Здоровьесберегающая компетентность как показатель эффективности взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания молодого поколения
Определение компетентности как умения мобилизовать знания и опыт для решения конкретных проблем позволяет рассматривать её в качестве интегрального инструмента оценки качества образования. При этом под компетенцией мы понимаем отчужденное, заранее заданное социальное требование (норму), необходимое для эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере; под компетентностью - уровень обладания соответствующей компетенцией, включающий личностное отношение к ней и к предмету деятельности; под образовательной компетентностью - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.
В соответствии с традиционным разделением содержания образования на общее, межпредметное и предметное, типология образовательных компетенций включает в себя: ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования, межпредметные и предметные компетенции.
Компетентностно-деятельностный подход, опираясь на традиционную знаниевую модель образования, дополняет ее не только практико-ориентированной, но и интегративной (соединяющей близкородственные знания и умения), мотивационной и рефлексивной составляющими. Основная идея деятельностного подхода связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка, то есть человека, способного выбирать, оценивать, программировать, конструировать виды деятельности, адекватные его природе, удовлетворяющие его потребности в саморазвитии, в самореализации, результаты и ход которой он может контролировать. Это обеспечивает достижение первой группы результатов нового качества образования - «развитие способности ориентироваться в окружающем мире». Вторая группа результатов заключается в формировании ключевых компетенций, утвержденных Болонским процессом и характеризующих следующие направления:
1. Политические и социальные: способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений (социальные).
2. Жизнедеятельность в многокультурном обществе (толерантность).
3. Владение устной и письменной коммуникацией (коммуникативные).
4. Информационная грамотность. Владение информационными технологиями, понимание сущности их применения (информационные).
5. Способность учиться на протяжении всей активной жизни (самообразование) [14; 15].
При диагностике качества образования [11] большое внимание стало уделяться оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности, основными компонентами которой являются:
1. Ценность. Ценностью и главной целью здоровьесберегающего образования является уровень здоровья и ученика (выпускника), и педагога.
2. Система. Реализация здоровьесберегающего образования в системе, включающей в себя нормативно-правовое регулирование здоровьесберегающей деятельности, создание организационных структур, осуществляющих управление этой деятельностью в программно-целевом режиме, на основе мониторинга условий обучения и воспитания, в том числе организационных, мониторинга эффективности применения здоровьесберегающих образовательных технологий и программ обучения сохранению здоровью.
3. Процесс. Педагогическая деятельность, в основу которой положены методологические приемы, активизирующие познавательную активность учащихся, повышающие мотивацию к обучению, обеспечивающие оптимальный уровень психофизиологических затрат, необходимых и достаточных для освоения учебной программы, снижающие риск развития «школьных болезней».
4. Результат. Сформированность у ученика компетенции здоровьесбережения. Учитывая всеобъемлющий характер здоровьесберегающей компетенции, формирование которой проходит практически через все предметы средней школы, затрагивает внеучебную деятельность, касается всех сфер жизни человека, её стоит классифицировать как ключевую.
Формирование здоровьесберегающей компетенции может проходить двумя путями:
1. Обучение здоровьесберегающей компетенции как самостоятельному (личностному) качеству. Такое обучение целесообразно проводить на факультативных занятиях, используя развивающие технологии обучения.
2. Включение данной компетенции в учебные предметы. При этом важно, что овладение ключевыми компетенциями рассматривается как необходимый компонент формирования здоровьесберегающей компетенции.
При этом ценностно-мотивационный компонент здоровьесберегающей компетенции формируется преимущественно посредством предметов гуманитарного цикла; знаниевый – посредством большинства предметов общего образования, а также специализированных здоровьеформирующих курсов; практический - посредством предметов общего образования (физическая культура, ОБЖ, технология), специальных предметов или спецкурсов (валеология, культура здоровья, психология, риторика и другие), а также при использовании ресурсов дополнительного образования. Важнейшим компонентом реализации здоровьесберегающего компетентностного образования является целенаправленно-выстроенная воспитательная система.
Содержание здоровьесберегающей компетенции конструируется в процессе проектирования ключевых компетенций:
1. Тип компетенции -- ключевая.
2. Круг объектов действительности и познания, по отношению к которым вводится компетенция. Здоровьесберегающая компетенция находится в тесной взаимосвязи как с внешними, так и с внутренними объектами действительности. Объектами познания могут быть не только вещи, явления, процессы, их свойства и отношения, но и продукты мыследеятельности, ценности и убеждения.
3. Социальная и личностная значимость компетенции. Применительно к здоровьесберегающей компетенции, главная их ценность -- в поддержании жизни, жизни продуктивной, приносящей удовлетворение как самому человеку, так и всему обществу, в котором он живет. В системе образования определение понятия «здоровье» можно конкретизировать следующим образом: здоровье - это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно меняющейся учебной, социальной и природной среде. Здоровье является ресурсом для дальнейшего развития личности, создает необходимый потенциал для успешного освоения учебного материала, для повышения качества образования.
Исходя из сказанного выше, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся являются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения. А характеристиками здоровья учителя (преподавателя) - психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивности.
4. Умения и навыки, входящие в компетенцию. А. В. Хуторской представляет природоведческие и здоровьесберегающие компетенции в деятельностной форме:
§ иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и другое);
§ знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
§ позитивно относиться к своему здоровью, владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
§ знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи;
§ владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
§ иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
§ знать факторы положительного влияния здорового образа жизни на общее состояние организма;
§ уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических, психических и личностных качеств.
И. А. Зимняя определяет компетенции здоровьесбережения как знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни.
Анализ содержания здоровьесберегающей компетенции показывает необходимость активного и согласованного участия семьи в ее формировании.
Таким образом, компетентностный подход в оценке эффективности здоровьесберегающего образования: задает ценностно-целевые ориентиры развития образовательных систем; наиболее полно отражает смысл деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей; мотивирует не только к знанию, но и к соблюдению норм и правил личной гигиены, физическому и духовному самосовершенствованию, ответственному выбору учащимся здорового образа жизни; подчеркивает ценность и значимость воспитательной составляющей образования; стимулирует развитие субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе; может рассматриваться как показатель эффективности взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания молодого поколения [2; 8; 9; 11].