Понятие проектирования и конструирования технологии обучения

Тема 2. Основные подходы к реализации профессионально-ориентированного обучения

Методические основы проектирования и конструирования профессионально-ориентированной технологии обучения. Понятие проектирования и конструирования технологии обучения. Алгоритм действия преподавателя при проектировании и конструировании технологии обучения.

Принципы формирования содержания учебной дисциплины: генерализации, научной целостности, обеспечения внутренней логики науки, дидактической изоморфности, соответствие содержания обучения профессиональной деятельности будущих специалистов, единства содержания, перспективности развития научного знания. Постановка цели программы, занятия (целеполагание). Критерии отбора содержания учебной дисциплины, форм, методов, контроля.

Методы и приёмы методической обработки профессионально-ориентированного учебного материала. Разработка программ учебных дисциплин на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Формирование целей и задач учебной дисциплины в соответствии с целями и задачами подготовки специалистов и требованиями ФГОС ВПО. Трансформация научного знания в учебный материал. Отбор и структурирование учебного материала.

Литература:

Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие/Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2013.

Педагогика: учеб.пособие/под ред. П.И.Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2011.

Образцов П. И., Ахулкова А.И., Черниченко О.Ф. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технология обучения Орел, 2003

Учебные вопросы:

1. Понятие проектирования и конструирования технологии обучения

2. Отбор содержания учебного материала при проектировании и конструировании технологии обучения

3. Структурирование содержания учебного материала как этап проектирования и конструирования технологии обучения

Понятие проектирования и конструирования технологии обучения

Для того чтобы перейти к рассмотрению проблемы разработки профессионально-ориентированной технологии обучения целесообразно определиться с ее понятийно-категориальным аппаратом. Учитывая, что в названии раздела заложены такие понятия, как проектирование и конструирование в деятельности преподавателя, раскроем смысл, который в них вкладывается.

Под проектированием как видом профессиональной деятельности педагога следует понимать разработку им соответствующего проекта технологии обучения – дидактического описания педагогической системы, реализация которой предполагается в рамках учебного процесса.

Конструктивная деятельность преподавателя связана с отбором, композицией, разработкой учебного материала, т. е. созданием материального основания для осуществления разработанного проекта на практике.

Под профессионально-ориентированной технологией обучения ( далее по тексту ТО ) следует понимать технологию, обеспечивающую формирование у студентов вуза значимых для их будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей по предназначению.

Проектирование и конструирование ТО имеет вполне определенную цель – создание преподавателем специальной профессионально-ориентированной обучающей среды, дающей ему возможность в рамках учебной дисциплины организовать педагогическое взаимодействие со студентами для достижения дидактических целей.

Педагогическая практика показывает, что при проектировании и конструировании профессионально-ориентированной технологии обучения наиболее целесообразным является следующий алгоритм действий преподавателя:

– определение диагностических целей обучения, описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата;

– обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста;

– выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также и системы смысловых связей между его элементами;

– определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности студентов;

– разработка процессуальной стороны обучения: представление профессионального опыта, подлежащего усвоению обучающимися в виде системы познавательных и практических задач;

– поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности;

– выявление логики организации педагогического взаимодействия с обучающимися на уровне субъект-субъектных отношений с целью переноса осваиваемого опыта на новые сферы деятельности;

– выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности.

В соответствии с данным алгоритмом рассмотрим основы проектирования и конструирования преподавателем профессионально ориентированной технологии обучения.

Следует оговорить, что объем указанной выше работы не всегда под силу одному педагогу, даже обладающему хорошей теоретической подготовкой и имеющему большую педагогическую практику. Как правило, это коллективный труд группы преподавателей, совместно преподающих учебную дисциплину или смежные с ней. Далее по тексту, когда речь будет идти о преподавателе, следует иметь в виду возможность коллективной творческой работы группы педагогов-единомышленников.

Наши рекомендации