Для самостоятельной работы.
1. Содержание, значение диспансерного метода наблюдения за спортсменами для сохранения и укрепления здоровья, повышения эффективности тренировочного процесса и профилактики различных отклонений в деятельности организма.
2. Оценка состояния здоровья спортсменов.
3. Физическое развитие. Методы исследования физического развития. Методы оценки физического развития: метод антропометрических стандартов, метод корреляции, метод индексов).
4. Конституция, типы конституции. Взаимосвязь типа конституции со склонностью к определенным заболеваниям.
5. Особенности физического развития спортсменов различных специализаций.
6. Понятие о здоровье. Виды здоровья. Факторы, определяющие здоровье человека. Основные критерии здоровья.
7. Адаптационный потенциал системы кровообращения (Р.М. Баевский). Понятие о предболезни и донозологические состояниях. Понятие о болезни. Классификация болезней. Периоды болезней. Понятие об этиологии болезней.
8. Понятие о гипокинезии и гиперкинезии.
9. Роль в патологии. Понятие о патогенезе болезней.
10. Понятие о наследственности. Роль наследственности в патологии. Понятие о реактивности. Виды реактивности. Понятие о резистентности.
11. Понятие об иммунитете. Органы иммунной системы. Виды иммунитета. Особенности изменения иммунитета при занятиях спортом. Меры профилактики снижения иммунной реактивности у спортсменов. Иммунодефицит первичный и вторичный. СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).
12. Понятие об аллергии, виды аллергии. Аллергические заболевания.
13. Типовой патологический процесс (воспаление, гипертрофия, атрофия, расстройства кровообращения, нарушения обмена веществ в тканях).
14. Понятие о воспалении, местные и общие признаки воспаления. Воспаление как местная защитная реакция организма. Признаки, стадии.
15. Лихорадка как типовой приспособительный процесс. Дистрофия, определение, виды.
16. Понятие об артериальной гиперемии, определение, признаки, роль в патологии. Понятие о венозной гиперемии, определение, признаки, роль в патологии.
17. Понятие о стазе, ишемии и инфаркте. Понятие об эмболии и тромбозе. Понятие о гипертрофии и атрофии.
18. Понятие о некрозе. Опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли.
19. Методы обследования сердечно-сосудистой системы спортсменов.
20. Влияние систематических занятий спортом на сердечно-сосудистую систему. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы спортсменов.
21. Роль тренера в профилактике нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы спортсменов.
22. Простейшие пробы с физической нагрузкой (проба Мартинэ - 20 приседаний за 30 секунд; 2 минутный бег в темпе 180 шагов в минуту; 3 минутный бег в темпе 180 шагов в минуту; 15 секундный бег в максимально - быстром темпе).
23. Методика проведения простейших функциональных проб с физической нагрузкой. Комбинированная проба С.П. Летунова. Методика проведения и оценка.
24. Определение и оценка данных пульса, систолического и диастолического артериального давления, пульсового давления спортсменов в состоянии покоя. Методика количественной оценки изменений частоты сердечных сокращений и пульсового артериального давления при нормотонической и гипотонической реакциях системы кровообращения на физическую нагрузку.
25. Оценка типов реакций сердечно-сосудистой системы (нормотонический, гипотонический, гипертонический, дистонический, ступенчатый) на комбинированную пробу С.П. Летунова.
26. Проба Руффье. Методика проведения и оценка. Долговременная адаптация сердечно-сосудистой системы при занятиях спортом. Понятие о “спортивном сердце”, структурные и функциональные особенности сердца спортсменов.
27. Методика проведения и оценки Гарвардского степ-теста. Нормативные величины индекса Гарвардского степ-теста, характерные для спортсменов различных специализаций. Тест PWC170, теоретические основы теста. Графический и математический (по формуле В.Л. Карпмана) способ определения величины PWC170. Нормативные величины PWC170 у спортсменов различной специализации.
28. Тест Новакки. Методика проведения теста, способ дозирования нагрузки в тесте. Оценка результатов тестирования.
29. Максимальное потребление кислорода (МПК) – важный показатель физической работоспособности спортсмена. Методика прямого метода определения МПК. Нормативные величины МПК у спортсменов различной квалификации.
30. Непрямые методы определения максимального потребления кислорода (МПК). Преимущества и недостатки непрямых методов определения МПК.
31. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы.
32. Анатомия дыхательной системы. Малый круг кровообращения. Внешнее и внутреннее дыхание.
33. Методы обследования системы внешнего дыхания.
34. Функциональные пробы дыхательной системы и их оценка.
35. Понятие о жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Методы определения ЖЕЛ. Должная ЖЕЛ. Форсированная ЖЕЛ.
36. Легочная вентиляция. Влияние систематических занятий спортом на дыхательную систему.
37. Показатели, характеризующие функциональное состояние внешнего дыхания у спортсменов и здоровых лиц, не занимающихся спортом. Методы их определения и оценки. Изменение показателей внешнего дыхания у спортсменов при выполнении физической нагрузки.
38. Особенности функционального состояния системы внешнего дыхания спортсменов.
39. Инструментальные методы исследования системы внешнего дыхания (спирометрия, спирография, пневмотахометрия).
40. Заболевания дыхательной системы у спортсменов.
41. Простейшие показатели, характеризующие функциональное состояние центральной нервной системы.
42. Особенности функционального состояния вегетативной нервной системы у спортсменов.
43. Анализаторы. Оценка кожного и двигательного анализаторов.
44. Оценка зрительного и слухового анализаторов.
45. Оценка вестибулярного анализатора.
46. Центральная нервная система (ЦНС), простейшие показатели, характеризующие функциональное состояние ЦНС. Методы исследования ЦНС.
47. Координационная функция нервной системы.
48. Инструментальные методы исследования нервной системы (электроэнцефалография (ЭЭГ), электромиография (ЭМГ), миотонометрия, магнитно-резонансная томография (МРТ)).
49. Методы исследования состояния периферической нервной системы.
50. Заболевания периферической нервной системы при нерациональных занятиях спортом.
Тематика рефератов
1. Основные этапы развития спортивной медицины. Роль П.Ф. Лесгафта, Н.А. Семашко, В.В. Гориневского, Б.И. Иваницкого, С.П. Летунова, Р.Е. Мотылянской, В.Л. Карпмана и других выдающихся ученых в развитии отечественной спортивной медицины.
2. Организация спортивной медицины в России. Содержание работы врачебно-физкультурных диспансеров и спортивно-медицинских центров.
3. Гипертрофические процессы в организме спортсмена.
4. Общее представление о дистрофических процессах. Меры профилактики дистрофии у спортсменов.
5. Опухоли, определение, классификация, причины возникновения.
6. Роль физической культуры в сохранении и укреплении здоровья, улучшении физического развития и профилактике заболеваний.
7. Влияние гипокинезии на состояние здоровья человека.
8. Принципы формирования медицинских групп для занятий физической культурой учащихся.
9. Морфофункциональные особенности женского организма.
10. Влияние физической культуры и спорта на беременность, роды и послеродовый период.
11. Самоконтроль женщин-спортсменок. Изменения в организме человека при старении. Основные принципы дозирования физической нагрузки для людей среднего и пожилого возраста, занимающихся физической культурой.
12. Принципы распределения на группы взрослого населения для занятий физической культурой.
13. Функциональные пробы для лиц среднего и пожилого возраста, занимающихся физической культурой.
14. Роль врачебно-педагогических наблюдений за спортсменами в повышении эффективности тренировочного процесса.
15. Методы исследования при проведении врачебно-педагогических наблюдений, принципы формирования методики врачебно-педагогических наблюдений.
16. Роль врачебно-педагогических наблюдений в определении уровня специальной работоспособности и уровня тренированности.
17. Самоконтроль спортсмена.
18. Повреждение органов брюшной полости, признаки повреждений, первая медицинская помощь.
19. Повреждение грудной клетки и легких, первая медицинская помощь.
20. Тупые травмы сердца, общее представление о сотрясении и контузии сердца, первая медицинская помощь.
21. Роль тренера в профилактике заболеваний, повреждений опорно-двигательного аппарата и патологических состояний у спортсменов.
22. Физические факторы в восстановлении и повышении работоспособности спортсмена.
23. Гидропроцедуры, их влияние на организм человека, показания к их применению.
24. Основные принципы закаливания организма человека.
25. Роль тренера в использовании медицинских средств восстановления и повышении спортивной работоспособности.
26. Степени замерзания, признаки, первая медицинская помощь, меры профилактики.
27. Понятие о близорукости и дальнозоркости.
28. Простейшие методы исследования вестибулярного аппарата.
Вопросы к экзамену по спортивной медицине
1. Спортивная медицина, история развития. Цели и задачи отечественной спортивной медицины. Организация спортивной медицины в России.
2. Понятие о конституции. Определение, классификация М.В. Черноруцкого (нормостенический, гиперстенический, астенический типы). Взаимосвязь типа конституции со склонностью к определенным заболеваниям.
3. Понятие о здоровье. Определение, виды здоровья. Оценка состояния здоровья спортсменов.
4. Понятие о гипокинезии и гиперкинезии. Определение, роль гипокинезии и гиперкинезии в возникновении заболеваний.
5. Понятие о наследственности. Определение, роль наследственности в патологии.
6. Понятие о реактивности. Определение, виды реактивности.
7. Понятие о болезни. Определение, классификация болезней. Периоды болезни и их характеристика.
8. Понятие об этиологии. Определение. Внешние этиологические факторы возникновения заболеваний и их характеристика.
9. Понятие об этиологии. Определение. Внутренние этиологические факторы возникновения заболеваний и их характеристика.
10. Понятие об иммунитете. Определение, виды иммунитета. Особенности изменения иммунитета при занятиях спортом.
11. Аллергия как состояние реактивности. Определение, причины возникновения, виды. Аллергические заболевания.
12. Понятие об иммунодефиците. Определение, виды иммунодефицита.
13. Понятие о патогенезе. Определение, роль патологических и приспособительных процессов в динамике болезни.
14. Воспаление как местный адаптационный синдром. Определение, признаки, стадии, роль в патологии.
15. Понятие о воспалении. Определение, признаки. Общие реакции организма при воспалении: лейкоцитоз, лихорадка.
16. Типовой патологический процесс. Понятие об атрофии и гипертрофии. Определение, виды.
17. Типовой патологический процесс. Понятие о местных расстройствах кровообращения (артериальная и венозная гиперемия, стаз). Определение, виды.
18. Типовой патологический процесс. Понятие о тромбозе и эмболии. Определение, признаки.
19. Типовой патологический процесс. Понятие об ишемии и инфаркте. Определение, признаки.
20. Типовой патологический процесс. Дистрофии. Определение, классификация дистрофий, роль физических упражнений в возникновении дистрофии.
21. Методы оценки функционального состояния нервной системы спортсменов.
22. Определение и оценка частоты серсердечных сокращений и артериального давления у спортсменов в состоянии покоя.
23. Методика количественной оценки изменений частоты сердечных сокращений и пульсового артериального давления при нормотонической и гипотонической реакции системы кровообращения на физическую нагрузку.
24. Методика оценки функциональных проб сердечно-сосудистой системы по данным покоя и восстановления.
25. Комбинированная проба С.П.Летунова. Методика проведения и оценка типов реакции сердечно-сосудистой системы.
26. Проба Руффье. Методика проведения и оценка типов реакции.
27. Понятие о “спортивном сердце”, структурные и функциональные особенности сердца спортсменов.
28. Особенности функционального состояния системы кровообращения спортсменов.
29. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой
системы спортсменов (электрокардиография (ЭКГ), фонокардиография (ФКГ), эхокардиография (ЭхоКГ)).
30. Миокардиодистрофия вследствие хронического физического перенапряжения у спортсменов. Изменения на ЭКГ при хроническом физическом перенапряжении сердца у спортсменов.
31. Гарвардский степ-тест. Методика проведения и оценка общей физической работоспособности спортсменов.
32. Тест PWC170. Методика проведения и оценка общей физической работоспособности спортсменов.
33. Методика проведения и оценки общей физической работоспособности спортсмена с помощью определения МПК (максимальное потребление кислорода).
34. Заболевания системы кровообращения у спортсменов (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца (ИБС): стенокардия, инфаркт миокарда), профилактика.
35. ЖЕЛ (жизненная емкость легких), определение. Легочные объемы, расчет должных величин ЖЕЛ.
36. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Определение, методика измерения, оценка ЖЕЛ у спортсменов.
37. Методы оценки функционального состояния системы внешнего дыхания спортсменов.
38. Функциональные пробы, применяемые в спортивной медицине для оценки системы внешнего дыхания.
39. Инструментальные методы исследования дыхательной системы (спирометрия, спирография, пневмотахометрия).
40. Методы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы спортсменов (дермографизм, ортостатическая и клиностатическая пробы). Методика проведения и оценка.
41. Методы оценки координационной функции нервной системы спортсменов.
42. Теппинг-тест. Методика проведения и оценка.
43. Методы оценки функционального состояния нервно-мышечного аппарата спортсменов.
44. Анализаторы, определение. Методы оценки функционального состояния анализаторов (зрительный, слуховой, вестибулярный) спортсменов.
45. Анализаторы, определение. Методы оценки функционального состояния двигательного и кожного анализаторов спортсменов.
46. Инструментальные методы исследования нервной системы (электроэнцефалография (ЭЭГ), электромиография (ЭМГ), миотонометрия, магнитно-резонансная томография (МРТ)).
47. Заболевания нервной системы у спортсменов (нейроциркуляторная дистония,
неврозы, невриты, осложнения остеохондроза – люмбалгия), профилактика.
48. Врачебно-педагогические наблюдения. Определение, цель, задачи врачебно-педагогических наблюдений.
49. Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН). Определение, цель, формы врачебно-педагогических наблюдений.
50. Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН). Определение, цель ВПН. Простые и сложные (инструментальные) методы исследования, используемые при врачебно-педагогических наблюдениях.
51. Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН). Определение, цель. Специальные методы исследования (метод дополнительных нагрузок). Методика проведения и оценка.
52.Самоконтроль спортсмена. Задачи, основные показатели, используемые для самоконтроля. Роль тренера в организации и осуществлении самоконтроля.
53. Врачебный контроль за детьми и подростками при занятиях физической культурой и спортом.
54. Особенности врачебного контроля за женщинами-спортсменками.
55. Самоконтроль в массовой физической культуре.
56. Врачебный контроль в массовой физической культуре.
57. Особенности врачебного контроля при занятиях физической культурой в среднем и пожилом возрасте.
58. Очаги хронической инфекции. Влияние на состояние здоровья и спортивную работоспособность.
59. Хроническое физическое перенапряжение пищеварительной системы (печеночный болевой синдром). Признаки, причины возникновения, оказание первой медицинской помощи, профилактика.
60. Обморочные состояния. Определение, причины возникновения, признаки. Оказание первой медицинской помощи, профилактика.
61. Понятие о гипогликемии. Определение, причины возникновения гипогликемии при занятиях спортом, профилактика. Оказание первой медицинской помощи при гипогликемическом состоянии.
62. Тепловой и солнечный удары. Определение, признаки, причины возникновения. Оказание первой медицинской помощи, профилактика.
63. Переохлаждение, определение. Оказание первой медицинской помощи при отморожениях, профилактика.
64. Утопление. Виды утопления. Оказание первой медицинской помощи при утоплении.
65. Внезапная смерть в спорте. Определение, причины смерти при занятиях спортом.
66. Реанимация: правила проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
67. Заболевания опорно-двигательного аппарата у спортсменов (артрит, артроз, остеохондроз позвоночника, остеопороз).
68. Спортивный травматизм: причины, условия и профилактика.
69. Оказание первой медицинской помощи при ушибе (гематоме). Причины возникновения, признаки, профилактика.
70. Характеристика повреждений мышц и сухожилий у спортсменов. Причины возникновения, признаки. Оказание первой медицинской помощи, профилактика.
71. Хроническое перенапряжение опорно-двигательного аппарата при занятиях спортом. Причины возникновения, признаки, профилактика.
72. Характеристика повреждений суставов в спорте. Причины, признаки, оказание первой медицинской помощи, профилактика.
73. Вывихи, определение. Причины возникновения при занятиях спортом, признаки. Оказание первой медицинской помощи, профилактика.
74. Сотрясение головного мозга. Признаки, причины возникновения при занятиях спортом, профилактика. Оказание первой медицинской помощи.
75. Переломы, виды переломов, причины возникновения переломов при занятиях спортом, профилактика. Оказание первой медицинской помощи при закрытом переломе костей.
76. Переломы, виды переломов, причины возникновения переломов при занятиях спортом, профилактика. Оказание первой медицинской помощи при открытом переломе костей.
77. Кровотечения, виды кровотечений, признаки. Оказание первой медицинской помощи при кровотечении.
78 .Восстановительные средства в спорте. Классификация, общие принципы их использования.
79. Допинги. Определение, порядок проведения антидопингового контроля.
80. Допинги. Определение, классификация. Влияние допингов на состояние здоровья спортсменов.
Перечень вопросов к рейтингам:
Вопросы для подготовки к текущему контролю №1 (Рейтинг 1):
1. Содержание, значение диспансерного метода наблюдения за спортсменами для сохранения и укрепления здоровья, повышения эффективности тренировочного процесса и профилактики различных отклонений в деятельности организма.
2. Оценка состояния здоровья спортсменов. Физическое развитие.
3. Методы исследования физического развития.
4. Методы оценки физического развития: метод антропометрических стандартов, метод корреляции, метод индексов).
5. Конституция, типы конституции.
6. Взаимосвязь типа конституции со склонностью к определенным заболеваниям.
7. Особенности физического развития спортсменов различных специализаций.
8. Понятие о здоровье. Виды здоровья. Факторы, определяющие здоровье человека. Основные критерии здоровья. Адаптационный потенциал системы кровообращения (Р.М. Баевский).
9. Понятие о предболезни и донозологические состояниях.
10. Понятие о болезни. Классификация болезней. Периоды болезней. Понятие об этиологии болезней.
11. Понятие о гипокинезии и гиперкинезии. Роль в патологии.
12. Понятие о патогенезе болезней. Понятие о наследственности.
13. Роль наследственности в патологии.
14. Понятие о реактивности. Виды реактивности.
15. Понятие о резистентности.
16. Понятие об иммунитете. Органы иммунной системы. Виды иммунитета. Особенности изменения иммунитета при занятиях спортом.
17. Меры профилактики снижения иммунной реактивности у спортсменов.
18. Иммунодефицит первичный и вторичный. СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).
19. Понятие об аллергии, виды аллергии. Аллергические заболевания.
20. Типовой патологический процесс (воспаление, гипертрофия, атрофия, расстройства кровообращения, нарушения обмена веществ в тканях).
21. Понятие о воспалении, местные и общие признаки воспаления. Воспаление как местная защитная реакция организма. Признаки, стадии.
22. Лихорадка как типовой приспособительный процесс.
23. Дистрофия, определение, виды.
24. Понятие об артериальной гиперемии, определение, признаки, роль в патологии.
25. Понятие о венозной гиперемии, определение, признаки, роль в патологии. Понятие о стазе, ишемии и инфаркте.
26. Понятие об эмболии и тромбозе. Понятие о гипертрофии и атрофии.
27. Понятие о некрозе. Опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли.
Вопросы для подготовки к текущему контролю №2 (Рейтинг 2):
1. Методы обследования сердечно-сосудистой системы спортсменов.
2. Влияние систематических занятий спортом на сердечно-сосудистую систему.
3. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы спортсменов.
4. Роль тренера в профилактике нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы спортсменов.
5. Простейшие пробы с физической нагрузкой (проба Мартинэ - 20 приседаний за 30 секунд; 2 минутный бег в темпе 180 шагов в минуту; 3 минутный бег в темпе 180 шагов в минуту; 15 секундный бег в максимально-быстром темпе).
6. Методика проведения простейших функциональных проб с физической нагрузкой.
7. Комбинированная проба С.П. Летунова. Методика проведения и оценка.
8. Определение и оценка данных пульса, систолического и диастолического артериального давления, пульсового давления спортсменов в состоянии покоя.
9. Методика количественной оценки изменений частоты сердечных сокращений и пульсового артериального давления при нормотонической и гипотонической реакциях системы кровообращения на физическую нагрузку.
10. Оценка типов реакций сердечно-сосудистой системы (нормотонический, гипотонический, гипертонический, дистонический, ступенчатый) на комбинированную пробу С.П. Летунова.
11. Проба Руффье. Методика проведения и оценка.
12. Долговременная адаптация сердечно-сосудистой системы при занятиях спортом. Понятие о “спортивном сердце”, структурные и функциональные особенности сердца спортсменов.
13. Методика проведения и оценки Гарвардского степ-теста. Нормативные величины индекса Гарвардского степ-теста, характерные для спортсменов различных специализаций. Тест PWC170, теоретические основы теста.
14. Графический и математический (по формуле В.Л. Карпмана) способ определения величины PWC170. Нормативные величины PWC170 у спортсменов различной специализации.
15. Тест Новакки. Методика проведения теста, способ дозирования нагрузки в тесте. Оценка результатов тестирования.
16. Максимальное потребление кислорода (МПК) – важный показатель физической работоспособности спортсмена. Методика прямого метода определения МПК. Нормативные величины МПК у спортсменов различной квалификации. Непрямые методы определения максимального потребления кислорода (МПК). Преимущества и недостатки непрямых методов определения МПК.
17. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы.
18. Электрокардиография.
19. Фонокардиография.
20. Эхокардиография.
21. Суточное мониторирование ЭКГ и АД.
Вопросы для подготовки к текущему контролю №3 (Рейтинг 3):
1. Анатомия дыхательной системы. Малый круг кровообращения. Внешнее и внутреннее дыхание.
2. Методы обследования системы внешнего дыхания.
3. Функциональные пробы дыхательной системы и их оценка.
4. Понятие о жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Методы определения ЖЕЛ. Должная ЖЕЛ. Форсированная ЖЕЛ.
5. Легочная вентиляция. Влияние систематических занятий спортом на дыхательную систему.
6. Показатели, характеризующие функциональное состояние внешнего дыхания у спортсменов и здоровых лиц, не занимающихся спортом. Методы их определения и оценки. Изменение показателей внешнего дыхания у спортсменов при выполнении физической нагрузки.
7. Особенности функционального состояния системы внешнего дыхания спортсменов.
8. Инструментальные методы исследования системы внешнего дыхания (спирометрия, спирография, пневмотахометрия).
9. Заболевания дыхательной системы у спортсменов.
10. Простейшие показатели, характеризующие функциональное состояние центральной нервной системы.
11. Особенности функционального состояния вегетативной нервной системы у спортсменов.
12. Анализаторы. Оценка кожного и двигательного анализаторов.
13. Оценка зрительного и слухового анализаторов.
14. Оценка вестибулярного анализатора.
15. Центральная нервная система (ЦНС), простейшие показатели, характеризующие функциональное состояние ЦНС. Методы исследования ЦНС.
16. Координационная функция нервной системы.
17. Инструментальные методы исследования нервной системы (электроэнцефалография (ЭЭГ), электромиография (ЭМГ), миотонометрия, магнитно-резонансная томография (МРТ)).
18. Методы исследования состояния периферической нервной системы.
19. Заболевания периферической нервной системы при нерациональных занятиях спортом.