Материалы для практической работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Воронежский музыкально-педагогический колледж»
ОСНОВЫ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Воронеж
Рекомендовано Научно-методическим советом ГОУ СПО «Воронежский музыкально-педагогический колледж» протокол № 1 от 30 августа 2010 г. |
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов ГОУ ВПО ВГПУ Е.Е. Седова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры хорового дирижирования и вокала ГО ВПО ВГПУ Л.В.Сердюкова
Основы учебно-исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа: учебное пособие / Авт.-сост. В.Н. Ермакова. – Воронеж : ВМПК, 2010. – 124 с.
В учебное пособие вошли материалы по дисциплине «Основы учебно-исследова-тельской деятельности» для студентов педагогических учебных заведений среднего профессионального образования: лекции, практические задания и приложения с дополнительными материалами (опорными конспектами отдельных учебных тем, инструкциями и т. п.). В содержании учебного пособия раскрываются основные подходы к организации и осуществлению психолого-педагогического исследования, охарактеризованы основные методы исследования, содержатся практические рекомендации по выбору темы исследования, написанию и оформлению рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, подготовке к их защите.
© Ермакова В.Н., 2010.
© Воронежский музыкально-
педагогический колледж, 2010.
Введение
Наука и научное познание
В начале 2-й половины XX в. образование в России по многим параметрам занимало лидирующее положение в мире. Однако в последующие годы наша образовательная система утратила динамизм. Нарастали социально-экономи-ческие противоречия, а образовательная система на них не реагировала. Реформы образования носили косметический характер, и к концу века обнаружилось, что по ряду показателей наша школа стала отставать от зарубежной.
Долгое время в школе преобладала установка на унификацию, на единые стандарты, на подавляющий авторитет коллективного начала, что приводило к определенной нивелировке личности учащегося, недостаточному раскрытию ее самобытности, активности, инициативности, творческого потенциала. Наша школа и по сей день во многом остается изолированной по отношению к социальной среде, пытаясь решить все проблемы своими силами.
Однако, несмотря на все трудности, система российского образования выжила и сохранила свой высокий мировой статус. Более того, наше образование приобрело новые качества: стало более мобильным, демократичным и вариативным.
Происходит серьезное изменение целей образования и критериев его эффективности. Не качество и не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования.
Изменяются содержание образования, его культурологическая база, повышается роль гуманитарного знания как основы развития личности, осуществляется постепенный переход от одинакового для всех содержания к вариативному, дифференцированному и, более того, индивидуализированному. Появились разнообразные формы образования и типы образовательных учреждений: гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, высшие профтехучилища, комплексные образовательные учреждения и др. Наряду с традиционными уроками в школе проводятся семинары, лекции, комплексные занятия, практикумы, диспуты и др.
Все это свидетельствует о переходе от регламентированного, авторитарного обучения к гуманистическому, ненасильственному, свободному воспитанию, основанному на добровольном выборе форм деятельности, инициативе и взаимном доверии воспитателей и воспитанников.
Освоение новых форм и методов образования предполагает изменения и в методике подготовки педагогических кадров. Педагогический процесс – явление многогранное, отражающее сложности и противоречия общественной жизни. Возникающие проблемы все менее поддаются решению привычными способами, поэтому повышается роль таких видов учебной деятельности студентов, как рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы.
Выполняя их, студенты не только используют научные знания, но в значительной степени их производят. Такое умение составляет содержание методологической культуры педагога.
Методологическая культура учителя – это, прежде всего, стиль мышления, специфический для сферы образования. Он предполагает знание педагогом определенных методологических норм и правил научного познания, умение их применять в процессе решения педагогических задач. Методологическая культура включает овладение логикой и методами психолого-педагогического исследования.
Работа с научной литературой и исследовательская деятельность являются необходимой частью учебного процесса. Реферат, курсовая и выпускная квалификационная работы – виды учебно-исследовательской работы студентов, представляющие собой формы отчетности и контроля знаний студентов, доказательство их знаний по избранной теме или проблеме.
В процессе развития могут преобразовываться любые объекты – фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, человеческое сознание и др., поэтому все они могут стать предметом научного исследования.
Существуют разные толкования понятия «наука»:
1) своеобразная форма познания и социальный институт; возникла в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства;
2) форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании;
3) творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности.
Наука делится на отрасли знания, которые классифицируются по предмету (естествознание, обществознание, технические науки), по удаленности от практики (фундаментальные и прикладные). Наукой о наиболее общих законах действительности является философия. Наконец, наука может изучать сама себя (история и логика науки, психология научного творчества, науковедение).
В развитии научного знания можно выделить стадию преднауки и собственно науки. На первой стадии зарождающаяся наука еще не выходит за рамки существующей в это время практики. Она моделирует изменение объектов, реально существующих в практике, предсказывая их возможные состояния. Связи и отношения, операции с объектами – все черпается из практики. Такой характер имели, например, геометрические знания древних египтян.
Переход к собственно науке связан с новым способом формирования идеальных объектов и их связей, которые не черпаются непосредственно из практики, а создаются в качестве абстракций на основе ранее созданных идеальных объектов. Такие модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области.
Наука – одно из наиболее мощных и влиятельных явлений, и независимо от того, ученые мы или нет, для нас чрезвычайно важно иметь представление о том, что такое наука и научный метод.
Особенности научного познания:
1) ориентация на общие, существенные свойства предмета;
2) объективность;
3) ориентация на практику;
4) воспроизводство знаний;
5) использование научного оборудования;
6) строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
Познание – это творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.
Выделяют различные формы познания:
- направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление);
- направленное на получение знания, существующего вне индивидуального субъекта (тексты или созданные человеком вещи).
Следует различать также обыденное, мифологическое, философское, художественное и научное познание. Своеобразным видом научного познания является социальное (гуманитарное) познание. Его специфика заключается в следующем:
1) предмет гуманитарного познания – «мир человек», отношения между людьми;
2) связь с объективными (установленными нормами, взглядами, целями и т. п.) и субъективными (политическими, мировоззренческими, нравственными убеждениями человека, его привязанностями, принципами и мотивами поведения) ценностями;
3) исследование качества, а не количества, внимание анализу единичного, индивидуального на основе общего, закономерного;
4) большая роль мышления.
Познание считается активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего. Особая форма познания – учебная деятельность.
Структура научного познания:
объект и предмет, субъект познания, средства и методы
↓
фактический материал, почерпнутый из опыта
↓
результаты его первоначального обобщения
↓
проблемы и гипотезы, основанные на фактах
↓
вырастающие из них законы, принципы и теории
↓
философские установки и социокультурные основания
↓
методы и нормы научного познания
↓
стиль мышления
Различают 2 уровня научного познания – эмпирический и теоретический, которые тесно взаимосвязаны. Характерные признаки эмпирического познания – сбор фактов, описание данных, полученных путем наблюдения и эксперимента, их первичное обобщение, систематизация и классификация. Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, законов и мыслительных операций. Его структурными компонентами являются проблема, гипотеза, теория.
Проблема – форма знания о незнании и процесс, включающий 2 основных момента: постановку и решение. Правильная постановка проблемы есть необходимая предпосылка ее успешного решения.
Гипотеза – форма знания, содержащая сформулированное на основе фактов предположение, истинное значение которого нуждается в доказательстве. Решающая проверка истинности гипотезы возможна лишь в процессе практики. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин и становится научной теорией.
Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности (примеры научных теорий – классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна). Воплощение теории в реальной действительности (опредмечивание знания) осуществляется только в практической деятельности людей.
Материалы для практической работы
1. Сформулируйте понятия (при необходимости обратитесь к толковому словарю):
авторитарный, вариативность, гуманизация, интуиция, концепция, критерий, мобильность, нивелировка, потенциал, принцип, регламентация, статус, трансляция, унификация, философия.
2. Составьте с перечисленными понятиями предложения (5).