Раздел I. Методологические основы социальной педагогики
Тема 1. «Социальная педагогика как область научного знания, практическая деятельность и учебный предмет»
1. Исторически термин «социальная педагогика» имеет два значения:
а) социальный аспект воспитания и благотворительность;
б) социальный аспект воспитания и педагогическая помощь нуждающимся в определенных социальных условиях;
в) педагогическая помощь нуждающимся в определенных социальных условиях и благотворительность.
2. Социальная педагогика – это отрасль педагогического знания, изучающая
а) социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией;
б) причины формирования и развития отклоняющегося поведения человека и методы его предупреждения, преодоления и исправления;
в) развитие, воспитание, обучение человека с учетом его биологических особенностей.
3. Определение объекта и предмета социальной педагогики как научной области знания
а) объект – человек; предмет – его социализация;
б) объект – процесс социализации; предмет – социально-педагогическое управление социализацией, ее коррекция и оптимизация.
4. Накопление знаний об изучаемых социально-педагогических явлениях и процессах, их описание и объяснение предполагает реализацию функции СП:
а) теоретико-познавательной, б) прикладной, в) прогностической; г) гуманистической.
5. Соответствие понятий определениям:
1) социально-педагогическая деятельность; 2) социальное обучение, 3) социализация; 4) социальная адаптация | А) разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи человеку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и создание условий для его самореализации в обществе; Б) развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества; В) целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации человека; Г) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации в процессе его социализации; Д) активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. |
6. Раздел социальной педагогики, исследующий общество как воспитательную среду, процесс и факторы социализации человека, – это ...
а) социология воспитания; б) теория социально воспитания, в) методика социального воспитания.
7. Раздел социальной педагогики, исследующий социальное воспитание как социальный институт, – это ...
а) философия социального воспитания, б) теория социально воспитания, в) методика социального воспитания.
8.Внимание к особенностям социализации, социальной адаптации и реабилитации детей с отклонениями в развитии связывает социальную педагогику
а) с возрастной педагогикой; б) коррекционной педагогикой; в) педагогикой дополнительного образования.
9. Соответствие методов социально-педагогического исследования классификационным группам
А) теоретические Б) эмпирические В) математические | 1) наблюдение 2) моделирование 3) ранжирование 4) шкалирование 5) анкетирование 6) сравнение |
Тема 2. «Развитие человека в социуме »
1. Процесс стадиальных (этапных) количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной, духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов – это...
2. Соответствие внутренних и внешних факторов развития человека
А) внешние Б) внутренние | 1) окружающая среда и воспитание; 2) наследственность и активность человека; 3) окружающая среда и активность человека |
3. Социальная среда влияет на развитие
а) практически всех сфер личности;
б) исключительно духовно-нравственной и интеллектуальной сферы;
в) главным образом эмоционально- волевой и интеллектуальной.
Тема 3. «Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы»
1. Целенаправленная последовательность действий социального педагога, обеспечивающая наиболее оптимальное достижение социально-педагогической цели в социальном развитии, воспитании, овладении умениями и навыками самообслуживания - ....
2. Социально-педагогический процесс как система включает в себя
а) социальное воспитание, б) социальное обучение, в) социальную защиту, г) социальную политику.
3.Подготовительный этап социально-педагогического процесса предполагает:
а) диагностику условий протекания процесса;
б) постановку конкретных задач, достижимых в имеющихся временных и социальных условиях;
в) создание благоприятных условий для протекания процесса;
г) проектирование и планирование развития социально-педагогического процесса;
д) внесение в процесс необходимых корректив в соответствии с данной социально-педагогической ситуацией.
4. Основной этап социально-педагогического процесса предполагает:
а) диагностику условий протекания процесса;
б) стимулирование и включение объекта в процесс самоизменения.
в) постановку конкретных задач, достижимых в имеющихся временных и социальных условиях;
г) создание благоприятных условий для протекания процесса;
д) мониторинг хода реализации процесса и результативности отдельных мероприятий;
е) внесение в процесс необходимых корректив в соответствии с данной социально-педагогической ситуацией.