Системный подход как управленческий феномен
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое учебное пособие позволяет приобрести элементарные знания в области управления образовательными системами. Оно знакомит читателя с управлением как условием создания, функционирования и развития образовательных систем, педагогическим менеджментом как современным видом социального управления, классическими принципами и функциями педагогического менеджмента; дает представление о школе как образовательной системе и объекте управления; помогает разобраться в различных моделях организационных структур управления школой. Управленческие проблемы в пособии рассматриваются с позиций системного подхода.
Материал пособия может быть использован в качестве активизирующего средства обучения как на лекциях, так и на практических занятиях. Он посвящен основам управления образовательными системами. Материал каждой главы сопровождается заданиями для самостоятельной работы.
В пособие включен практикум, в котором дается описание практических занятий. Все практические занятия построены по следующему плану:
1) подготовка к практическому занятию — студент должен самостоятельно ознакомиться с предлагаемыми материалами по теме (осуществляется во внеурочное время);
2) актуализация знаний — студент повторяет материал соответствующей лекции и отвечает на вопросы по ней (осуществляется в начале практического занятия и завершается беседой преподавателя и студентов по прочитанному);
3) выполнение заданий — результаты выполнения заданий к практической работе обсуждаются совместно с преподавателем и группой (проводятся на занятии).
В приложении представлен материал, посвященный становлению и развитию инновационной муниципальной системы образования. Он позволяет оценить ход развития и результативность управления развитием и может быть использован при проведении лекций и практических занятий по управлению образовательными системами, а также для самостоятельного изучения студентами при подготовке рефератов, докладов и сообщений.
ГЛАВА 1
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ
Системный подход как управленческий феномен
Зарождение системного подхода относится к XIX в. и связано с трудами К.Маркса (общественные или социальные системы), Ч.Дарвина (биологические системы), Д. И. Менделеева (периодическая система химических элементов). В разработку идей системного подхода значительный вклад внесли также Ч. Барнард, Г. Саймон, Р.Аккофф, С.Оптнер, Д. Клиланд, У.Кинги и др.
Хотя существует множество конкретных моделей системного подхода в управлении, общим для них является стремление рассматривать организацию не как простую сумму каких-то отдельных компонентов, а как систему, т. е. как совокупность связанных и взаимодействующих частей, как целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей.
Таким образом, системный подход в управлении образованием предполагает изучение объектов и явлений в их целостности, в их взаимосвязи с другими явлениями.
Практика показывает, что применение системного подхода в управлении образованием вызвано необходимостью:
-рассмотрения управляемых объектов образования и явлений, связанных с образовательной деятельностью и нуждающихся в управленческом вмешательстве, в единстве частного и целого;
-создания надежной основы для классификации управляемых объектов и явлений для выбора эффективных методов и технологий управленческой деятельности;
-объединения ситуационно разрозненных фактов образовательной практики в единую систему для принятия правильного управленческого решения.
По мнению известного исследователя общей теории систем Дж. ван Гига, системный подход является порождением целостной оптимизации задачи, решаемой в условиях развития сложных систем.
Системный подход в управлении ориентирует управленца на оптимизацию (улучшение) объекта и явления в целом, с учетом всего многообразия проблем их функционирования и развития, а не на оптимизацию их отдельных частей, и представляет собой альтернативу методу частичного улучшения объектов и явлений.
В отечественной научной литературе термином «оптимизация» обозначается процесс, позволяющий получать наивысший возможный для конкретных условий результат. Оптимизация — типично управленческий процесс, реализуемый не только в образовании, но и во всех сферах профессиональной деятельности человека.
Раскроем сущность понятия система. С точки зрения философии система — это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов [7. — С. 181]. Часто в научной литературе в качестве синонима этого понятия используется термин «системный объект».
В приведенном определении обращают на себя внимание следующие значимые признаки систем.
1. Наличие структуры (структурированность). Система состоит из отдельных компонентов (элементов, составных частей). Компонентами систем, рассматриваемых в учебном курсе «Основы управления образовательными системами», могут быть люди, их образовательные потребности, мотивы их деятельности, знания, умения, реализуемые образовательные программы и Государственные образовательные стандарты, образовательные учреждения, управленческие функции и т.д. Следует отметить, что:
-любая система должна включать в себя не менее двух элементов;
- каждый из компонентов системы сам может являться системным объектом и иметь сложную структуру (например, образовательное учреждение, являясь компонентами муниципальной системы образования, в то же время само представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов);
-один из компонентов системы рассматривается как главный. Его именуют системообразующим компонентом. При удалении этого компонента из системы она разрушается. В рассматриваемых нами системах системообразующими компонентами могут выступать цели и различные виды деятельности, детерминированные целями (например, управленческая деятельность, образовательная деятельность и т.д.);
- различные системы отличаются друг от друга природой и свойствами компонентов (особенно системообразующих компонентов).
2. Целостность. Из какого бы числа компонентов не состояла система, в различных явлениях она выступает как нечто целое, обладающее четко выраженными свойствами (например, муниципальная система образования является целостным объектом по отношению к региональной системе образования и проявляет вполне определенные свойства, одним из которых является инновационность, т.е. открытость для внедрения образовательных новшеств; в то же время в структуре муниципальной системы образования существуют образовательные учреждения, которые не осуществляют инновационную деятельность).
3. Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы. Природа связей разнообразна. Ими могут выступать отношения, обмен деятельностями {например, между учеником и учителем), информационный обмен, кадровый обмен и т.д. Различные системы отличаются друг от друга природой связей между компонентами. Если связи ослабевают и в конце концов исчезают, система распадается на отдельные объекты (явления).
Приведем еще одно определение понятия «система», позволяющее существенно дополнить выделенные выше свойства (признаки) систем: система — это дифференцированная целостность взаимосвязанных компонентов со средой [63].
В этом определении содержится указание на дифференциацию систем. В зависимости от цели, природы компонентов и связей между ними системы могут быть биологическими (человеческий организм), техническими (автомобиль), химическими (периодическая система элементов Д.И.Менделеева), социальными (семья, коллектив работников, студенческая группа и т.д.). Управление как системный объект относится к социальным системам. Структура управления с позиций системного подхода будет рассмотрена в главе 2.
В настоящее время одним из видов социальных систем считаются педагогические системы, представляющие множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения [34]. Термины «педагогическая система», «педагогическая деятельность» и пр. в науке связаны с трансляцией освоенной человеком культуры другим людям.
Если при рассмотрении системного объекта указывается на его отнесенность к реализации совокупности целей обучения, развития и воспитания, то этот объект, в целом относящийся к педагогическим системам, может именоваться образовательной системой.
В современной образовательной практике педагогическое взаимодействие происходит в ситуациях, когда между учителем и учеником, руководителем и подчиненным осуществляется межсубъектный обмен знаниями, способами деятельности, ценностями, что ведет к обогащению опыта самореализации как учителя, так и ученика, как руководителя, так и подчиненного.
Компонентами любой педагогической (образовательной) системы могут быть: люди (учащиеся, учителя, родители, руководители образовательных учреждений); цели; принципы обучения и воспитания; различные педагогические средства достижения целей; условия, факторы, влияющие на процессы, которые происходят в системе и т.д.
Исходя из вышесказанного, термин «образовательная система» содержит указание на то, что данный вид системных объектов имеет отношение к педагогическим системам.
При использовании системного подхода в управлении образовательными системами необходимо рассматривать управленческие явления (проблемы, ситуации) в нескольких планах:
- в плане некоторой самостоятельной общности, обладающей определенными свойствами, присущими ей как целостному единичному объекту (например, такой целостной общностью является общеобразовательная школа);
- как части более широкой системы, которой она порождена и в которую она входит в качестве подсистемы (например, общеобразовательная школа является подсистемой муниципальной системы образования города);
- в плане взаимодействия с внешней средой, обусловливающего существование данной системы (см. раздел 1.2);
- в плане ролевой и содержательной значимости компонентов, составляющих данную систему (ролевая и содержательная значимость общеобразовательной школы обусловлена такими ее компонентами, как цель, миссия школы, коллектив: педагогический, ученический, родительский, технологический педагогический инструментарий, реализуемые образовательные программы и т.д.).
С позиций системного подхода любая организация (в нашем случае — это общеобразовательная школа. — СВ.) является открытой системой. Она взаимодействует с внешней средой, обменивается с ней энергией, информацией, материалами. Эффективность организации определяется не только ее системными качествами, но и условиями среды. Эти условия постоянно меняются, поэтому, чтобы оставаться эффективной, организация должна развиваться и приобретать новые качества. Изменения ее частей не должны осуществляться изолированно, они потребуют согласованных изменений и других частей.
Ранее подходы к управлению были обращены «внутрь управляемой организации». Системный же подход прежде всего рассматривает управляемую организацию как часть другой, внешней по отношению к этой организации, большей системы. Например, общеобразовательная школа как системный объект понимается как часть социума микрорайона, в котором она находится, или как часть муниципальной системы образования города, или как часть региональной, федеральной систем и т.д. Только затем с позиций системного подхода выделяется то, что определяет «поведение» системного объекта, его особенности.
При системном подходе к управлению в центре внимания оказывается процесс принятия решений. Решения принимаются на всех уровнях организации, в том числе и на уровне рядовых работников (они решают, работать или не работать в этой организации, какие усилия прикладывать, как строить отношения с коллегами и администрацией и т.д.).
Таким образом, организация представляется как совокупность центров принятия решений, связанных между собой каналами коммуникации. Важно, чтобы на каждом уровне организации принимались решения, соответствующие ее интересам и скоординированные между собой [73].
В качестве структурных (составных) компонентов системы чаще всего выделяют: цели, задачи, стратегию, структуру, ресурсы, технологию и людей. Как было уже сказано выше, системообразующим компонентом и интегрирующим фактором системы обычно признаются цели. От их характера зависят используемые педагогические технологии, образовательные программы и другие компоненты. В свою очередь цели не могут ставиться произвольно, они также зависят от свойств других компонентов. Например, цели должны обеспечиваться имеющейся педагогической технологией — к примеру, технологиями развивающего обучения. Чтобы достигнуть других целей, нужно изменить технологию.
Практика показывает, что при реализации системного подхода в управлении необходимо осуществить:
- анализ цели управленческой деятельности как системного объекта;
-определение назначения создаваемой системы управления по отношению к другим системам (внешним или более высокого порядка) и ее места в системе профессиональной деятельности, осуществляемой в изучаемом объекте;
- выявление ее структуры и протекание в ней процессов;
- определение критериев эффективности создаваемой системы;
- раскрытие методов и прогнозов развития (в этом плане системный подход должен отождествляться с проектированием).
Построить систему управления — значит сформулировать цель управленческой деятельности, выделить совокупность элементов системы и установить характер связей между ними, которые позволяют реализовать управленческие действия в достижении поставленной цели.