Подходы к проблеме творческих способностей

1. Как таковых творческих способностей не существует. Интеллектуальная одарённость – необходимое, но недостаточное условие творческой активности человека. Главную роль играют мотивация, ценности, личностные черты. Главные черты творческой личности: когнитивная одарённость, чувствительность к проблемам, независимость в неопределённых ситуациях (А.Оллах, А.Дж. Танненбаум и др.).

2. Творческость (креативность) как самостоятельный фактор, независимый от интеллекта (Дж.Гилфорд, К.Тейлор и др.).

Нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот, а творческого процесса как специфической формы активности нет (Г.Айзенк, Д.Векслер и др.).

4. Признаки одарённости по Н.С.Лейтесу:

- повышенная восприимчивость к учению;

- более быстрый темп продвижения;

- более выраженные творческие проявления.

Компоненты творческой одарённости по А.М.Матюшкину:

- доминирующая роль познавательной мотивации;

- исследовательская творческая активность;

- возможности достижения оригинальных решений;

- возможности прогнозирования и предвосхищения;

- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Подходы к проблеме творческих способностей - student2.ru Модель одарённости Ф. Монкса Подходы к проблеме творческих способностей - student2.ru Подходы к проблеме творческих способностей - student2.ru

М.А. Холодная выделяет 6 категории детей:

-сообразительные;

- блестящие ученики;

- креативы;

- компетентные;

- талантливые;

- мудрые.

Особенности одарённых детей:

- познавательная потребность (любознательность);

- сверхчувствительность к проблемам (способность видеть проблему там, где другие не видят сложностей);

- надситуативная активность (стремление к постоянному углублению в проблему);

- высокий уровень развития логического мышления;

- склонность к задачам дивергентного типа;

- оригинальность;

- гибкость мышления;

- лёгкость генерации идей;

- способность к прогнозированию;

- высокая концентрация внимания;

- отличная память;

- способность к оценке;

- широкие и устойчивые интересы;

- перфекционизм – стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям;

- самостоятельность;

- социальная автономность, неприятие конформизма;

- эгоцентризм;

- соревновательность;

- повышенная эмоциональная открытость и уязвимость;

- сверхчувствительность;

- трудности общения со сверстниками.

Требования к педагогу:

- Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме.

- Уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, делая её проблемой самих детей.

- Быть способным к выполнению функций координатора и партнёра в исследовательском поиске. Помогая детям. Уметь избегать директивных указаний и давления.

- Уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадёжность своего поиска.

- Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов.

- Уметь стимулировать предложения по улучшению своей работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.

- Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме.

- Быть гибким и при сохранении высокой мотивации разрешать отдельным учащимся продолжать работать над проблемой на добровольных началах, пока другие учащиеся изыскивают пути подхода к новой проблеме.

Условия для развития одарённости:

- создание особой эмоциональной сферы доброжелательности, отношения открытости и доверия;

- устранение внутренних препятствий творческим проявлениям;

- необычное начало урока, захватывающее всех детей (чувство удивления, новизны);

- использование приёмов ТРИЗа (теоретическое решение изобретательских задач);

- создание ситуации творческой свободы и уверенности в том, что твои творческие проявления будут замечены, приняты, правильно оценены;

- развитие у учащихся потребности в творческой деятельности, в стремлении к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества;

- тактичность в оценках.

С точки зрения Э.П.Торренса,креативность имеет пикв возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию.

Наши рекомендации