Возрастные особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучащихся младших классов
Модернизация российского образования предполагает принципиальное обновление его содержания, нацеленность на кардинально новый образовательный результат. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы самостоятельно решать разнообразные жизненные задачи.
Как утверждал О. Б Дарвиш, младший школьный возраст - это вершина детства. В современной периодизации психологии развитие охватывает от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образов и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретаете не только новое знания и умения, но и определенный социальный статус. В этот период ребенка ждет крупная перемена в жизни, ведущей деятельностью становиться учение. Таким образом, если рассматривать ребенка как личность с точки зрения достигшей определенного уровня развития, следовательно, ребенок поэтапно овладевает определенной системой знаний.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-структурирование знаний;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;
-понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
-моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
На младший школьный возраст (6-7 лет – 10-11 лет) в теории Ж. Пиаже приходится конкретно-операциональная стадия, которая характеризуется появлением операций - действий наиболее общих, интериоризованных, обратимых, координированных в систему, которые Ж. Пиаже считал ядром умственного развития ребенка, т.е. в терминологии концепции универсальных учебных действий – универсальные познавательные действия.
Педагогами выявлена характеристика результатов регулятивных универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе.
1 класс:
1. Организовать своё рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
2 класс:
1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполнение заданий с образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнения заданий в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующем параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
8. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
3 класс:
1. Самостоятельно организовать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках и внеурочной деятельности.
5. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнения задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Оценка своего задания по параметрам, заранее предоставленным.
8. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
9. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
4 класс:
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
4. В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться или в ходе оценки и самооценки.
5. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам.
Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. В сфере произвольности и воли, психологическая готовность обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своим поведением и деятельностью. Произвольность означает как умение ребёнка строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, использую соответствующие средства. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполаганию (сохранение цели), способностях прилагать волевое усилие для её достижения.