| 1 -й уровень | 2 -й уровень | 3 -й уровень | 4 -й уровень | 5 -й уровень | 6 -й уровень | 7-й уровень | 8 -й уровень |
Письменная коммуникация | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом | Ученик изложил тему включающую несколько вопросов, с соблюдением норм и правил оформления текста | Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов, с соблюдением норм и правил оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом | Ученик изложил тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовал вспомогательные средства | Ученик поставил цель письменной коммуникации и определил жанр текста | Ученик изложил вопрос, самостоятельно предложил структуру текста в соответствии с нормами жанра | Ученик представил информацию в форме и на носителе, адекватных цели коммуникации |
Устная презентация | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составлен- ному с помощью учителя или самостоятельно | Ученик вы- строил свою речь в соот- ветствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно | Ученик самостоятельно под- готовил план выступления и соблюдал нормы публичной речи и регламент | Ученик использовал вербальные средства или паузы и интонирование для выделения смысловых блоков своего выступления | Ученик использовал невербальные средства или подготовленные наглядные материалы, предложенные учителем | Ученик самостоятельно использовал невербальные средства или грамотно подготовленные наглядные мате- риалы | Ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем | Ученик самостоятель но анализировал логические или риторические приемы |
Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос | Ученик привел дополни- тельную информацию в ответ на уточняющий вопрос | В ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик повторил фрагмент выступления, раскрывая термины, причинно- следственные связи | В ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик дал объяснения или дополни- тельную информацию | Ученик дал односложный ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы | Ученик дал развернутый ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы | Ученик уточнил свое пони- мание во- проса, за- данного на дискредитацию его позиции, если это необходимо, и апеллировал к объективным данным, авторитету или своему опыту | Ученик вы- сказал свое отношение к вопросу, заданному на дискредитацию позиции, и привел но- вые аргументы |
(работа в группе) | Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии | Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем | Ученики перед началом обсуждения договорились о правилах обсуждения и согласовали основные вопросы с помощью учите- ля | Ученики самостоятельно договорились о правилах и вопросах для обсуждения | Ученики следили за соблюдением процедуры обсуждения и обобщили результаты обсуждения в конце работы | Ученики зафиксировали полученные ответы и мнения и предложили план действий по завершении обсуждения | Ученики использовали приемы выхода из ситуации когда дискуссия зашла в тупик. или резюмировали причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения | Ученики выявили причины неэффективности обсуждения или предложили свои дополнения к известной процедуре выхода из тупиковых ситуаций |
Продуктивная коммуникация | Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно при обсуждении, или свое отношение к идеям других членов группы, если их к этому стимулировал учитель | Ученики высказывали идеи, подготовленные заранее | Ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы | Ученики задавали вопросы на уточнение и понимание идей друг друга | Ученики высказывали собственные идеи всвязи с идеями, высказанными другими участниками | Ученики сопоставляли свои идеи с идеями других членов группы, развивали и уточняли идеи друг друга | Ученики называли области совпадения и расхождения позиций, вы- являя суть разногласий | Ученики согласовали критерии и дали сравнительную оценку предложений |