Некоторые проблемы взаимосвязи социального образования и социальной политики на пороге XXI века
Взаимосвязь социальной политики и образования давно принадлежит к аксиоматическим принципам жизни государства и общества. «Чтобы реформировать общество, надо воспитать человека», - говорил выдающийся педагог Януш Корчак.
Уже в первые годы советской власти в России образование было возведено на уровень государственной политики. Ее теоретик и основоположник В. И. Ленин при этом исходил из того, что неграмотный человек стоит вне политики, а овладение знанием тех богатств, которые накопило человечество, является существенным фактором создания новой общественной организации.
В стране был введен всеобуч, и только за первые 3 года его действия (1919-1920) неграмотность ликвидировали 7 млн. рабочих и крестьян. В годы советской власти обязательным для всех граждан было получение полного среднего образования, а система средней и высшей школы отличалась такой фундаментальностью и результативностью, что многие страны при разработке проектов реформ образования старались использовать сильные стороны советской системы образования. СССР по уровню образования населения стоял на первых местах среди других стран мира.
Россия 90-х годов начинала свою жизнь в области образование с Указа № 1 Президента, в котором провозглашалось приоритетное место образования в государственной политике новой власти. Позднее были приняты Закон «Об образовании» (январь 1996 г., вторая редакция) и Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (август 1996 г.). В них декларировались идеи гуманизма, демократии и плюрализма в содержании, формах и методах обучения и воспитания, были расширены степени академических свобод учеников и студентов, преподавателей и учителей, а также утверждена дифференцированная система непрерывного образования в стране, начиная с дошкольного воспитания и кончая послевузовским образованием, повышением профессиональной квалификации. В соответствии с этими законами вводились такие нормативно-регулирущие документы, как государственно-образовательный стандарт неполного, среднего и высшего образования.
Но вместе с этим был отменен всеобуч, всеобщим обязательным было объявлено неполное среднее образование. В результате сейчас в стране 2 млн. детей школьного возраста не включены в систему образования и служат источником пополнения рядов наркоманов и правонарушителей. Одновременно существенно снижено материальное обеспечение средней и высшей школы. Неоднократно обновлявшиеся проекты реформирования системы образования в стране не получили материализации. В итоге уровень государственного и общественного внимания к одной из ключевых сфер российского общества является, к сожалению, явно недостаточным.
Если находящаяся у власти верхушка (не элита, до нее надо дорасти) действительно озабочена судьбами общества, необходимо кардинально изменить свое отношение к системе образования, которое нуждается в постоянном совершенствовании как по содержанию, так и по формам.
Ныне сложились необходимые условия для выделения, в частности в системе высшего образования, особой образовательной области - «социальное образование». Ядром ее могут стать такие развитые науки, как социология, политологам, социальная антропология, юриспруденция, социальная работа, а также еще находящиеся в стадии идентификации социальная политика, социальная безопасность, семьеведение и другие. Все они объединены общим объектом - изучением социальных отношений. Вполне логично эти и другие дисциплины объединить в особую группу социальных наук, и на этой основе во имя обеспечения эффективности подготовки кадров в стране выделить эту область социального образования. Понятно, что названные социальные науки по содержанию перекрещиваются с другими науками - гуманитарными, экономическими, культурно-художественными. Но речь идет не о противопоставлении этих групп друг другу, а об учете их специфики, чтобы на этой основе облегчить, с одной стороны, разработку научного сознания, а с другой - готовить более квалифицированные кадры. Поэтому при разработке соответствующих государственных образовательных стандартов по этим видам знаний в образовательные программы нужно включить и содержание гуманитарного, экономического и тому подобного образования.
Предлагаемая область социального знания и образования нуждается в научных и методических разработках. Среди многих проблем в этой связи острой становится проблема результатов этого образования. Важнейшим разделом обучения и воспитания в области социальных наук должна быть выработка социального мышления не только у будущих специалистов, но и у каждого члена общества.
В итоге воспитания социального мышления у выпускников социальных вузов должен быть выработан иммунитет и умение противодействовать развитию социального слабоумия в обществе. Этот вид слабоумия находит выражение в том, что многие граждане не понимают адекватно сущность происходящих процессов в обществе, пассивно реагируют на то, что ведет к их ограблению, уничтожению экономического, культурного, интеллектуального и демографического потенциала страны, вполне удовлетворяются утверждением в обществе отрицательного типа свободы, основанной на произволе и открывающей дорогу к господству эгоистических лиц и групп, интересы которых противостоят интересам народа. Вольно или невольно в обществе насаждается кругозор инфузорий, «клиповое» сознание и «виртуальное» поведение, в то время как социальное образование должно носить научный характер и способствовать утверждению единства индивидуальных и общественных интересов, а также позитивному развитию страны.
Важнейшим условием выработки и показателем социального мышления должно быть овладение философией социальности. Смысл этой философии состоит в том, чтобы выпускники социальных вузов обучались практике не просто эффективных, а умных и мудрых действий, то есть приводящих к достижению наиболее оптимальных с точки зрения интересов людей результатов. По-видимому, Платон именно это имел в виду, когда говорил о том, что государством должны управлять философы.
Важным условием и показателем социального мышления должна быть также выработка аналитического подхода к практике старой и новой мифологизации сознания общества. По всем официальным и неофициальным каналам внушается, например, такой миф: все, что было до советской власти и появилось после советской власти, хорошо, а при советской власти было все плохо. Да, конечно, при советской власти не все было хорошо, иначе народ не поддержал бы первоначальных идей перестройки общества на началах демократии. Но и не все было хорошо до 1917 года, когда произошла Октябрьская революция, а затем утвердилась советская власть. 1-1, конечно, надо быть совершенно интеллектуально и нравственно слепым, чтобы не видеть в нынешней России не только некоторые новые прогрессивные тенденции, но и однозначно негативные, черные стороны, которые утверждаются в результате вольной или невольной социальной безграмотности в сознании и политике правящих кругов.
Как говорил Я. А. Коменский, образование должно быть истинным и полным. Выпускники социальных вузов должны быть культурными людьми, способными объективно и достоверно судить об истории общества, о современном положении в мире и в стране.
Важнейшими ориентирами современного социального мышления как результата социального образования должны быть ценности свободы, справедливости и равенства. О свободе в российском обществе говорят много, однако при этом игнорируется тот факт, что в стране преобладают тенденции не позитивной, а, по выражению Н. А. Бердяева, упадочной свободы, в основе которой лежит принцип «не тронь меня». О справедливости, напротив, говорится гораздо меньше, вместо нее используется понятие «политические интересы» как критерий оценки результатов деятельности. При этом само понятие «политика» трактуется как синоним партийности, групповщины, конъюнктуры, из-за чего политика как социальное явление приобретает негативный имидж, а содержание справедливости выхолащивается. Что же касается равенства, то эта ценность подвергается невежественному третированию, в основе которого лежит подмена понятий: вместо равенства подразумевается уравниловка, не имеющая ничего общего с подлинным содержанием равенства, включающего равные права и обязанности всех членов общества независимо от национальной, цивилизационной, религиозной принадлежности, положения в обществе, размеров имущества и т. д.
О ценности равенства тем более следует говорить в связи с 2000-летием с момента рождения Иисуса Христа. Вне зависимости от решения вопроса о том, является Иисус историческим или мифическим лицом, всякий культурный человек не может не признавать того факта, что с его именем связано зарождение одного из мировых движений за равенство людей на основе любви и милосердия. Не случайно поэтому в развитых организациях христианского направления, как, например, католические, православные и протестантские церкви, большое место занимает социальное учение, в рамках которого говорится и о социальном равенстве.
Тема социального образования и выработки социального мышления в стране относится к числу мало разработанных в науке и практике. Перечисленные и другие проблемы этой темы нуждаются в активной деятельности ученых и практиков в области социальной науки и социального образования. Их развитие является важным фактором успешной социальной политики в России в XXI веке.