Интеграционные процессы в сфере образования.

Интернационализация разных сфер общественной жизни современ­ного мира захватывает и область образования. Международный опыт повышения социальной и экономической эффективности образования, модернизации содержания и методов обучения и воспитания использу­ется в той или иной мере разными странами. Лучшие труды теоретиков образования, где бы они ни создавались, пополняют общую сокровищ­ницу мировой педагогической мысли. Вместе с тем сохраняющаяся на­циональная и региональная специфика историко-культурных традиций, социальных институтов, политических режимов выступает серьезным препятствием на пути глобальной образовательной интеграции. Естест­венно поэтому, что наиболее интенсивно интеграция осуществляется в рамках геополитических регионов, объединяющих страны с относи­тельно сходными условиями исторического развития и более или менее аналогичной социально-политической структурой. Среди регионов первое место по масштабам и глубине инте­грации бесспорно занимает Западная Европа.

Западная Европа сыграла уникальную роль в истории человечества. В течение ряда веков она лидировала в развитии экономики, техники и науки, а влияние сложившейся там системы ценностей и идей не огра­ничивалось лишь рамками данного региона. Именно этот регион стал своеобразной между­народной лабораторией, опытным полем, где складываются и проходят испытание на прочность новейшие формы и методы экономической, политической и культурной интеграции.

Интеграционные процессы, чтобы быть эффективными, непременно требуют организованных целенаправленных действий, что вызывает необходимость создания наднацио­нальных органов координации, наделенных значительными полномо­чиями. Два главных европейских интеграционных объединения — Со­вет Европы и Европейский Союз. И оба они, хотя и разными методами, способствуют развитию интеграционных процессов.

Совет Европы рассматривает самые разные вопросы общественной жизни. Только собственно военные проблемы не входят в сферу его компетенции. Поле его деятельности теперь не ограничивается, как в про­шлом, только Западной Европой, а принимает во все большей степени об­щеевропейский характер. В 1996 г. 39-м его членом стала Россия.

Ежегодный взнос Рос­сии (как и других крупных стран) как члена совета Европы составляет около 25 млн. долларов. Но часть этой суммы возвращается к нам в виде различных стипендий, грантов, программ помощи, в том числе и в области образования. Глав­ное же — Совет Европы должен служить инструментом взаимного культурного и гуманитарного сближения стран Западной Европы, Вос­точной Европы и республик, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. И хотя эти задачи далеко не всегда реализуются, а сам Совет не наделен властными функциями, все же его деятельность оказывает значительное моральное воздействие на умонастроения ев­ропейской общественности.

Главную роль в определении основных направлений общей соци­ально-экономической и политической стратегии западноевропейских государств играет другое объединение — Европейский Союз (до 1994 г. — Европейское Сообщество). Входящие в него теперь 15 госу­дарств, включая Францию, Великобританию, Германию, Италию, Ис­панию, согласовывают важнейшие вопросы внешней и оборонной по­литики, формируют единую стратегию научно-технического развития; созданы условия для свободного движения через государственные гра­ницы товаров, капиталов, граждан, наконец, введена общеевропейская валюта. Европей­ский Союз явился первым успешным примером реальной и глубокой интеграции независимых индустриальных стран. Важнейшее значение приобретает задача формирования "европейского сознания", что должно способст­вовать духовному сближению европейских народов. Главная роль в достижении этих целей отводится системе об­разования. Координационные органы европейской интеграции уделяют соответствующим проблемам большое внимание. Создание единого экономического пространства закономерно усиливает импульсы к формированию общего образовательного пространства при всех слож­ностях и противоречиях этого процесса.

С 1961 г. функционирует постоянная Конференция министров обра­зования государств, входящих в Совет Европы. Она проводится один раз в два-три года и рассматривает важнейшие вопросы развития обра­зования в общеевропейском масштабе. Под эгидой Совета или в тесной связи с ним находятся Европейский фонд культуры (создан в 1954 г.), Европейская ассоциация преподавателей (создана в 1956г.), Европей­ская сеть по исследованиям в области образования (создана в 1985 г.), Центр документации по образованию в Европе (создан в 1965 г.), Европейское общество сравнительной педагогики (создано в 1961 г.) и ряд других организаций. В рамках парламентской Ассамблеи Совета Европы действует Комитет по культуре и образованию, а в структуре Секретариа­та Совета Европы видное место занимает департамент образования.

Теоретики интеграции полагают необходимым добиться того, чтобы жители западноевропейского региона осознавали себя не только немцами, французами или англичанами, но прежде всего ев­ропейцами, которых связывает общность западноевропейской циви­лизации с присущими ей уникальными чертами, сложившимися в результате длительного совместного культурного развития и взаи­модействия народов.

Все это требует сближения национальных систем обра­зования и выработки некоторых общих принципов воспитания и обу­чения молодежи. Возникло и получило значительное распространение в западной литературе и в документах интеграционных органов новое понятие: "европейское измерение в образовании".

В этой области цели Совета Европы и Европейского Союза во мно­гом близки. Ряд мероприятий проводятся ими совместно. Но в отличие от Совета Европы, являющегося преимущественно консультативным органом, некоторые интегративные программы Европейского Союза представляют собой не только рекомендации и пожелания, но и кон­кретные планы с четким указанием сроков исполнения и размеров фи­нансового обеспечения.

Принятая Европейским Сообществом программа "Эразмус" преду­сматривала расширение обмена студентами между высшими учебными заведениями европейских стран. На это были выделены сотни миллио­нов долларов, предназначенные для стипендий иностранным студен­там, на организацию лингвистической подготовки, на транспортные расходы и т.п. В результате реализации программы "Эразмус" с 1988 по 1995г. около 400 тыс. студентов получили возможность учиться, а 50 тыс. преподавателей — работать определенное время в учебных за­ведениях зарубежных стран.

С 1995 г. "Эразмус" включена в новую программу "Сократ", охва­тывающую разные направления учебы под девизом "Европейское обра­зование для всех".

Сближение западноевропейских народов осложняется, языковыми проблема­ми. Между странами этого региона государственные границы становят­ся все более прозрачными, но остаются жесткими языковые границы. Поэтому задача существенного повышения эффективности изучения иностранных языков вышла далеко за рамки педагогики и приобрела важное политическое значение; ее решение является существенным ус­ловием формирования "европейского сознания". На многочисленных семинарах и коллоквиумах обсуждаются вопросы содержания языко­вых курсов, методики преподавания, усовершенствования подготовки преподавателей.

В 1990г. вступила в действие долгосрочная программа "Лингва", направленная на стимулирование изучения иностранных языков, счи­тающихся государственными в западноевропейских странах. В боль­шинстве стран статус государственного имеет один язык, но в некото­рых странах — два (в Ирландии — ирландский и английский, в Бель­гии — нидерландский и французский). Некоторые страны Европы проявляют большую заботу о языках своих национальных меньшинств и даже придают им статус государственных. Например Швейцария, где немецкий язык является родным для 65 % граждан, французский — для 20, итальянский — для 12 %, но все эти три языка являются государственными, и граждане имеют право обращаться на любом из них в официальные инстанции страны.

Языковые проблемы рассматриваются в широком историко-культурном контексте. Конференция министров образования евро­пейских стран, состоявшаяся в Норвегии в 1997 г., одобрила обширный проект "Изучение иностранных языков и формирование европейской гражданственности"; по ее рекомендации 2001 г. был назван "европей­ским годом языка". На саммите ЕС в Барселоне (2002) принято реше­ние ввести с 2003 г. в школах обязательное изучение двух иностранных языков.

В Европейском Союзе особую остроту приобретает вопрос о "глав­ном" языке межгосударственного и межнационального общения. Он имеет длительную историю. В Средние века таким языком был латин­ский, затем на смену ему пришел французский, а теперь английский язык прочно занимает первое место в межнациональных контактах на самых разных уровнях — от научных конференций до обслуживания в отелях и ресторанах. Чаще всего именно он избирается для изучения в качестве первого иностранного языка большинством школьников во Франции, Германии, Италии, Испании.

Многие представители интеллигенции и общественные деятели вы­сказывают обоснованное опасение, что огромное расширение сферы применения английского языка содействует усилению американского "культурного империализма", подтачивает традиционные основы евро­пейской цивилизации, несет угрозу национальной самобытности ее народов. Во Франции предпринимаются даже на государственном уровне попытки противодействовать неограниченному распростра­нению английского языка. Употребление в учебных заведениях и в средствах массовой информации английских слов и выражений вме­сто существующих французских карается теперь значительным де­нежным штрафом. Вводятся жесткие ограничения на показ англоя­зычных фильмов по государственному телевидению. В практической результативности этих мер можно усомниться, но в принципе стремление сохранить чистоту родного языка и по возможности ог­радить его от неоправданных иноязычных вторжений представляет несомненный интерес.

Формирование "европейского сознания" молодежи в немалой степе­ни зависит от содержания и направленности учебных курсов литерату­ры, философии, граждановедения, географии.

Особенно велика роль исторического образования. В идеале оно должно способствовать развитию национального самосознания и пат­риотизма учащихся и вместе с тем внушать им уважение к истории и культуре других стран и народов. Однако содержание курсов истории может вызывать порой и противоположный эффект, взращивать семена ксенофобии и агрессивного национализма.

Эта проблематика привлекает большое внимание политических и общественных деятелей, историков, педагогов. Вопросы изучения истории в школах Европы рассматриваются на самом высоком уров­не. Главы государств-членов Совета Европы на своей встрече в Вене в 1993 г. указали на необходимость существенно перестроить учеб­ные курсы истории, исключить материалы, которые могут питать расовые или националистические предрассудки, и, напротив, ярко показывать позитивное взаимовлияние стран Европы в их ис­торическом развитии.

В целях совершенствования школьного исторического образования развивается сотрудничество Совета Европы и России. В 1995 г. по ини­циативе Министерства образования РФ в Смоленске прошел междуна­родный семинар Совета Европы "Преподавание истории и развитие до­верия между странами". В последующие годы в ряде городов России и в странах СНГ были проведены с участием экспертов Совета Европы семинары и конференции, посвященные реформам исторического обра­зования в школах России и восточноевропейских стран — новых чле­нов Совета Европы.

В Западной Европе имеет определенное распространение кон­цепция, согласно которой, используя опыт наиболее эффективных ре­форм образования в отдельных странах, можно создать стандарти­зированную модель системы образования и воспитания, общую для всего региона. Такие "ультраинтеграционные" идеи встречают со­противление, поскольку национальное своеобразие организации об­разования традиционно считается важным атрибутом государственного суверенитета и культурной самобытности, чем европейские страны и народы весьма дорожат. Поэтому европейские наднациональные коор­динационные органы проявляют большую осторожность при подходе к проблемам интеграции в этой сфере. Указывая на важность поисков общеевропейских путей повышения эффективности деятельности обра­зовательных институтов, документы Совета Европы и Европейского Союза не предусматривают, однако, растворение национальных систем образования в некоей единой общеевропейской структуре, не стремятся к жесткому регламентированию и оставляют большой простор для на­ционального педагогического творчества.

К сожалению, тогда как на Западе Европы интенсивно развиваются интеграционные процессы, на Востоке с начала 1990-х гг. превалирова­ли дезинтеграционные тенденции.

У России сегодня нет достаточных средств для крупномасштабных инвестиций в экономику стран Содружества, но есть уже инвестиро­ванная великая культура. Не вызывает сомнений важность сохранения и приумножения этих инвестиций разными способами, в частности, пу­тем постоянной помощи русскоязычным учреждениям культуры и об­разования. Столь же важно систематическое сотрудничество соответст­вующих структур СНГ по воспитанию населения и в первую очередь молодежи в духе доверия, дружбы и осознания органической общности долговременных интересов государств Содружества.

В июне 1996 г. был издан Указ Президента РФ "О поддержке Российской Федерацией ин­теграционных процессов в области образования в Содружестве Незави­симых Государств". Он предусматривал ряд конкретных мероприятий, среди которых — разработка учебников для русскоязычных школ госу­дарств Содружества, проведение совместных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований учащихся и педагогов СНГ, учреждение ин­формационного бюллетеня "Вестник образования в СНГ". В январе 1997 г. Совет глав правительств СНГ утвердил Концепцию формирова­ния единого (общего) образовательного пространства Содружества Не­зависимых Государств, а в ноябре 2001 г. Межгосударственную про­грамму реализации этой концепции. Она предусматривает:

- создание нормативной базы поддержки и развития интеграционных процессов в сфере образования;

- согласование государственных образовательных стандартов всех уровней образования;

- обеспечение взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях;

- согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

- научное и учебно-методическое обеспечение единого (общего) об­разовательного пространства.

Утверждение такой про­граммы на высоком правительственном уровне имеет безусловное по­зитивное значение и дает основание надеяться, что на значительной части территории бывшего Советского Союза общее образовательное пространство возродится, хотя и в новых формах. И этому в какой-то мере может способствовать использование позитивного опыта развития западноевропейской интеграции.

Наши рекомендации