Возрастные особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучащихся младших классов

Модернизация российского образования предполагает принципиальное обновление его содержания, нацеленность на кардинально новый образовательный результат. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы самостоятельно решать разнообразные жизненные задачи.

Как утверждал О. Б Дарвиш, младший школьный возраст - это вершина детства. В современной периодизации психологии развитие охватывает от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образов и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретаете не только новое знания и умения, но и определенный социальный статус. В этот период ребенка ждет крупная перемена в жизни, ведущей деятельностью становиться учение. Таким образом, если рассматривать ребенка как личность с точки зрения достигшей определенного уровня развития, следовательно, ребенок поэтапно овладевает определенной системой знаний.

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;

-понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

-моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

На младший школьный возраст (6-7 лет – 10-11 лет) в теории Ж. Пиаже приходится конкретно-операциональная стадия, которая характеризуется появлением операций - действий наиболее общих, интериоризованных, обратимых, координированных в систему, которые Ж. Пиаже считал ядром умственного развития ребенка, т.е. в терминологии концепции универсальных учебных действий – универсальные познавательные действия.

Педагогами выявлена характеристика результатов регулятивных универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе.

1 класс:

1. Организовать своё рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

2 класс:

1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Соотносить выполнение заданий с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнения заданий в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующем параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

8. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

3 класс:

1. Самостоятельно организовать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках и внеурочной деятельности.

5. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнения задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Оценка своего задания по параметрам, заранее предоставленным.

8. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

9. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

4 класс:

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

4. В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться или в ходе оценки и самооценки.

5. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. В сфере произвольности и воли, психологическая готовность обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своим поведением и деятельностью. Произвольность означает как умение ребёнка строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, использую соответствующие средства. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполаганию (сохранение цели), способностях прилагать волевое усилие для её достижения.

Наши рекомендации