Психология личности учителя
на, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Петровский, В.А. Сластенин, И.В. Страхов, Г.С. Сухобская, А.И. Щербаков — вот далеко не полный перечень исследователей, к фундаментальным трудам которых может обратиться любой заинтересованный читатель.
В психологии педагогического труда принято выделять особенности личности учителя, деятельности и педагогического общения. При анализе психологии личности учителя выделяют прежде всего те особенности, черты, проявления личности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогической деятельностью, т.е. «приобретают профессионально педагогическую значимость» [26, с. 5]. В.А. Крутецкий и Е.Г. Балбасова выделили в структуре профессионально значимых качеств личности учителя (имея в виду своеобразную эталонную модель учителя) четыре подструктурных блока: 1) идейно-нравственный моральный облик; 2) педагогическая направленность; 3) педагогические способности — общие и специальные; 4) педагогические умения и навыки. Наибольшее внимание было уделено исследованию педагогических способностей — общих (необходимых всем учителям, независимо от преподаваемого предмета) и специальных (с учетом специфики преподаваемого предмета).
Большинство моделей педагогических способностей подразделяются на четыре подгруппы1: 1) системные модели; 2) структурные модели; 3) псевдопрогнозирующие; 4) прогностические модели.
К первой подгруппе относятся системные модели педагогических способностей. Например, модель педагогических способностей учителей средней школы, которые были изучены Ф.Н. Гоно-болиным2. Автором выявлены свойства индивидуальности, структура которых и составляет собственно структуру главных компонентов педагогических способностей:
1) способность делать учебный материал доступным для учащихся;
2) понимание учителем ученика;
3) творчество в работе;
4) педагогическое волевое влияние на детей;
1 См.: Аминов Н.А., Болотов И.А., Воробьев А.Н. Психологический профотбор на педагогические специальности. Ярославль, 1994. 2См.: Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.
396 ' Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя
5)способность организовывать детский коллектив;
6)интерес к детям;
7)содержательность и яркость речи;
8) ее образность и убедительность;
9)педагогический такт;
10)способность связывать учебный предмет с жизнью;
11)наблюдательность (по отношению к детям);
12)педагогическая требовательность и т.п.
Ко второй подгруппе относятся так называемые структурные модели педагогических способностей, гипотетически влияющих на эффективность преподавания. Так, В.А. Сластенин1, определяя педагогическое мастерство как высшую форму профессиональной направленности личности, выделил четыре подуровня личностной организации учителя, включающих:
1) перечень свойств и характеристик личности учителя;
2) перечень требований к психолого-педагогической подготовке;
3) объем и содержание академической подготовки;
4)объем и содержание методической подготовки по конкретной специализации.
Из данной гипотетической структуры выводятся главные составляющие педагогических способностей:
1)направленность (идейная, профессионально-педагогичес
кая, познавательная);
2) общие академические способности (интеллектуальные и т.п.);
3) частные дидактические способности (специальные или
навыки владения методиками преподавания по конкретным дис
циплинам).
К третьей подгруппе относятся так называемые псевдопрогно-зирующие модели педагогических способностей.
По мнению Н.В. Кузьминой2, педагог кроме организаторских способностей должен обладать еще коммуникативными, конструктивными, проективными и гностическими способностями.
К четвертой подгруппе относятся так называемые прогностические модели педагогических способностей, например, Дж. Райн-са. С помощью специально обученных экспертов была обследована выборка из шести тысяч учителей в процессе открытого урока в
1 См.: Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской шко
лы в .профессиональной подготовке. М., 1976.
2 С м . : Кузьмина Н.В. О ч е р к и п с и х о л о г и и труда у ч и т е л я . Л . , 1967.