Тактическая подготовка для всех этапов
№ п/п | Приемы тактики хоккея | Этап Предварительной подготовки | Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап | ||||||||||||
начальная специализация | углубленная специализация | |||||||||||||||
Год обучения | ||||||||||||||||
1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | |||||
Тактика игры вратаря | ||||||||||||||||
Выбор позиции в воротах | ||||||||||||||||
1. | Выбор позиции при атаке ворот противником в численном большинстве (2:1. 3:1, 3:2) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
2. | Выбор позиции (вне площади ворот) при позиционной атаке противника | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
3. | Прижимание шайбы | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
4. | Перехват и остановка шайбы —— | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
5. | Выбрасывание шайбы | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
6. | Взаимодействие с игроками защиты при обороне | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
7. | Взаимодействие с игроками при контратаке | + | + | + | + | + | + | |||||||||
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Таблица 28
Примерный учебный план по теоретической подготовке (ч)
№ п/п | Название тем теоретической подготовки | Этап предварительной подготовки | Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап | ||||||||||
начальная специализация | углубленная специализация | |||||||||||||
Год обучения | ||||||||||||||
1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | |||
1. | Физическая культура и спорт в России | |||||||||||||
2. | Влияние физических упражнений на организм спортсмена | |||||||||||||
3. | Этапы развития отечественного хоккея | |||||||||||||
4. | Личная и общественная гигиена в физической культуре и спорте | |||||||||||||
5. | Хоккей как вид спорта и средство физического воспитания | |||||||||||||
6. | Травматизм в спорте и его профилактика | |||||||||||||
7. | Характеристика системы подготовки хоккеистов | |||||||||||||
8. | Управление подготовкой хоккеистов | |||||||||||||
Окончание табл. 28
№ л/п | Название тем теоретической подготовки | Этап предварительной подготовки | Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап | ||||||||||
начальная специализация | углубленная специализация | |||||||||||||
Год обучения | ||||||||||||||
1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | |||
9. | Основы техники и технической подготовки | |||||||||||||
10. | Основы тактики и тактической подготовки | |||||||||||||
11. | Характеристика физических качеств и методика их воспитания | |||||||||||||
12. | Соревнования по хоккею | |||||||||||||
13. | Психологическая подготовка хоккеиста | |||||||||||||
14. | Разработка плана предстоящей игры | |||||||||||||
15. | Установка и разбор игры | |||||||||||||
ИТОГО | ||||||||||||||
Темы теоретической подготовки (табл. 28)
Физическая культура и спорт в России
Понятие «Физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры, как дело государственной важности. Ее значение для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Спорт как составная часть физической культуры, их существенная роль в воспитании подрастающего поколения. Важнейшие постановления Правительства
РФ по вопросам развития физической культуры и спорта в стране.
Влияние физических упражнений на организм спортсмена
Характеристика положительных влияний на органы и функциональные системы при рациональном соотношении нагрузок и отдыха. Понятие об утомлении и переутомлении. Восстановительные мероприятия в спорте. Критерии готовности к повторной работе. Спортивный массаж. Самомассаж. Баня.
Этапы развития отечественного хоккея
Возникновение и эволюция хоккея. Зарождение хоккея в России. Этапы развития хоккея. Первые чемпионаты страны. Участие отечественных хоккеистов в международных соревнованиях. Достижения хоккеистов России в международных соревнованиях: чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх. Современное состояние и перспективы дальнейшего развития детского и юношеского хоккея в нашей стране.
Личная и общественная гигиена в физической культуре и спорте
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к местам проведения тренировочных занятий и к спортивному инвентарю. Гигиенические требования к питанию хоккеиста. Значение витаминов и минеральных солей. Калорийность питания. Нормы потребления белков, углеводов и жиров.
Режим дня и особенности питания в дни соревнований.
Хоккей как вид спорта и средство физического воспитания
Хоккей как наиболее популярный, широко культивируемый олимпийский вид спорта. Факторы, определяющие популярность и привлекательность хоккея. Особенности структуры и содержание игровой деятельности. Большой объем контактных силовых единоборств, происходящих на любом участке хоккейной площадки требует определенного мужества и способствует воспитанию у хоккеистов высокого уровня волевых качеств. Игровая деятельность комплексно воздействует на органы и функциональные системы, Укрепляет их, повышая общий уровень функционирования.
Травматизм в спорте и его профилактика
Высокий темп и большой объем жестких контактных единоборств способствуют появлению травматизма в хоккее, для которого характерны ушибы различных частей тела от ударов клюшкой, шайбой и туловищем соперника, растяжения мышц и суставных связок, а также нарушение функций некоторых систем.
В качестве профилактики рекомендуется:
• при проведении учебно-тренировочного процесса соблюдать основные методические положения спортивной тренировки;
• нормирование и контроль соревновательных и тренировочных нагрузок;
• основательная подготовка органов, функциональных систем двигательного аппарата в подготовительной части занятий;
• обеспечение нормальных условий для проведения тренировочного процесса и восстановительных мероприятий (качество мест занятий, оборудования и инвентаря).
Характеристика системы подготовки хоккеистов
Основные составляющие системы: тренировка, соревнование и направленное восстановление. Система обеспечения функционирования этих составляющих: кадровое, материально-техническое и научно-методическое. Концепция периодизации спортивной тренировки. Построение процесса подготовки хоккеистов в годичном цикле. Характеристика периодов, этапов, мезо- и микроциклов. Динамика нагрузок разного характера и направленности, средств и методов.
Соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок.
Виды соревновательных нагрузок. Особенности тренировочного процесса юных хоккеистов разного возраста.
Управление подготовкой хоккеистов
Основные функции управления процессом подготовки хоккеистов - планирование, контроль и реализация плана.
Виды планирования: перспективный, текущий и оперативный.
Технология составления планов.
Характеристика комплексного контроля за подготовкой хоккеистов.
Контроль уровня подготовленности хоккеистов.
Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.
Контроль эффективности тренировочной и соревновательной деятельности хоккеистов.
Самоконтроль в хоккее. Его формы и содержание.
Основы техники и технической подготовки
Основные понятия о технике игры «хоккей» и ее значимость в подготовке хоккеистов. Классификация техники. Анализ техники передвижения хоккеиста на коньках, владения клюшкой и шайбой, приемов силовой борьбы. Особенности техники игры вратаря. Средства, методы и методические подходы к разучиванию приемов техники. Характеристика технического мастерства: объем и разносторонность технических приемов; эффективность выполнения технических приемов; степень обученности владения техническими
приемами. Показатели надежности, стабильности и вариативности. Просмотр кинограмм, кинокольцовок видеозаписи.
Основы тактики и тактической подготовки
Понятия, связанные со стратегией и тактикой игры «хоккей». Классификация тактики хоккея. Анализ индивидуальных, групповых и командных тактических действий в обороне и атаке. Средства, методы и методические подходы к разучиванию приемов индивидуальной, групповой и командной тактики игры в атаке и обороне.
Тактика игры в неравночисленных составах.
Взаимосвязь тактики игры с другими компонентами игры.
Просмотр видеозаписи.
Характеристика физических качеств и методика их воспитания
Физическая подготовка как фундаментальная основа к формированию спортивного мастерства. Основу физической подготовки составляет методика воспитания физических качеств.
Характеристика и методика воспитания силовых качеств.
Характеристика и методика воспитания скоростных качеств.
Характеристика и методика воспитания координационных качеств.
Характеристика и методика воспитания специальной (скоростной) выносливости.
Соревнования по хоккею
Планирование, организация и проведение соревновании. Положение о соревнованиях. Характеристика систем розыгрыша: круговая, система с выбыванием, комбинированная. Основные правила игры «хоккей». Судейство соревнований. Судейская бригада, ее состав и функциональные обязанности членов.
Психологическая подготовка хоккеистов
Психологическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Общая психологическая подготовка направлена на формироваиие
личности спортсмена и межличностных отношений в коллективе, а также психических функций и качеств. Специальная психологическая подготовка направлена на подготовку хоккеиста непосредственно к конкретным соревнованиям. Формирование
боевой готовности, уверенности в своих силах, стремления к победе, устойчивости противостояния к действию различных сбивающих факторов. Психолого-педагогические подходы к нервно-психическому восстановлению спортсмена.
Разработка плана предстоящей игры
Сбор информации о сегодняшнем состоянии противника. Сопоставление сил противника и сил своей команды. На основе анализа полученных данных составления плана предстоящего матча с определением конкретных тактических построений в атаке и обороне. Эти построения проигрываются на предигровой тренировке с внесением возможных коррекций.
Установка на игру и ее разбор
Установка на игру - краткое сообщение игрокам команды плана игры в виде конкретных заданий звеньям и игрокам команды в целом по организации и ведению игры в обороне и нападении. Примерная схема проведения установки. В заключение, после объявления состава команды тренер настраивает команду на победу, вселяя уверенность в собственные силы. Установка проводится за 2-3 часа до матча, продолжительностью не более 30 минут.
Разбор прошедшей игры проводится на следующий день после матча на общем собрании команды.
Оценка тренером прошедшего матча: анализ игры звеньев и игроков, степень выполнения ими заданий.
Для убедительности выводов осуществляется просмотр видеозаписи, представляется возможность высказать свое мнение игрокам.
В заключение тренер подводит итог и намечает пути дальнейшей работы.