Подходы к проблеме творческих способностей
1. Как таковых творческих способностей не существует. Интеллектуальная одарённость – необходимое, но недостаточное условие творческой активности человека. Главную роль играют мотивация, ценности, личностные черты. Главные черты творческой личности: когнитивная одарённость, чувствительность к проблемам, независимость в неопределённых ситуациях (А.Оллах, А.Дж. Танненбаум и др.).
2. Творческость (креативность) как самостоятельный фактор, независимый от интеллекта (Дж.Гилфорд, К.Тейлор и др.).
Нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот, а творческого процесса как специфической формы активности нет (Г.Айзенк, Д.Векслер и др.).
4. Признаки одарённости по Н.С.Лейтесу:
- повышенная восприимчивость к учению;
- более быстрый темп продвижения;
- более выраженные творческие проявления.
Компоненты творческой одарённости по А.М.Матюшкину:
- доминирующая роль познавательной мотивации;
- исследовательская творческая активность;
- возможности достижения оригинальных решений;
- возможности прогнозирования и предвосхищения;
- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Модель одарённости Ф. Монкса
М.А. Холодная выделяет 6 категории детей:
-сообразительные;
- блестящие ученики;
- креативы;
- компетентные;
- талантливые;
- мудрые.
Особенности одарённых детей:
- познавательная потребность (любознательность);
- сверхчувствительность к проблемам (способность видеть проблему там, где другие не видят сложностей);
- надситуативная активность (стремление к постоянному углублению в проблему);
- высокий уровень развития логического мышления;
- склонность к задачам дивергентного типа;
- оригинальность;
- гибкость мышления;
- лёгкость генерации идей;
- способность к прогнозированию;
- высокая концентрация внимания;
- отличная память;
- способность к оценке;
- широкие и устойчивые интересы;
- перфекционизм – стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям;
- самостоятельность;
- социальная автономность, неприятие конформизма;
- эгоцентризм;
- соревновательность;
- повышенная эмоциональная открытость и уязвимость;
- сверхчувствительность;
- трудности общения со сверстниками.
Требования к педагогу:
- Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме.
- Уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, делая её проблемой самих детей.
- Быть способным к выполнению функций координатора и партнёра в исследовательском поиске. Помогая детям. Уметь избегать директивных указаний и давления.
- Уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадёжность своего поиска.
- Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов.
- Уметь стимулировать предложения по улучшению своей работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.
- Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме.
- Быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным учащимся продолжать работать над проблемой на добровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути подхода к новой проблеме.
Условия для развития одарённости:
- создание особой эмоциональной сферы доброжелательности, отношения открытости и доверия;
- устранение внутренних препятствий творческим проявлениям;
- необычное начало урока, захватывающее всех детей (чувство удивления, новизны);
- использование приёмов ТРИЗа (теоретическое решение изобретательских задач);
- создание ситуации творческой свободы и уверенности в том, что твои творческие проявления будут замечены, приняты, правильно оценены;
- развитие у учащихся потребности в творческой деятельности, в стремлении к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества;
- тактичность в оценках.
С точки зрения Э.П.Торренса,креативность имеет пикв возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию.