Главные направления реформирования образования. Проблемы качества образования.
В результате реформирования системы образования предполагается в сжатые сроки устранить предпосылки социальной напряженности в учебных заведениях, нормализовать их финансирование, создать условия для улучшения организации и повышения качества учебно-воспитательного процесса. Это сделает возможным поэтапный переход к решению все более сложных экономических и социальных задач развития образовательной сферы с тем, чтобы в XXI век Россия вошла, располагая необходимыми условиями для роста образованности населения, его культурного уровня, подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, повышения научного потенциала страны.
Особенности современного состояния системы российского образования позволяют выделить два варианта дальнейшего развития событий:
1. Изменение условий функционирования всех образовательных учреждений, то есть понижение налогооблагаемой базы, упрощение системы регистрации и лицензирования, совершенствование государственного регулирования деятельности всей системы образования.
2. Оптимизация условий аккредитации и лицензирования вузов, учет профиля подготовки, традиций, научных кадров, материальной базы и статуса вуза. В настоящее время система высшего образования и рынок образовательных услуг в целом претерпевают новые качественные изменения. Важной проблемой для всего сегмента высшего образования на рынке остается отсутствие четкой нормативно-законодательной базы и государственного регулирования процесса лицензирования учебных заведений.
Основными направлениями развития высшей школы в настоящее время являются:
- взаимодействие учебных заведений различного уровня образования, ведомственной принадлежности, источников финансирования и форм собственности;
- формирование глобальной и открытой образовательной системы за счет крупных университетов, обладающих мощным научным и педагогическим потенциалом и имеющих широкий спектр направлений подготовки специалистов;
- объединение вузов с научными и производственными организациями с целью развития научно- исследовательских работ в области фундаментальных и прикладных исследований;
- обновление учебно-лабораторной и материально-технической базы вузов с целью соответствия современному уровню развития техники и технологий; - решение основных кадровых проблем: массового ухода в коммерческие структуры, значительного снижения количества аспирантов, «скрытой миграции» высококвалифицированных преподавателей в другие области деятельности; - совершенствование международной деятельности вузов. Таким образом, основной целью реформирования системы образования должно стать создание саморазвивающейся, эффективной системы, которая будет способствовать экономическому подъему и устойчивому развитию страны, совершенствованию человеческих ресурсов, удовлетворению образовательных запросов развивающейся личности.
Практическое задание 1.
Составить сравнительную таблицу по знаниево-ориентированному и компетентностному подходам в системе высшего профессионального образования. Представить на обсуждение.
Знаниево-ориентированный подход | Компетентностный подход |
Содержание образования является одним из главных средств становления личности и формирования ее базовой культуры | Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. |
При знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания выступают абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека (личность). Это приводит к идеологизации и регламентации знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика. | - Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. |
При знаниево-ориентированному подходу в центре внимания находятся знания как духовное богатство человечества накопленное в процессе поисков и накопления исторического опыта. | Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, |
Суть знаниево-ориентированного подхода заключается в том, чтобы передать учащимся необходимый объем научных знаний. | нравственных, политических и иных проблем. |
При знаниево-ориентированном подходе главное внимание уделяется отбору предметного материала, дающего возможность учащимся овладеть знаниями основ наук, а также соответствующими знаниями, умениями и навыками. | - Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. |
Практическое задание 2.
Кластер понятий по теме «Инновации в образовании».
«Инновация» происходит от латинского inovatis (in - в, novus - новый) и в переводе означает «обновление, новинку, изменение».
Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников.
Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения. Ведь новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.
Нововведения - это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.
Содержание инновации
Научно-теоретическое знание определённой новизны.
Новые эффективные образовательные технологии.
Выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.
СРС 1. Сравнительный анализ инноваций в российском и зарубежном образовании (табл.).
Инновации в российском образовании | Инновации в зарубежном образовании |
Понятие «инновация» появилось в 30-е гг. ХХ в. и использовалось в социологии и культурной антропологии. Под инновацией в этот период понимали основания для изменений в культуре и противопоставляли инновацию традиционным формам мышления и поведения. Все то, что выходило за рамки традиций и обычаев, считалось инновационным в первой половине ХХ в. | Важнейшая черта современного обучения — его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Эти образовательные ориентиры к началу 90-х гг. получили международное признание в качестве рабочих ориентиров в программах ЮНЕСКО. |
С конца 70-х гг. ХХ столетия термин «инновация» появляется в социологии и педагогике. Формируется общественно-педагогическое движение, основной идеей которого становится обновление школы. Основателями движения выступают новаторы: Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Н. П. Гузик, Е. Н. Ильин, С. Ю. Курганов, А. М. Кушнир, С. Н. Лы-сенкова, А. А. Остапенко, Н. Н. Палты-шев, Р. Г. Хазаркин, В. Ф. Шаталов и др. В 80-е гг. ХХ в. наиболее заметными стали такие направления инноваций в педагогической науке, как: 1. Внедрение и распространение педагогических систем и их элементов в образовательную практику российской школы. 2. Формирование новых управленческих технологий и проектной культуры в сфере образования. В России появляются не только отдельные учителя-новаторы, но и авторские школы, целостные педагогические системы, разрабатываемые отечественными учеными: М. А. Балабаном, В. С. Библером, В. В. Давыдовым, И. Ф. Гончаровым, Ю. В. Громыко, В. А. Караковским, А. Н. Тубельским, А. В. Хуторским, М. П. Щетининым, Е. А. Ямбургом и др. [7]. | В конце 70-х гг. авторы получившего широкую мировую известность доклада Римскому клубу «Нет пределов обучению» сформулировали представление об основных типах обучения, понимая обучение в широком смысле слова — как процесс приращения опыта, как индивидуального, так и социокультурного. К этим типам обучения относятся: «поддерживающее обучение» и «инновационное обучение». «Поддерживающее обучение» (maintainance learning) — процесс и результат такой учебной (а в результате и образовательной) деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. |
В 90-е гг. ХХ столетия усиливается внимание к качественному критерию инновационных преобразований. По мнению М. В. Кларина, понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений | В современной зарубежной дидактике все большее распространение получает ориентация именно на тот тип обучения, который выше охарактеризован как «инновационное»; в то же время в практике учебных заведений преобладает иной, «поддерживающий» тип обучения. Этот разрыв, это несоответствие, по мнению социологов и педагогов, во многом объясняет неподготовленность общества к столкновению с новыми ситуациями социальной жизни, неготовность своевременно отозваться на возникающие проблемы — политические, экологические, экономические и т.д. |
Раскрывая понятие качества в инновационной деятельности, И. А. Колесникова акцентирует внимание не на количественном изменении педагогического объекта, а на системно-целостном движении. Последнее десятилетие выявило, по мнению И. А. Колесниковой, в педагогической реальности несколько линий инновационного развития. Так, например, создание интерактивных технологий, связанных с возможностями мультимедийного обеспечения образовательного процесса, развитие дистанционного обучения. | Таким образом, инновационность как характеристика обучения относится не только к дидактическому его построению, но и к его социально значимым результатам. |