Основы взаимодействия педагогических и информационных технологий
Активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение информационных технологий в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые.
Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п.
Направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования можно разделить на следующие группы:
1. Использование возможностей глобальной информационной сети, проникновение методов и способов работы в сети в технологии обучения.
2. Новые формы предъявления знаний: интерактивные, мультимедийные, индивидуальные.
3. Обеспечение равнодоступности и открытости мировых знаний.
4. Использование возможностей семантических систем и систем искусственного интеллекта.
Цели и задачи использования информационно-коммуникационных технологий в образовании определяются, в первую очередь, государственными целевыми программами. Целью этих программ является создание и развитие единой образовательной среды, обеспечивающей единство образовательного пространства на всей территории страны; повышение качества образования во всех регионах России; сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий; создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.
Развитие информационно-коммуникационных технологий для их эффективного внедрения в систему образования предполагает целый ряд мероприятий:
- разработка и утверждение требований к электронным средствам поддержки и развития учебного процесса;
- создание электронных библиотек как средств накопления и распространения информационных и методических ресурсов;
- реализация проектов по созданию системы общеобразовательных и специализированных порталов;
- разработка и тиражирование электронных учебных материалов;
- создание корпоративных информационных систем;
- создание системы сетевого тестового контроля;
- организация дистанционного обучения.
Педагогические технологии являются одним из главных элементов системы образования, так как они непосредственно направлены на достижение его главных целей: обучения и воспитания. Информационно-коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют возможности передачи знаний и методы обучения. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии не только совершенствуют существующие педагогические технологии, но и создают новые.
Под педагогическими технологиями понимают целенаправленное, последовательное описание деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных дидактических целей. При определении их взаимодействия с информационными технологиями необходимо учитывать две основные составляющие этого взаимодействия:
1. Использование информационных технологий как средства информационной поддержки образовательных технологий.
2. Формирование новых образовательных технологий на основе методических и дидактических свойств информационных и коммуникационных технологий.
Такое сочетание обусловлено наличием ряда специфических возможностей информационных технологий, которые позволяют расширять технологии обучения. К ним можно отнести:
- новые возможности познания окружающего мира;
- доступ к мировым информационным ресурсам;
- автоматизация управления учебно-воспитательным процессом;
- новые возможности в системе контроля, оценки и мониторинга учебных достижений;
- новые возможности при разработке материалов учебного, методического и дидактического назначения;
- разработка педагогических программных средств;
- использование средств мультимедиа и гипермедиа;
- интерактивные технологии;
- новые возможности в поиске, отборе и формировании информации;
- реализация методов искусственного интеллекта;
- реализация социальных сервисов;
- возможность создания семантического учебного пространства;
- дистанционное обучение, как в группе, так и индивидуально;
- приобретение знаний в совместной работе и др.
Таким образом, исходя из специфических возможностей информационных технологий и особенностей самого образовательного процесса, взаимодействие информационных и педагогических технологий можно представить как встречный процесс. Основу этого процесса составляют цели образования и особенности его информатизации. Главным результатом являются новые информационно-образовательные технологии, которые реализуются с помощью современных средств и методов на основе реализации дидактических принципов образования (электронные образовательные ресурсы в конкретных образовательных средах).