Теоретические обоснования образовательно-педагогических технологий в современной педагогике
Глава 1. Научно-теоретические основы педагогических технологий
Теоретические обоснования образовательно-педагогических технологий в современной педагогике
Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Именно это обстоятельство послужило поводом для анализа существующих трактовок термина «педагогические технологии» с целью более чёткого определения сущности данного понятия. Педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения.
Идея непрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если и общеобразовательная, и высшая школы смогут эффективно решить задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучить методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а самое важное — методам поддержания необходимого уровня знаний о развивающемся мире.
Поэтому каждому преподавателю и учащемуся для овладения процессами «преподавания» и «учения» «желательно владеть тремя языками: родным языком, языком науки, языком технологии», рассматривая их как основы профессиональной деятельности.
С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология — это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. «Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова».
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма.
Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия. Это определение технологии, как и множество подобных ему, не может претендовать на полноту и точность, несмотря на то, что непрерывно появляются новые (экологические, космические, информационные) технологии.
В самом общем виде технология — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть.
Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Общие принципы и правила технологии преподавания видятся в следующем:
1. Принцип педагогической целесообразности, сформулированный А. С. Макаренко: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей».
2. Взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и учения как двух неразрывных сторон процесса обучения. Преподавание — это организация педагогически целесообразной самостоятельной деятельности учащихся. Главная задача учителя, как её видел К. Д. Ушинский, — превратить деятельность ученика в его самодеятельность.
3. Предельная конкретизация учебно-воспитательных и развивающих целей в содержании, методах, средствах обучения, в организуемых учителем способах деятельности учащихся.
4. Необходимым элементом технологии преподавания является тематическое планирование, включающее краткую характеристику конечных результатов и построение всей цепочки отдельных занятий, связанных одной логикой.
5. Организация контроля на каждом этапе учебно-познавательной деятельности учащихся.
6. Стимулирование творческой деятельности учащихся, ориентация на ученика не только знающего, но и умеющего.
7. Разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы.
Непосредственное обращение к педагогическому опыту мастеров-новаторов позволит выявить и другие, не менее важные, признаки и положения технологии преподавания.
Таким образом, с помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств в процессе обучения.
В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости педагогическим процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей. Поэтому технология постановки целей становится важнейшим исходным условием педагогической технологии.
Педагогическая технология предполагает точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения. Ясно, что педагогические технологии не могут быть чем-то принципиально иным по сущности, чем другие технологии. Как и любые иные, они имеют свои отраслевые (клановые, профессиональные) особенности и в том, какими методами и средствами оперируют, и в том, с каким «материалом» имеют дело.
Их специфика проявляется и в наличии воспитательного компонента (а отсюда их отчасти вероятностный характер), и в необходимости учета философского, психологического, медицинского и экологического аспектов проблемы.
Приведем наиболее существенные признаки педагогических технологий:
1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора.
2. Технологическаяцепочка педагогических действий, операций, коммуникацийвыстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.
3. Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся (на договорной основе) с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.
4. Элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками.
5. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).
Подобно тому, что в педагогической теории не существует единого и устоявшегося определения педагогической технологии, т.е. нет общепринятого понятия, так и не существует единого мнения по поводу сущности и структуры педагогической технологии. Разные авторы по-своему рассматривают данную проблему, поэтому и изучать ее следует в соответствии с различными мнениями. Автор данной работы рассматривает точки зрения на проблему ведущих специалистов: Т.А. Стефановской, Г.К. Селевко и В.А. Сластёнина.
Итак, Г.К. Селевко (20) полагает, что педагогическая технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью ученика и учителя, её структурой, средствами, методами и формами. Поэтому, согласно его теории, в структуру педагогической технологии входят:
1. Концептуальная основа;
2. Содержательная часть (цели обучения – общие и конкретные, содержание учебного материала);
3. Процессуальная часть – технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников, методы и формы работы учителя, деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса).
Таким образом, Г.К. Селевко разбивает структуру педагогической технологии на 3 компонента: концептуальную основу, содержательную часть и процессуальную часть.
Рассмотрим ещё одну точку зрения на сущность педагогической технологии – это точка зрения В.А. Сластёнина. В своём учебном пособии он говорит о том, что одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Таким образом, В.А. Сластёнин выделяет следующие компоненты педагогической технологии:
1. Аналитическая деятельность (завершающаяся постановкой диагноза).
2. Прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельность.
3. Анализ, прогноз и проект - «неразрывная» триада при решении любой педагогической задачи.
Как уже было сказано выше, первый компонент в структуре - аналитическая деятельность – должна заканчиваться постановкой педагогического диагноза. В практической педагогике термин «педагогический диагноз» означает оценку общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в процессе обучения.
Технология обучения педагогики в вузе Т.А. Стефановской базируется на следующих ведущих идеях: интеграция педагогических дисциплин; интенсификация процесса обучения через использование мнемосхем; диагностическая основа и содержание учебных дисциплин, детерминированное взаимосвязью объективных и субъективных условий. Автор в качестве основных компонентов педагогической технологии выделяет:
· целевую установку;
· содержательный компонент;
· собственно технологический (организационный) компонент;
· экспертно-оценочный компонент.
Целевая установка подготовки специалиста определена государственным стандартом; выражается она не только объемом необходимых знаний и умений, но и набором личностных качеств выпускника вуза. Примечательно, что описание целевой установки диагностично, т.е. предполагает ее конкретизацию с учетом региональных условий функционирования системы образования (24).
Практическая реализация педагогического воздействия выстраивается как воплощение слагаемых педтехнологии. Стержневым компонентом педтехнологии, по мнению Щурковой Н.Е., является педагогическая техника (владение педагогом своим психофизическим аппаратом и умение понять отношение ученика по его психофизическому аппарату (культура речи, мимика, жесты, пантомимика). Для коррекции отношения и поведения учитель использует педагогическую оценку. Нельзя себе представить учебно-воспитательный процесс без предъявления воспитанникам педагогического требования, разрешения и создания педагогического конфликта, реализации информационного воздействия, творческого решения педагогических ситуаций. Сочетание названных компонентов педтехнологий обеспечивает педагогу творческий успех.
Как никогда сегодня становятся востребованными воспитательной практикой такие личностные качества (имидж) педагога, как искусство общения, открытость, искренность, доброжелательность, эрудиция, кругозор, артистизм, обаяние, эмпатия, импровизация, фантазия, рефлексия, умение вовремя обнаружить "новообразования", перемены во взаимоотношениях детей, их настроениях, реакциях. Такими качествами должен обладать и преподаватель "Педтехнологии" в педвузе. Этот предмет благотворно влияет на формирование педагогической направленности мышления и деятельности педагога-воспитателя, а именно, видения им целостности педагогического воспитательного процесса, в котором все компоненты органично взаимосвязаны и взаимообусловлены: учитель-ученик, цель и задачи воспитания, принципы, методы и формы педвоздействия, контроль и помощь в ходе подготовки и проведения конкретных дел, анализ и оценка полученных результатов, их так называемые "последействия" с предварительной диагностикой, коллективным обсуждением и планированием.
Переворот, совершающийся сегодня в воспитательном процессе, состоящий в смене ключевых педагогических позиций и модификаций теоретической картины воспитания как психолого-педагогического феномена, породил новые характеристики воспитательного процесса, являющиеся производными от новых принципов, таких, как: принцип ценностных ориентаций, субъектности и данности (Сластенин В.А., Щуркова Н.Е.). Первый принцип требует от педагога наполнить взаимодействие с детьми ценностным содержанием, ориентированным на такие высшие ценности общечеловеческой культуры, как человек, жизнь, природа, труд, познание, общение. Второй – направляет внимание педагога на постоянное инициирование в ребенке способности быть субъектом собственных действий, поведения в своей жизни. Третий – определяет такое отношение к ребенку, когда его принимают как безусловную ценность и данность, уважительно относясь к истории его жизни, развитию, специфике, личностного становления.
Эти три новых направления-принципа – в профессиональной подготовке учителя задаются названными сущностными характеристиками:
· философской подготовкой на основании всех духовных ценностей, выработанных историей;
· диалогической подготовленностью учителя, состоящей в умении вести диалог с воспитанником, выводить его на диалог, выстраивать диалог детей с миром и культурой, а также в умении развивать в ребенке способность вести диалог с самим собой, чтоб он вырастал субъектом, вполне осознающим себя в этом мире и могущим производить свободный выбор, за который может нести ответственность. Только в диалоге и через диалог формируется жизненная позиция, осознания связи своего "Я" с миром;
· этическая подготовка учителя должна становиться основанием для его умения принимать личность воспитанника как данность. Только такое умение педагога сохраняет неповторимые проявления личности ребенка, не стирает уникальные его черты и не позволяет своеобразию личности перерасти в своеволие, анархизм, вседозволенность. Только такие умения сохраняют работу педагога с группой, как работу с личностями, как совокупным субъектом, а не собранием объектов.