Психология личности учителя



на, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Петровский, В.А. Сластенин, И.В. Страхов, Г.С. Сухобская, А.И. Щербаков — вот далеко не полный перечень исследователей, к фундаментальным трудам которых может обратиться любой за­интересованный читатель.

В психологии педагогического труда принято выделять осо­бенности личности учителя, деятельности и педагогического об­щения. При анализе психологии личности учителя выделяют прежде всего те особенности, черты, проявления личности, которые от­вечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогической деятельностью, т.е. «приобретают профессионально педагогическую значимость» [26, с. 5]. В.А. Крутецкий и Е.Г. Балбасова выделили в структуре профессионально значимых качеств личности учителя (имея в виду своеобразную эталонную модель учителя) четыре подструктурных блока: 1) идейно-нравственный моральный облик; 2) педагоги­ческая направленность; 3) педагогические способности — общие и специальные; 4) педагогические умения и навыки. Наибольшее внимание было уделено исследованию педагогических способнос­тей — общих (необходимых всем учителям, независимо от препо­даваемого предмета) и специальных (с учетом специфики препо­даваемого предмета).

Большинство моделей педагогических способностей подраз­деляются на четыре подгруппы1: 1) системные модели; 2) струк­турные модели; 3) псевдопрогнозирующие; 4) прогностические модели.

К первой подгруппе относятся системные модели педагогичес­ких способностей. Например, модель педагогических способнос­тей учителей средней школы, которые были изучены Ф.Н. Гоно-болиным2. Автором выявлены свойства индивидуальности, струк­тура которых и составляет собственно структуру главных компо­нентов педагогических способностей:

1) способность делать учебный материал доступным для уча­щихся;

2) понимание учителем ученика;

3) творчество в работе;

4) педагогическое волевое влияние на детей;

1 См.: Аминов Н.А., Болотов И.А., Воробьев А.Н. Психологический про­фотбор на педагогические специальности. Ярославль, 1994. 2См.: Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.

396 ' Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя

5)способность организовывать детский коллектив;

6)интерес к детям;

7)содержательность и яркость речи;

8) ее образность и убедительность;

9)педагогический такт;

10)способность связывать учебный предмет с жизнью;

11)наблюдательность (по отношению к детям);

12)педагогическая требовательность и т.п.

Ко второй подгруппе относятся так называемые структурные модели педагогических способностей, гипотетически влияющих на эффективность преподавания. Так, В.А. Сластенин1, определяя педагогическое мастерство как высшую форму профессиональной направленности личности, выделил четыре подуровня личност­ной организации учителя, включающих:

1) перечень свойств и характеристик личности учителя;

2) перечень требований к психолого-педагогической подго­товке;

3) объем и содержание академической подготовки;

4)объем и содержание методической подготовки по конкрет­ной специализации.

Из данной гипотетической структуры выводятся главные со­ставляющие педагогических способностей:

1)направленность (идейная, профессионально-педагогичес­
кая, познавательная);

2) общие академические способности (интеллектуальные и т.п.);

3) частные дидактические способности (специальные или
навыки владения методиками преподавания по конкретным дис­
циплинам).

К третьей подгруппе относятся так называемые псевдопрогно-зирующие модели педагогических способностей.

По мнению Н.В. Кузьминой2, педагог кроме организаторских способностей должен обладать еще коммуникативными, конст­руктивными, проективными и гностическими способностями.

К четвертой подгруппе относятся так называемые прогности­ческие модели педагогических способностей, например, Дж. Райн-са. С помощью специально обученных экспертов была обследована выборка из шести тысяч учителей в процессе открытого урока в

1 См.: Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской шко­
лы в .профессиональной подготовке. М., 1976.

2 С м . : Кузьмина Н.В. О ч е р к и п с и х о л о г и и труда у ч и т е л я . Л . , 1967.


Наши рекомендации