Выявление степени развития или недостаточности отдельных составляющих интеллектуальной сферы позволяет научно обоснованно осуществлять индивидуальный подход к ее развитию.
Качества ума
google_ad_client = "ca-pub-9792068973867588"; google_ad_slot = "2665813953"; google_ad_width = 336; google_ad_height = 280; Подчиняясь общим закономерностям, мышление у разных людей протекает неодинаково. Поэтому надо различать индивидуальные качества ума: широту и глубину ума, его самостоятельность и гибкость, последовательность и быстроту мысли.
Широта ума выражается в умении охватить широкий круг вопросов, творчески мыслить в различных областях знания и практики. У гениев человечества это качество выражено в высокой степени.
Подлинная широта ума всегда тесно связана с его конкретностью, с умением не только охватить весь вопрос в целом, в его самых общих и основных чертах, но и не упустить важные для него детали, существенные частные моменты.
Глубина ума характеризуется умением вникать в сущность вопроса, в суть дела, вскрывать причины явлений, не только ближайшие, но и отдаленные, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего, предвидеть далеко идущие следствия явлений, событий. Для глубокого ума показательно умение рассмотреть вопрос разносторонне, понять явление в многообразии его связей и отношений. Глубокий ум характеризует великих мыслителей, которые в простых, обычных, хорошо известных фактах умеют видеть большие проблемы, вскрывать в них важнейшие закономерности: законы природы, законы общественной жизни.
Самостоятельность ума выражается в умении самому увидеть вопрос, требующий решения, и самому найти ответ на него. Самостоятельный ум не ищет готовых решений, не стремится опереться на чужие мысли и положения. Он творчески подходит к познанию действительности, ищет и находит новые пути ее изучения, новые факты и закономерности, выдвигает новые объяснения и теории.
Самостоятельность ума тесно связана с его критичностью, с умением не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, а строго и правильно оценивать их, видеть их сильные и слабые стороны, вскрывать ценное, что в них имеется, и те ошибки, какие допущены в них.
Человек с критическим умом строго оценивает и свои мысли, тщательно проверяет выдвигаемые им самим положения, не принимает за истину каждое первое пришедшее ему на ум решение мыслительной задачи, не убедившись в действительной его правильности. Самокритичность — характерная особенность критического ума. Критический ум — дисциплинированный ум. Он умеет широко пользоваться воображением, опираясь на него в созидании нового, и вместе с тем умеет сдерживать работу фантазии там, где она начинает вести по ложному пути, к несбыточным проектам, к нереальным планам.
Самостоятельность и критичность ума — необходимые предпосылки творческой, новаторской деятельности человека.
Гибкость ума заключается в умении изменить намеченное решение или способ решения, если они оказались неправильными,найти новые пути исследования, подойти с новой точки зрения к предмету размышления. Человек гибкого ума свободен от предвзятых предположений, от шаблонных приемов решения задачи. Он учитывает конкретную обстановку действий, событий и те перемены в ней, которые требуют изменения в постановке вопроса, отказа от прежнего решения, принятия нового.
Последовательность мысли выражается в умении соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений, строгую логику мышления. Человек последовательного ума придерживается темы размышления, не уклоняется в сторону, не перескакивает от одной мысли к другой. Рассматривая сложный вопрос, он держится определенного принципа рассмотрения. Излагая мысли, он зорко следит за порядком изложения, за соблюдением определенного плана. Его рассуждения не содержат в себе логических ошибок. Признав истинность определенных положений, он не боится сделать все вытекающие из них выводы. Он стремится к возможно большей доказательности своих суждений. Последовательный ум — строго логический ум.
Быстрота мысли нужна во всех случаях, когда от человека требуется принятие скорого решения. Быстроту мысли надо отличать от торопливости мышления, когда человек продумывает что-либо «наспех», кое-как, хватается за первые пришедшие ему на ум предположения, не проверяет их, не учитывает всех существенных данных, необходимых для решения вопроса. Скорость мыслительной деятельности никак не может идти за счет ее качества, за счет широты, глубины, последовательности, правильности мысли.
| ||||
|
Выявление степени развития или недостаточности отдельных составляющих интеллектуальной сферы позволяет научно обоснованно осуществлять индивидуальный подход к ее развитию.
Решение математических задач как один из способов развития качеств ума.
Содержание:
1. Введение
2. Ум
1. Важные качества ума
2. Развитие ума на уроке
3. Задача
1. Развитие ума через математическую задачу
4. Рекомендации
Введение.
Не хочется начинать эту работу, как и большинство современных работ, но согласно новым ФГОС, перед каждым учителем стоит задача развития качеств ума и памяти школьников. Как ни странно, не все понимают, как грамотно вписать это в программу и зачем вообще это делать.
Требования к выпускнику, к сотруднику, к личности сейчас таковы, что несмотря на весь профессионализм и красноречие, человек должен обладать такими качествами как гибкость ума, критичность, быстрота мысли.
Тут же возникают вопросы: «А где этому учат? Как понять обладаю ли я этими качествами?». Как выяснилось, этому должны учить в школе! Как? Сейчас мы попробуем в этом разобраться на примере преподавания математике.
Требования к математической подготовке школьников стали достаточно серьезными. Уровень знаний школьников по математике – невысокий, и это можно объяснить многими причинами, среди которых загруженность содержательной части учебной программы по предмету. Все это не дает учителю возможность сформировать необходимые навыки по предмету, а вместо них учитель в состоянии довести часть школьников лишь до уровня умения, что в свою очередь ведет к тому, что спустя незначительное время школьники не в состоянии решить типовые задания по уже пройденному материалу. Поэтому, в первую очередь, чтобы достичь хорошего уровня знаний у обучающихся по предмету, учителю стоит приступить к развитию качеств ума и памяти школьников.
Ум
Как сказал, Барон Мюнхгаузен в произведении «Тот самый Мюнхгаузен»: «Умное лицо — это ещё не признак ума». Поэтому предлагаю выяснить, а что вообще из себя представляет ум.
Изучив несколько словарей и обобщив информацию, можно сделать вывод, что:
Ум - способность думать и находить решение жизненных задач, видеть и предугадывать последствия своих действий.
Умный человек - это человек, думающий, пользующийся своими способностями и имеющий для этого необходимые знания.
Думать - понимать и анализировать происходящее, принимать адекватные решения, учитывать последствия и делать выводы.
В современном понимании умный человек - это тот, кто много знает, но это не верное предположение, поскольку умный - не то же самое, что образованный. В обществе сложился стереотип, что умный человек обязательно должен знать точные науки, образованный, интересующаяся многими вещами, от экономики и политики до эзотерики, никогда не идущий вслед за мнением общества, а имеющий свое мнение. Однако, если человек знает много, это говорит лишь о его хорошей памяти, о его стремлении что-то узнать, но ни о чем больше. Умным же, корректнее называть человека, который может пользоваться своими знаниями, на основе которых он может вырабатывать свою точку зрения по тем или иным вопросам, делать какие-то логические умозаключения и принимать решения, которые в большинстве случаев приводят к правильному результату.
Важные качества ума
Среди наиболее важных качеств ума следует отметить:
- Глубину мысли
- Качеством
- Широту мысли
- Гибкость ума
- Критичность ума
Глубина мысли - умение проникнуть в сущность труднейших вопросов теории и практики, разобраться в них, понять причины явлений, предвидеть дальнейший ход событий.
Широта мысли - заключается в способности охватить вопрос в целом, когда не только вникают в существо данного дела, но и думают о том, что с ним связано, и в то же время не упускают из виду детали процесса или явления.
Гибкость ума - умение пересматривать свои выводы и решения в зависимости от изменившихся условий, отсутствие трафаретов в решении задачи, предвзятых мнений.
Критичность ума - умение не принимать на веру любое положение, а подвергать его критическому рассмотрению, взвешивать все доводы за него и против и лишь после этого соглашаться с определенным положением или отвергать его.
Можно указать еще на такие качества ума, как быстрота и самостоятельность мышления. Все эти особенности имеют большое значение в мыслительной деятельности.
Развитие умственных качеств человека зависит от приобретенных знаний. Но нельзя ставить ум и знания на одну ступень, ведь можно иметь много знаний, но не уметь применять их. Большую роль играет возможность человека соединить ум с готовностью применять свои умственные силы в полезной деятельности.
Для умного человека характерно умение привести знания в систему, чтобы ими можно было пользоваться. Недаром К. Д. Ушинский назвал ум хорошо организованной системой знаний.
Развитие ума на уроке.
Чтобы умнеть, нужно учиться. Первым институтом развития ума является школа. Обучение в школе способствует ученическому познанию, но к сожалению, есть риски того, что умный в процессе учебы умнеет, глупый так и остается на своей ступени развития. Умный не столько тот, кто все знает, а тот, кто учит себя нужному и знает, где какие знания как применить. Ум развивается в первую очередь в окружении умных людей, при самостоятельном решении жизненных задач, когда человека учит жизнь. Ум – требует постоянной тренировки, иначе как натянутая пружинка, все вернется на свои места.
На уроке учителю необходимо развивать все качества ума. Мы подобрали некоторые рекомендации для их развития. Так, для развития гибкости умана уроке рекомендуется:
- применять упражнения, в которых встречаются взаимно обратные операции;
- решать задачи несколькими способами, доказывать теоремы различными методами;
- применять переформулировки условия задачи;
- учить переключению с прямого хода мыслей на обратный;
- учить тому, какие знания, умения, навыки и в каком порядке применять в конкретной задаче и т.д.
Для развития глубины ума на уроке надо обучить:
- выделять главное в задаче;
- выделять существенные признаки понятия;
- вычленять ведущие закономерные отношения явлений;
- отделять главное от второстепенного, уметь извлекать из текста не только то, что там сказано прямо, но и то, что содержится «между строк»;
- видеть главные причины происходящего, объяснять их сущность и т.д.
Для развития широты мысли на уроке надо обучить:
- обобщать знания и переносить их на нейтральные, другие случаи.
Для развития критичности ума на уроке надо обучить:
- реально оценивать, проверять результат решения, анализ поставленного вопроса и полученного результата.
Для того чтобы развить эти качества, необходимо так организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы они сами познавали новое. Добиться же этого можно, если включать учащихся в познавательный поиск, развивать их умение подмечать важное и существенное, сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы. Основная нагрузка в процессе обучения должна падать не на память учащихся, а на их мышление. Другими словами, основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний школьники должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач.
Поэтому, для развития данных качеств ума на уроке математике, лучше всего подходят задачи.
Задача
Задача представляет собой ситуацию, которая содержит в себе некий вопрос, ответ на который надо найти, решив проблему.
Решение задач – это умственная работа, которая способствует развитию интеллекта школьника. Чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа.
Для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что они из себя представляют, в чем их суть, и их составляющие части.
Например, формулировка любой задачи состоит из нескольких утверждений и требований. Утверждения задачи называют условиямизадачи. Обычно в задаче не одно условие, а несколько независимых элементарных условий. Требование задачи состоит в том, что нужно найти. Оно формулируется в виде вопроса. Весь процесс решения задачи можно разделить на восемь этапов:
1-й этап – анализ задачи;
2-й этап – схематическая запись задачи;
3-й этап – поиск способа решения задачи;
4-й этап – осуществление решения задачи;
5-й этап – проверка решения задачи;
6-й этап – исследование задачи;
7-й этап – запись ответа задачи;
8-й этап – анализ решения задачи.
Текстовые задачи можно условно разбить на следующие типы задач:
1. задачи «на движение»;
2. задачи «на совместную работу»;
3. задачи «на планирование»;
4. задачи «на зависимость между компонентами арифметических действий»;
5. задачи «на проценты»;
6. задачи «на смеси»;
7. задачи «на разбавление»;
8. задачи «с буквенными коэффициентами»;
9. задачи «на оптимальное решение» (т. е. на нахождение экстремума функции);
10. геометрические задачи;
11. другие виды задач.