Весомость каждого первого слова

Вот факт, которому не всегда придают должное значение: первое слово, звучащее после появления на экране нового изображения, оказывает наибольшеевлияние на то, как зритель его истолкует. Например, идут подряд два кадра:первый - фотография художника за работой у мольберта, второй - картина с изображением женщины. Голос за кадром говорит: "Спенсер сначала написалпортрет своей жены, а позже дочери своей приятельницы". Перестановка слов и изображения приводит к изменению смысла, и все дело в том, какое слово звучит первым после появления нового изображения, какэто показано на схеме. Текст остается тем же самым, но в зависимости от того, как он расположен на этих трех схемах, зритель может тремя разными способами отождествить личность человека на портрете.
Изображение Художник за мольбертом Портрет женщины
Текст Сначала Спенсер написал портрет жены, а позже -- знакомой своей дочери
Получается, что мы видим портрет жены
Изображение Художник за мольбертом Портрет женщины
Текст Сначала Спенсер написал портрет жены,..... а позже -- знакомой своей дочери
Получается, что мы видим портрет приятельницы его дочери
Изображение Художник за мольбертом Портрет женщины
Текст Сначала Спенсер написал портрет жены, а позже -- знакомой своей .... дочери
В таком варианте можно подумать, что на полотне - портрет дочери В другой ситуации простое изменение порядка слов может изменить толькоэмоциональную окраску восприятия изображения, а не понимание того, чтоименно изображено. Например, вы видите два кадра фильма, в каждом из них -скульптура, и слышите голос диктора: "Позже его стиль изменился".
Изображение Первая скульптура Вторая скульптура
Текст Позже его стиль изменился
Изображение Первая скульптура Вторая скульптура
Текст Позже его стиль ......изменился
Изменяя соотношение между текстом и изображением лишь на одно слово,можно охарактеризовать вторую скульптуру или как просто непохожую, или какочень непохожую. Таким образом, умение писать и чуткое отношение к порядкуслов могут дать вам мощное выразительное средство.

Ключевые слова

До сих пор речь шла о тексте, добавляемом к изображению, но часто можностолкнуться с противоположной ситуацией. К уже имеющемуся закадровомутексту или диалогу надо добавить изображение. Есть один малоизвестный ключ,позволяющий делать это хорошо: в любом речевом отрезке есть ударные места ибезударные, в которых и должно сменяться изображение. Чтобы принять решение,внимательно прослушайте предложение. Говорящий обычно выделяет слова,несущие главный смысл высказывания, более сильным ударением. Возьмем текст,который мать может адресовать непослушному подростку: "Я хочу, чтобы ты тутподождал, и не надо никуда уходить. Я поговорю с тобой потом". Это можно произнести несколькими способами, создавая разный подтекст,но вполне вероятно, что так: "Я хочу, чтобы ты тут подождал, и не надоникуда уходить. Я поговорю с тобой потом". Каждое выделенное ударением слово выражает ключевое коммуникативноенамерение говорящего; их можно назвать ключевыми словами. Если бы нам надобыло решить, как смонтировать этот текст с изображением, многополосныйсценарий выглядел бы следующим образом: В этой схеме с каждого ключевого слова начинается новое изображение:непреклонность матери и упрямство мальчика усиливаются тем, что новоеизображение каждый раз сопровождается несущим на себе ударение ключевымсловом
Изображение Звук
Общий план, женщина и сын "Я хочу, чтобы ты тут...
Крупный план, непослушное лицо мальчика. подождал, и
Крупный план: ее рука у него на плече. не надо никуда уходить, (пауза) Я...
Крупный план: непреклонное лицо матери. поговорю с тобой потом".
Данный принцип, касающийся диалогов, применяется при умном монтаже ихудожественных, и документальных фильмов. Если вам вдруг понравится какая-тосцена, подробно изучите ее на своем видеомагнитофоне и выясните, какие идеилежат в основе ее монтажа. Такая работа может сильно улучшить пониманиетого, как надо осуществлять режиссуру и монтаж документального фильма...

Наши рекомендации