Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

Задачи:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Перечень пособий и технологий 1. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993. 2. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М.: 1987. 3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. 4. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966. 5. Скажи по-другому / Речевые Иры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 1994.

Формы организации образовательного процесса по образовательной области «Коммуникация»

Разделы (задачи, блоки) Возр аст Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми А) Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение инициативных высказываний Б) Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение «коллективного монолога» Мл., Речевое стимулирование - формирование элементарного реплицирования. Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. Хороводные игры, пальчиковые игры. Образцы коммуникативных кодов взрослого. Тематические досуги.     Эмоционально-практическое взаимодействие Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. .Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм. Сюжетно-ролевая игра.Игра-драматизация. Работа в книжном уголке Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа). Сценарии активизирующего общения. Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек) Совместная предметная и продуктивная деятельность детей Игра-драматизация с использованием разных видов театров Игры в парах и совместные игры Эмоционально-практическое взаимодействие. Игры парами.Беседы, пример, коммуникативных кодов взрослого. Чтение,рассматривание иллюстраций.
Развитие всех компонентов устной речи:1.Формирование лексической стороны речи   Мл, ср ст. под Называние, повторение, слушание Речевые дидактические игры. Наблюдения Работа в книжном уголке Чтение Беседа   Сценарии активизирующего общения. Дидактические игры Настольно-печатные игры Досуги. Продуктивная деятельность. Разучивание стихотворений. Работа в книжном уголке Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Словотворчество. Игра-драмат. Самостоятельная художественно-речевая деятельность Объяснение, повторение, исправление. Дидактические. Игры, чтение, разучивание стихов. Беседа, пояснение
2. Формирование грамматической стороны речи   Мл.,ср Ст., под Пояснение, исправление, повторение. Дидактические игры Речевые тренинги (упражнения) Беседа.Разучивание стихов Обучение,объяснение, напоминание. Сценарии активизирующего общения. Дидактические игры. Разучивание, пересказ. Игра-драматизация Игра-драматизация Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Дидактические игры. Чтение, разучивание стихов Беседа
3. Формирование произносительной стороны речи   Мл. ср. Ст., Под Объяснение, повторение, исправление. Слушание, воспроизведение, имитирование . Артикуляционная гимнастика. Речевые дидактические игры. Тренинги. Разучивание скороговорок, чистоговорок. Инд. работа Обучение, объяснение, повторение.Речевые упражнения, задания. Дидактические игры. Имитационные упражнения. Сценарии активизирующего общения. Досуг   Игра-драматизация. Театрализованная деятельность.     Имитационные упражнения Дидактические игры. Разучивание скороговорок, чистоговорок. Тренинги.
5. Формирование связной речи (монологической формы)   Мл., Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром Чтение сказок, рассматривание иллюстраций Дидактические игры Занятия по обучению пересказу Показ настольного Рассматривание иллюстраций, Беседа о персонажах, чтение потешек, песенок на тему сказки, игра-инсценировка Игры парами Театрализованная деятельность   Открытый показ занятий по обучению рассказыванию.Инф. поддержка родителей.
  Ст., Подг. Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром Чтение сказок, рассматривание иллюстраций Дидактические игры Творческие задания Дидактические игры Экскурсии Проектная деятельность Досуги и праздники Экспериментирование Игры-импровизации по мотивам сказок Проектная деятельность Открытый показ занятий по обучению рассказыванию.Инф. поддержка родителей.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы  
«Чтение худ. литературы» «Музыка» «Здоровье» «Социализация» «Безопасность» «Труд» По средствам организации и оптимизации обр. процесса
решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования коммуникативных навыков Формирование коммуникативных навыков в области музыкального искусства Формирование коммуникативных компетенций в части представлений о здоровом образе жизни Развитие коммуникативных навыков в области представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире формирование коммуникативных навыков в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы формирование коммуникативных навыков трудовом взаимодействии со взрослыми и собственной трудовой деятельности «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования коммуникативных навыков) «Музыка» (использование музыкальных произведений, продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Коммуникация»)

2.8 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы»

Цели:формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг

Задачи:

– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Наши рекомендации