Эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в развитии навыков общения
Организация эмпирического исследования
Цель
эксперимента – определение показателей первоначального уровня лексики детей.
С целью измерения показателей первоначального уровня лексики детей нами были определены три уровня, для каждого разработаны критерии измерения.
Для определения критериев и показателей уровней лексики нами была использована методика, разработанная психологами Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.
Задание № 1.
Словесное рисование.
Педагог читает определенное литературное произведение. Дети внимательно слушают. Дочитав, педагог задает вопросы, чтобы понять, как дети поняли основное содержание текста. Далее ставит новое задание. Выбрать себе эпизод, который можно нарисовать. Рисовать предлагает словами.
Если ребенок начинает пересказывать содержание произведения, педагог объясняет: “Ты выбрал для себя небольшой эпизод, одну маленькую часть рассказа, чтобы нарисовать. Представь себе собственный рисунок и расскажи, что и как у тебя там нарисовано? ”.
Оценивая результаты, педагог сравнивает словесное рисовании разных детей.
Неудовлетворительные результаты – у тех, кто просто перечисляет детали, чьи рисунки имеют более схематический характер, речь невыразительна, воображение репродуктивное, эмоционально неокрашено.
Удовлетворительные результаты – у тех, кто создает достаточно яркие воображения, дополняя содержание рассказа собственным отношением к героям. Воспроизводительные представления, которые формируют образы художественного произведения, становятся более самостоятельными, выразительными.
Хорошие результаты -у тех, кто создает новые образы, которые не были упомянуты. Творческие представления целостные, эстетично оформленные. Словесные рисунки имеют определенную пространственную композицию: слушателям легко представить себе, где располагаются персонажи, как они взаимодействуют друг с другом. Значение так же имеет и эмоциональность, наглядность образов, появление словесных обобщений.
Это упражнение не только стимулирует пополнение лексического запаса, но и диагностирует уровень развития творческих способностей.
Цель: определить уровень развития лексического запаса детей 6-7 лет.
Во время проведения эксперимента нами были использованы такие матоды: наблюдение, беседа, анализ продуктивных видов деятельности.
Критерии показателей:
В –высокий уровень (8 – 9 положительных ответов)
С –средний уровень (7 – 5 положительных ответов)
Н –низкий уровень (4 и меньше положительных ответа)
Условные обозначения:
“+” – положительный ответ
“-” – отрицательный ответ
Таблица 1 - Группа № 1
№ п/п | Фамилия, имя | Кол-во | Уровень развития | |||||||||
а | б | в | г | |||||||||
Антон А. | + | + | + | - | + | + | + | + | + | В | ||
Коля Т. | + | - | - | - | - | + | + | - | + | Н | ||
Вика О. | + | + | - | - | - | + | + | + | + | С | ||
Давид Д. | + | + | + | + | - | + | - | + | + | С | ||
Женя С. | + | + | - | - | - | + | + | + | + | С | ||
Сергей Н. | + | - | - | + | - | + | - | - | - | Н | ||
Катя Л. | + | - | - | - | + | + | + | + | - | С | ||
Настя А. | + | + | + | + | - | + | + | + | + | В | ||
Максим В. | + | - | - | + | + | - | - | - | - | Н | ||
Марина П. | + | + | + | + | - | + | - | + | + | С | ||
Паша М. | + | + | - | + | - | + | - | + | + | С | ||
Никита Н. | + | + | - | + | - | + | - | + | + | С | ||
Соня С. | + | - | - | + | - | + | - | + | - | Н | ||
Света Т. | + | - | - | - | + | + | + | + | + | С | ||
Владик И. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В |
После проведения опроса в данной группе, имеем следующие результаты:
Уровень развития | Низкий | Средний | Высокий |
Количество детей |
Низкий уровень:15 – 100%
4 – Х %
Х = 4 * 100 % / 15 = 26,6 %
Средний уровень:15 – 100 %
8 – Х %
Х = 8 * 100 % / 15 = 53,4 %
Высокий уровень:15 – 100 %
3 – Х %
Х = 3 * 100 % / 15 = 20 %
Рисунок 1- Секторная диаграмма результатов эксперимента в первой группе:
Средний уровень
Высокий уровень
Низкий уровень
В ходе нашей экспериментальной работы мы учли возрастные, индивидуальные, психологические, интеллектуальные возможности детей.
Для детей с низкими возможностям мы выбрали специальные игры, которые развивают речь, обогащают лексику. Во время игр мы учитывали трудоспособность, усталость детей, старались давать определенный объем заданий, который бы соответствовал этим возможностям.
Для детей со средним уровнем мы подбирали более сложные задания, по мере их выполнения еще больше усложняли их.
В своей работе мы также опирались на принципы последовательности систематичности, осознанности и др.
Методика "словарная мобильность".
Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного резульгата.
Задание А.
Придумай как можно больше слов на букву С.
Время 1 мин.
Оценка.
6 - 7 слов - высокий уровень;
4 - 5 слов - средний,
2 - 3 слова - низкий.
Задание Б.
Оканчивание слов.
Ход работы.
Ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона... " и т. д.
Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.
Дополнил все предложенные слоги до целого слова - высокий уровень.
Справился с половиной предложенных слогов - средний уровень.
Смог дополнить только 2 слога - низкий уровень.
Задание В.
Образование предложений с данными словами.
Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:
1) девочка, мячик, кукла;
2) лето, лес, грибы.
Оценивается правильность составления фразы.
Задание Г.
Подбор рифмы.
Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день" ".
Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом "день", прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой.
Время работы с одним словом - одна минута.
Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.
Задание Д.
Словообразование.
Как будет называться маленький предмет?
мяч - мячик;
рука - ...;
солнце - ...;
трава - ...;
плечо - ...;
ухо - ...;
таз - ...
Оценка.
6-7 баллов - высокий уровень,
4-5 баллов - средний,
2-3 балла - низкий.
Задание Е.
Словообразование.
Если предмет сделан из железа, то какой он?
железо - ...;
дерево - ...;
снег - ...;
пух - ...;
бумага - ....
Оценка.
4-5 баллов - высокий уровень,
2-3 балла - средний,
0-1 балл - низкий.
Задание Ж.
Общий словарный запас.
Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?
Оценка.
6-7 баллов - высокий уровень,
4-5 баллов - средний,
2-3 балла - низкий.
Задание З.
Исследование особенностей звукового анализа слова.
Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши".
Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков.
Безошибочное выполнение - высокий уровень,
1-2 ошибки - средний,
3 и более ошибок - низкий.
Таким образом, по итогам всех методик было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР выявляют низкую сформированность игровой деятельности. Они недостаточно соблюдают правила игры, зачастую отказываются от выбранной ими роли или меняют ее в ходе игры по мере потери интереса. Часто проявляют конфликтность, нетерпеливость. Большинство склонны к индивидуальным или парным играм. Игровое поведение часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.