Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
Задачи:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Перечень пособий и технологий | 1. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993. 2. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М.: 1987. 3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. 4. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966. 5. Скажи по-другому / Речевые Иры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 1994. |
Формы организации образовательного процесса по образовательной области «Коммуникация»
Разделы (задачи, блоки) | Возр аст | Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми А) Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение инициативных высказываний Б) Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение «коллективного монолога» | Мл., | Речевое стимулирование - формирование элементарного реплицирования. Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. Хороводные игры, пальчиковые игры. Образцы коммуникативных кодов взрослого. Тематические досуги. | Эмоционально-практическое взаимодействие Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. .Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм. Сюжетно-ролевая игра.Игра-драматизация. Работа в книжном уголке Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа). Сценарии активизирующего общения. | Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек) Совместная предметная и продуктивная деятельность детей Игра-драматизация с использованием разных видов театров Игры в парах и совместные игры | Эмоционально-практическое взаимодействие. Игры парами.Беседы, пример, коммуникативных кодов взрослого. Чтение,рассматривание иллюстраций. |
Развитие всех компонентов устной речи:1.Формирование лексической стороны речи | Мл, ср ст. под | Называние, повторение, слушание Речевые дидактические игры. Наблюдения Работа в книжном уголке Чтение Беседа | Сценарии активизирующего общения. Дидактические игры Настольно-печатные игры Досуги. Продуктивная деятельность. Разучивание стихотворений. Работа в книжном уголке | Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Словотворчество. Игра-драмат. Самостоятельная художественно-речевая деятельность | Объяснение, повторение, исправление. Дидактические. Игры, чтение, разучивание стихов. Беседа, пояснение |
2. Формирование грамматической стороны речи | Мл.,ср Ст., под | Пояснение, исправление, повторение. Дидактические игры Речевые тренинги (упражнения) Беседа.Разучивание стихов | Обучение,объяснение, напоминание. Сценарии активизирующего общения. Дидактические игры. Разучивание, пересказ. Игра-драматизация | Игра-драматизация Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. | Дидактические игры. Чтение, разучивание стихов Беседа |
3. Формирование произносительной стороны речи | Мл. ср. Ст., Под | Объяснение, повторение, исправление. Слушание, воспроизведение, имитирование . Артикуляционная гимнастика. Речевые дидактические игры. Тренинги. Разучивание скороговорок, чистоговорок. Инд. работа | Обучение, объяснение, повторение.Речевые упражнения, задания. Дидактические игры. Имитационные упражнения. Сценарии активизирующего общения. Досуг | Игра-драматизация. Театрализованная деятельность. | Имитационные упражнения Дидактические игры. Разучивание скороговорок, чистоговорок. Тренинги. |
5. Формирование связной речи (монологической формы) | Мл., | Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром Чтение сказок, рассматривание иллюстраций Дидактические игры | Занятия по обучению пересказу Показ настольного Рассматривание иллюстраций, Беседа о персонажах, чтение потешек, песенок на тему сказки, игра-инсценировка | Игры парами Театрализованная деятельность | Открытый показ занятий по обучению рассказыванию.Инф. поддержка родителей. |
Ст., Подг. | Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром Чтение сказок, рассматривание иллюстраций Дидактические игры | Творческие задания Дидактические игры Экскурсии Проектная деятельность Досуги и праздники Экспериментирование | Игры-импровизации по мотивам сказок Проектная деятельность | Открытый показ занятий по обучению рассказыванию.Инф. поддержка родителей. |
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | ||||||
«Чтение худ. литературы» | «Музыка» | «Здоровье» | «Социализация» | «Безопасность» | «Труд» | По средствам организации и оптимизации обр. процесса |
решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования коммуникативных навыков | Формирование коммуникативных навыков в области музыкального искусства | Формирование коммуникативных компетенций в части представлений о здоровом образе жизни | Развитие коммуникативных навыков в области представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире | формирование коммуникативных навыков в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы | формирование коммуникативных навыков трудовом взаимодействии со взрослыми и собственной трудовой деятельности | «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования коммуникативных навыков) «Музыка» (использование музыкальных произведений, продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Коммуникация») |
2.8 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы»
Цели:формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг
Задачи:
– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
– развитие литературной речи;
– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.