Текстологический анализ «Илиады» Гомера
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Раздел 1. Древнегреческая литература
Практическое занятие № 1
Тема: Фольклорный период. Античная мифология
Цель: закрепить знание студентов о сущности мифа, сформировать систему знаний по античной мифологии, рассмотреть и проанализировать основные мифологические сюжеты, которые являются классикой мирового искусства.
Вопросы для обсуждения
1. Миф и его особенности. Миф и ритуал, миф и легенда, миф и сказка. Особенности мифологического сознания.
2. Пантеон древнегреческих богов: Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Гестия, Арес, Гефест, Афродита, Эрот, Афина, Аполлон, Артемида, Гермес, Дионис, Господин (характеристика и основные мифологические сюжеты).
3. Древнегреческие герои и их подвиги (Прометей, Персей, Сизиф, Геракл, Тезей, Ясон, Ахиллес).
4. Основные категории греческой мифологии и литературы, их художественное воплощение: хубрис, ананхе, философия «золотой середины».
Практическое задание
1. Прочитать мифы древней Греции (любое издание).
2. По ЛЭС установите происхождение и сущность понятий: «миф», «ритуал», «мифологическое мышление», «синкретизм мышления».
Основная литература
1. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века : учеб. / Б.А. Гиленсон. – М. : ЮРАЙТ, 2014. – 904 с.
Дополнительная литература
1. Анпеткова-Шарова, Г.Г. Античная литература: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров; Под ред. В.С. Дурова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2005. – 480 с.
2. Гиленсон, Б.А. История античной литературы: Учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: В 2 кн. – Кн. 2. Древний Рим / Б.А. Гиленсон. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с.
3. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. – Ч. 1. А-Л / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. – 476 с.
4. Лосев, А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы / под ред. А.А. Тахо-Годи / А.Ф. Лосев. – М.: ЧеРо; Мн.: ООО «Асар», 2001. – 543 с.
5. Самарин, Р.М. Зарубежная литература / Р.М. Самарин. – М.: Высш. шк., 1991. – 368 с.
6. Тронский, И.М. История античной литературы (любое издание) // http://centant.spbu.ru/sno/lib/tron/index.htm
7. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с.
Практическое занятие № 2
Тема: Героический эпос Гомера
Цель: освоение специфики эпического рода словесного творчества, его жанрового воплощения; закрепление на практике навыков работы с текстами поэм Гомера, умения анализировать их художественные особенности.
Вопросы для обсуждения
1. Гомер. «Илиада» и «Одиссея». Исторические и мифологические истоки гомеровского эпоса.
2. «Илиада» как военно-героическая история о Троянской войне.
3. «Одиссея» как сказочно бытовая поэма (транспозиции, композиция).
4. Особенности эпического стиля (ретардация, отступления, сравнения, эпитеты, гексаметр).
5. «Гомеровский вопрос». Синтез разных подходов в современной интерпретации поэм.
Дополнительные задания
1. Выписать из текста поэмы «Илиада» цитаты с описанием героев: Ахила, Гектора, Приама, Париса, Агамемнона, Минелая, Аякса, Диомеда, Нестора; женских образов: Елены, Андромахи, Гекубы. Выявить постоянные эпитеты.
2. Выписать из текста поэмы цитаты, характеризующие Одиссея, Телемаха, Пенелопу.
3. Творческое задание: построить схему эпических жанров и разработать их «диалог» о своем значении.
Текстологический анализ «Илиады» Гомера
(эпическая поэтика)
План анализа произведения Гомера
1. Как связано содержание песни с главной темой. Каково её место в композиции всей поэмы?
2. Как отражается реальность (мировосприятие древних греков, общественные отношения, этические и религиозные нормы, картины быта)?
3. Как раскрываются характеры (индивидуальные и типические черты героя, особенности психологизма)?
4. Антропоморфизм и бурлеск в изображении богов.
5. Какие признаки фольклорности есть в песне (повторы, общие места, постоянные эпитеты и прочее)?
6. Какие примеры гомеровского стиля можно увидеть в песне (объективность, незаинтересованность, ретардация, архаизация, гиперболизация, монументализм, возвышенная лексика)?
7. Определите художественную функцию сравнений (1-2 примера).
Основная литература
1. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века : учеб. / Б.А. Гиленсон. – М. : ЮРАЙТ, 2014. – 904 с.
Дополнительная литература
1. Анпеткова-Шарова, Г.Г. Античная литература: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров; Под ред. В.С. Дурова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2005. – 480 с.
2. Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов: В 2 кн. Кн. 2. Древний Рим / Б.А. Гиленсон. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 384 с.
3. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. – Ч. 1. А-Л / под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. – 476 с.
4. Лосев, А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы / под ред. А.А. Тахо-Годи / А.Ф. Лосев. – М.: ЧеРо; Мн.: ООО «Асар», 2001. – 543 с.
5. Самарин, Р.М. Зарубежная литература / Р.М. Самарин. – М.: Высш. шк., 1991. – 368 с.
6. Тронский, И.М. История античной литературы (любое издание) // http://centant.spbu.ru/sno/lib/tron/index.htm
7. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с.
Практическое занятие № 3