Литературная викторина по сказкам для детей подготовительной группы
Цель: закрепить знание сказок А.С.Пушкина; продолжать учить детей связно и выразительно рассказывать сказки; совершенствовать навыки драматизации; воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок воспитателем, прослушивание музыки, просмотр фильмов по сказкам.
2. Рисование по сказочным сюжетам, выставка детских работ.
3. Подбор иллюстраций в альбом по знакомым сказкам.
4. Оформление уголка природы по сказочному сюжету.
5. Совместно с родителями изготовление макета по сказке «Морозко».
Материал к викторине: шкатулка с перьями жар-птицы, игрушка для придумывания о ней сказки, иллюстрации знакомых сказок.
Ход викторины:
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает …
Это присказка, а сказка впереди …
Звучит музыка, появляется Емеля.
- Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?
По щучьему веленью, по моему хотенью
Моя печка доставила меня к вам в группу!
Слышал я, что вы много сказок знаете?
В. - Да, Емеля, хочешь убедиться, что наши дети знают сказки? Я им загадаю загадки, а они назовут сказки.
Е. – А я за правильный ответ буду дарить перышко жар-птицы.
В.: 1. Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет – к себе на чердак я вернусь!
- Назовите сказку и автора этой сказки (Ш.Перро, «Золушка»)
2. С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала,
В цветке, в лепестках есть волшебная сила,
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что нужно сказать, лепестки отрывая?
Как называется сказка такая?
(«Цветик-семицветик», В.Катаев)
3. Столяр Джузеппе – Сизый Нос полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить,
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил? Кого Джузеппе мастерил?
(«Золотой ключик», А.Толстой)
4. Скачет лошадь не простая:
Чудо-грива золотая!
По полям парнишку носит, да никак его не сбросит
Есть у лошади сынок – удивительный конек,
Удивительный конек, по прозванью … (Горбунок)
(«Конек-Горбунок, Ершов)
Е. – Ну, молодцы! Хорошо сказки знаете!
А можете ли рассказать, что в сказке будет дальше?
Я начну, а вы продолжите.
1. Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь – стороны той государь,
Во все время разговора он сидел позадь забора …
- Расскажите, что было дальше? (дети перечисляют основные события)
Назовите сказку, автора.
2. Воротился старик ко старухе,
У старухи – новое корыто!
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте, много ль корысти?»
- Какие события происходили дальше? Назовите сказку, автора.
3. Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду расскажи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? …
- Что дальше произошло? Назовите сказку, автора.
Е. – Молодцы, ребята! А если я вам еще труднее задания дам?
Узнайте сказку по музыке!
«По щучьему веленью, по моему хотенью – зазвучи музыка!»
В. – А вы, дети, если узнали сказку, изобразите то, о чем рассказывает музыка («Море», Римский-Корсаков, «Сказка о царе Салтане»)
Е. – Я вижу у вас такие красивые иллюстрации к сказкам, но не знаю этих сказок. Кто расскажет эпизод из этой сказки? («Хаврошечка», эпизод с коровой и холстом).
- А к какой сказке вот эти иллюстрации? Расскажи про ту, которая тебе больше нравится («Царевна-лягушка»)
В. – Емеля, а хочешь, дети сами тебе сказку покажут?
Дети надевают элементы костюмов.
Д. Сказка, близко ли, далеко?
Сказка, низко ли, высоко?
Где ты прячешься, скажи?
Перед нами появись!
Драматизация отрывка из сказки «Гуси-лебеди».
Е. – Ребята, пока вы сказку показывали, у меня в шкатулке что-то запрыгало! Что бы это могло быть? Ой! Кто это? (ослик – игрушка).
Давайте про него составим сказку!
В. – Только не забывайте говорить по сказочному – дети говорят несколько вариантов окончания сказок.
Е. – А теперь я посмотрю, у кого оказались перышки жар-птицы. Какие вы молодцы: у каждого есть по перышку, а у некоторых даже несколько! Значит, вы все хорошо знаете сказки и умеете путешествовать по сказочным дорогам. Сейчас я с вами прощаюсь, а в следующий раз приду к вам с новой сказкой.
Звучит музыка. Емеля уходит.