
Многие представители интеллигенции и общественные деятели высказывают обоснованное опасение, что огромное расширение сферы применения английского языка содействует усилению американского "культурного империализма", подтачивает традиционные основы европейской цивилизации, несет угрозу национальной самобытности ее народов. Во Франции предпринимаются даже на государственном уровне попытки противодействовать неограниченному распространению английского языка. Употребление в учебных заведениях и в средствах массовой информации английских слов и выражений вместо существующих французских карается теперь значительным денежным штрафом. Вводятся жесткие ограничения на показ англоязычных фильмов по государственному телевидению. В практической результативности этих мер можно усомниться, но в принципе стремление сохранить чистоту родного языка и по возможности оградить его от неоправданных иноязычных вторжений представляет несомненный интерес.
Формирование "европейского сознания" молодежи в немалой степени зависит от содержания и направленности учебных курсов литературы, философии, граждановедения, географии.
Особенно велика роль исторического образования. В идеале оно должно способствовать развитию национального самосознания и патриотизма учащихся и вместе с тем внушать им уважение к истории и культуре других стран и народов. Однако содержание курсов истории может вызывать порой и противоположный эффект, взращивать семена ксенофобии и агрессивного национализма.
Эта проблематика привлекает большое внимание политических и общественных деятелей, историков, педагогов. Вопросы изучения истории в школах Европы рассматриваются на самом высоком уровне. Главы государств-членов Совета Европы на своей встрече в Вене в 1993 г. указали на необходимость существенно перестроить учебные курсы истории, исключить материалы, которые могут питать расовые или националистические предрассудки, и, напротив, ярко показывать позитивное взаимовлияние стран Европы в их историческом развитии.
В целях совершенствования школьного исторического образования развивается сотрудничество Совета Европы и России. В 1995 г. по инициативе Министерства образования РФ в Смоленске прошел международный семинар Совета Европы "Преподавание истории и развитие доверия между странами". В последующие годы в ряде городов России и в странах СНГ были проведены с участием экспертов Совета Европы семинары и конференции, посвященные реформам исторического образования в школах России и восточноевропейских стран — новых членов Совета Европы.
В Западной Европе имеет определенное распространение концепция, согласно которой, используя опыт наиболее эффективных реформ образования в отдельных странах, можно создать стандартизированную модель системы образования и воспитания, общую для всего региона. Такие "ультраинтеграционные" идеи встречают сопротивление, поскольку национальное своеобразие организации образования традиционно считается важным атрибутом государственного суверенитета и культурной самобытности, чем европейские страны и народы весьма дорожат. Поэтому европейские наднациональные координационные органы проявляют большую осторожность при подходе к проблемам интеграции в этой сфере. Указывая на важность поисков общеевропейских путей повышения эффективности деятельности образовательных институтов, документы Совета Европы и Европейского Союза не предусматривают, однако, растворение национальных систем образования в некоей единой общеевропейской структуре, не стремятся к жесткому регламентированию и оставляют большой простор для национального педагогического творчества.
К сожалению, тогда как на Западе Европы интенсивно развиваются интеграционные процессы, на Востоке с начала 1990-х гг. превалировали дезинтеграционные тенденции.
У России сегодня нет достаточных средств для крупномасштабных инвестиций в экономику стран Содружества, но есть уже инвестированная великая культура. Не вызывает сомнений важность сохранения и приумножения этих инвестиций разными способами, в частности, путем постоянной помощи русскоязычным учреждениям культуры и образования. Столь же важно систематическое сотрудничество соответствующих структур СНГ по воспитанию населения и в первую очередь молодежи в духе доверия, дружбы и осознания органической общности долговременных интересов государств Содружества.
В июне 1996 г. был издан Указ Президента РФ "О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств". Он предусматривал ряд конкретных мероприятий, среди которых — разработка учебников для русскоязычных школ государств Содружества, проведение совместных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований учащихся и педагогов СНГ, учреждение информационного бюллетеня "Вестник образования в СНГ". В январе 1997 г. Совет глав правительств СНГ утвердил Концепцию формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств, а в ноябре 2001 г. Межгосударственную программу реализации этой концепции. Она предусматривает:
- создание нормативной базы поддержки и развития интеграционных процессов в сфере образования;
- согласование государственных образовательных стандартов всех уровней образования;
- обеспечение взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях;
- согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
- научное и учебно-методическое обеспечение единого (общего) образовательного пространства.
Утверждение такой программы на высоком правительственном уровне имеет безусловное позитивное значение и дает основание надеяться, что на значительной части территории бывшего Советского Союза общее образовательное пространство возродится, хотя и в новых формах. И этому в какой-то мере может способствовать использование позитивного опыта развития западноевропейской интеграции.