Психология художественного творчества
Темы семинарских занятий
Раздел 1. Психологические основы художественного творчества | |
Тема 3. Художественное творчество как деятельность: творческий процесс и творческий продукт | |
1. Виды деятельности и творчество. Специфика художественно творческой деятельности. 2. Творческий процесс, уровни протекания творческого процесса. 3. Фазы творческого процесса. 4. Творческий продукт, его критерии. Литература: 1. Вайман, С. Т. Диалектика творческого процесса // Художественное творчество и психология. Сборник / Отв. ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. – М.: Наука, 1991. – С. 3–31. 2. Блок, В. Б. Сопереживание и сотворчество // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельчонок. – Мн.: Харвест, 1999. – С. 465–503. 3. Гончаренко, Н. В. Вдохновение и интуиция // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельчонок. – Мн.: Харвест, 1999. – С. 296-319. 4. Дорфман, Л. Я. Человек креативный: особенности мышления и личности // Во времени истории и в пространстве культуры: к 30-летию института / Отв. ред. Е. А. Малянов. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2005. – С. 86–119. 5. Пономарев, Я. А. Фазы творческого процесса (вместо введения) // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. – М.: Наука, 1983. – С. 3–26. | |
Раздел 2. Основные подходы к изучению творчества | |
Тема 4. Когнитивный подход | |
1. Основные линии исследования в рамках когнитивного подхода. Творческое мышление, его особенности. 2. Концепции творческого мышления Гилфорда и Торренса. 3. Сравнительный анализ подходов к творческому мышлению Э. Боно и Я. А. Пономарева. 4. Исследование креативности в рамках когнитивного направления в настоящее время в отечественной психологии (Богоявленская, 2002; Дорфман, 2002, 2005; Дорфман и Гасимова, 2004; Дорфман и Ляхова, 2004; Дружинина, 2000; Егорова, 2000; Ковалева и Дорфман, 2002). 5. Исследование креативности в рамках когнитивного направления в западной психологии (Гилфорд, Боно, Торренс). 6. Барьеры творческого мышления и их преодоление. Литература: 1. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. – М.: Наука, 1983. – С. 182–195. 2. Де Боно, Э. Латеральное мышление. ─ СПб., 1997. – С. 44-67. 3. Дорфман, Л. Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2002. – С. 89–120. 4. Дорфман, Л. Я. Человек креативный: особенности мышления и личности // Во времени истории и в пространстве культуры: к 30-летию института / Отв. ред. Е. А. Малянов. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2005. – С. 86–119 5. Дорфман, Л. Я., Гасимова, В. А. Метаиндивидуальный мир и креативное мышление: интеллект как медиатор // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. – С. 40–51. 6. Дорфман, Л. Я., Ляхова, Н. А. Области метаиндивидуального мира и креативное мышление // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. – С. 9–17. 7. Дружинин, В. Метафорические модели интеллекта // Творчество в искусстве – искусство творчества / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. – Москва: Наука; Смысл, 2000.– С. 171–185. 8. Егорова, М. С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) // Вопросы психологии, 2000. – № 1. – С. 36–46. 9. Ковалева, Г., Дорфман, Л. Классификации студентов по их креативности мышления и полимодальному Я: результаты кластерного анализа // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, Прикамский социальный институт, 2002. – С. 185–203. 10. Юркевич, В. С., Динерштейн, И. В. Развитие интеллекта и креативности в школьном возрасте // Одаренность: рабочая концепция / Под ред. Д. Б. Богоявленской. – М.: Исполнительная дирекция Президентской программы «Дети России», 2002. – С. 59–62. |
Список литературы
Литература
Основная
1. Выготский, Л. С. Психология искусства: учебное пособие / Выготский Л. С. – Ростов н/Д: Феникс; Мн.: Современное Слово, 1998. – 480 с.
2. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология творчества: учебное пособие для вузов / Ермолаева-Томина Л. Б. – М.: Академический проект, Культура, 2005. – 303 с.
Дополнительная
1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие / Богоявленская Д. Б. – М.: Академия, 2002. – 318 с.
2. Во времени истории и в пространстве культуры: к 30-летию института / Отв. ред. Е. А. Малянов. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2005. – 277 с.
3. Дорфман, Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования / Дорфман Л. Я. – М.: Смысл, 1997б. – 424 с.
4. Искусство и эмоции / Отв. ред. Л. Я. Дорфман, Д. А. Леонтьев, В. М. Петров, В. А. Созинов. – Пермь: Пермский государственный институт культуры, 1991. – 368 с.
5. Калошина И. П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов / И. П. Калошина. – М., ЮНИТИ, 2003. – 431 с.
6. Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2002. – 440 с.
7. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / Маслоу А. Пер. с англ. Г. А. Балл – М.: Смысл, 1999. – 425 с.
8. Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2004. – 138 с.
9. Пономарев, Я. А. Психология творения / Пономарев Я. А. М. – Воронеж, 1999. – 479 с.
10. Творчество в искусстве – искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. – М.: Наука; Смысл, 2000. – 549 с.
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации
Задания для самостоятельной работы студентов
Разделы и темы для самостоятельного изучения | Виды и содержание самостоятельной работы |
Раздел 1. Психологические основы художественного творчества | |
Тема 1. Предмет и методы психологии художественного творчества | Проработка учебного материала по конспектам лекций |
Тема 2. Творческая природа психики человека | Проработка учебного материала по конспектам лекций |
Тема 3. Художественное творчество как деятельность: творческий процесс и творческий продукт | Проработка учебного материала по конспектам лекций, подготовка докладов к семинарам |
Раздел 2. Основные подходы к изучению творчества | |
Тема 4. Когнитивный подход | Проработка учебного материала по конспектам лекций, подготовка докладов к семинарам. Подготовить развернутую характеристику когнитивной сферы творческих людей, итог: характеристика. |
Тема 5. Личностный подход | Проработка учебного материала по конспектам лекций, конспектирование первоисточников |
Тема 6. Развитие креативности в онтогенезе, гендерные аспекты креативности | Проработка учебного материала по конспектам лекций; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, составить тезисы по возрастной одаренности и индивидуальных различиях - итог: тезисы |
Тема 7. Креативность и творческие способности | Проработка учебного материала по конспектам лекций; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, написание рефератов |
Раздел 3. Художественное творчество и искусство | |
Тема 8. Художественное творчество и восприятие произведений искусства | Проработка учебного материала по конспектам лекций, подготовка докладов к семинарам |
Тема 9. Развитие креативности в художественной деятельности | Проработка учебного материала по конспектам лекций |
Вопросы для подготовки к зачету
1. Предмет психологии художественного творчества, методы исследования.
2. Проблемное поле исследований психологии художественного творчества.
3. Основные области исследования творчества.
4. Теоретические и прикладные аспекты психологии художественного творчества.
5. Общие механизмы творчества. Специфика творчества человека.
6. Классификация типов активности человека, соотношение понятий деятельность и творчество.
7. Творческий процесс, основные подходы к его изучению.
8. Этапы творческого процесса, их структура. Замысел. Концентрация. Исполнение. Импровизация.
9. Основные линии исследования креативности в рамках когнитивного подхода.
10. Интеллект и творчество, основные линии исследования.
11. Концепции творческого мышления Гилфорда, Торренса, Медника и Э. Де Боно (сравнительный анализ).
12. Исследования креативности мышления в рамках когнитивного направления в работах отечественных исследователей (Богоявленская, 2002; Дружинин, 2000; Егорова, 2000, Пономарев, 1999).
13. Исследования креативности мышления в рамках когнитивного направления в работах отечественных исследователей (Дорфман, 2002, 2005; Дорфман и Гасимова, 2004; Дорфман и Ляхова, 2004; Ковалева и Дорфман, 2002).
14. Особенности творческого мышления. Пути и методы развития творческого мышления.
15. Барьеры творческого мышления. Пути преодоления этих барьеров.
16. Креативные личности: их черты и мотивы.
17. Творческая личность и самоактуализация (сравнить подходы К. Роджерса и А. Маслоу).
18. Творчество и психопатология (сравнить концепии Ломброзо и Айзенка).
19. Личностный подход в работах западных исследователей (Маслоу, Роджерс, Айзенк, Ломброзо).
20. Личностный подход в работах отечественных исследователей (Богоявленская, 2002; Дорфман, 2005; Дорфман, Ковалева, 1999; Дорфман, Огородникова, 2004; Леонтьев, 2004; Холодная, 1996).
21. Онтогенез и основные творческие новообразования личности.
22. Основные направления в работе по развитию творческого потенциала ребенка (подходы Мелик-Пашаева, Яковлевой).
23. Основные подходы к проблеме одаренности в западной и отечественной психологии.
24. Возрастная динамика творческого развития личности. Условия и факторы раскрытия и развития способностей к творчеству на разных этапах возрастного развития.
25. Понятие способностей. Структура и природа творческих способностей.
26. Психологические механизмы восприятия художественного творчества.
27. Особенности и этапы процесса восприятия художественного творчества.
28. Волевая саморегуляция и творчество.
29. Познавательные процессы и творчество.
30. Развитие творческого потенциала в младшем школьном возрасте, подростковом, старшем школьном возрасте.