Методические рекомендации по разработке социально- психологической карты семьи
Для оказания социально-психологической помощи семье следует разработать Социально-психологическую карту семьи, выделив следующие критерии:
1. Тип семейного неблагополучия (градация нарушения адаптации семьи)
а) отчуждение от определенных пространств жизни;
б) сужение сферы деятельности или общения:
в) отчужденность от внешнего мира.
2. Этапы развития семьи.
3. Анализ структуры семьи.
4. Повторяющиеся стереотипы и типичные стереотипы.
5. Взаимоотношения в семье.
6. Особенности образа мира и семейные мифы.
Материалы для изучения и анализа особенностей семейного воспитания
Изучение семьи позволяет социальному работнику познакомиться ближе с детьми, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с другом, семейные традиции, умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно с целями воспитания и возраста ребенка).
Методы работы с родителями: беседы, наблюдения за семьей, беседы с представителями общественности, интервью, анкетирование, метод обобщения независимых характеристик, естественный эксперимент.
Анкета для родителей 1
Вопросы | Ответы |
1. Ф.И.О. ребенка | |
2. Соблюдает ли ребенок режим дня? | Да. Нет. Не всегда |
3. Сколько времени уходит на подготовку домашнего задания? | 1 час. 1 час 30 минут. 2 часа и более |
4. Какие предметы вызывают затруднения? | |
5. В каких условиях выполняется домашнее задание? | 1. Ребенок занимается за своим рабочим столом (да, нет, не всегда) 2. Работает в полной тишине 3. Делает задание и одновременно смотрит телевизор, слушает радио .. |
6. Как вы контролируете, проверяете выполнение домашнего задания? | |
7. Когда ребенок задает вопросы, Вы... | 1. Стараетесь ответить на них (да, нет, не задумывались) 2. Пытаетесь найти ответ вместе с ребенком 3. Другой вариант ответа: |
8. Как Вы думаете, какие учебные предметы особенно интересуют Вашего ребенка? | |
9. Любит ли читать Ваш ребенок? | Да. Нет |
10. Какие книги читает Ваш ребенок? Назовите эти книги. | 1. По списку учителя 2. По совету старших 3. По собственному желанию |
11. Чем интересуется Ваш ребенок? | 1. Занимается спортом 2. Занимается музыкой 3. Конструирует 4. Другое |
12. Какие секции, кружки посещает Ваш ребенок? |
Рекомендуемая литература:
1. Беззубик, К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы : учебное пособие / К.В. Беззубик; под ред. Е.А. Сигиды. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 168 с.
2. Семья в психологической консультации. М., 1994.
3. Социальная работа с семьей // Настольная книга специалиста. М., 1996.
4. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики.: Учеб. пособие. М., Академия, 2002.
Задание 3. Определение эмоциональных состояний по внешности и поведению клиента
Цель. Развитие наблюдательности у студентов.
Задача. Определить эмоции, чувства, состояния клиента
Ход выполнения задания. Выбрав одного клиента, желательно тех, с кем работали, выполняя задание № 1, необходимо проводить последовательные наблюдения с интервалом в 5-7 минут. Студенты могут делать зарисовки, обращая внимание на зоны:
Ø зона лоб – брови: сведение опущение бровей, поднятие бровей;
Ø зона глаз: увеличение – уменьшение глазной щели, поднятие верхнего века, понижение тонуса верхнего века, характер взгляда (зрительные оси пересекаются на самом предмете или сходятся за его пределами), направление взгляда, его напряженность;
Ø зона от основания носа до подбородка: изменения углов рта (оттянуты – опущены), тонус рта, размер ротовой щели;
Ø зона головы: лицевая обращенность к предмету (увеличение – уменьшение, полная – неполная), изменения положения головы по горизонтали (влево – вправо), по вертикали (поднята опущена), способы фиксации головы через опору на руку;
Ø зона шеи: изменения тонуса шеи (связаны с положением головы по вертикали и горизонтали, с наличием или отсутствием опор);
Ø зона туловища: изменения положения туловища по отношению к предмету в относительной и фиксированной системе координат;
Ø зона рук: тонус левой и правой руки (кисть сжата, растопырена, непроизвольный контакт с партой, другими предметами), движения, являющиеся средствами самовоздейтвия, самостимуляции (автоконтакты кистей рук, автоконтакты руки с другими частями тела);
Ø зона ног: изменения тонуса ног, смена позиции ног.
По результатам наблюдений необходимо ответить на вопросы:
Каково состояние, эмоции человека и каковы возможные причины этого?
Протокол наблюдений:
Дата _________
ФИО наблюдаемого _______________________________
Место прове-дения | Промежуток времени | Зарисовка мимики, позы | Эмоции | Чувства | Состояния | Причины |
Форма отчета: записи, подтвержденные рисунками, в дневнике по практике.
производственная практика
Цель производственной практики — овладение формами и методами работы специалиста, приобретение навыков и профессиональных знаний, необходимых для работы, научиться проводить научно-исследовательскую работу в области социальной работы.
Задачи:
- рассмотреть сущность и основные характеристики технологического процесса социального учреждения;
- изучить виды социальных технологий, используемых в практической деятельности по оказанию помощи населению;
- ознакомиться с технологиями разрешения проблем клиентов данным учреждением;
- рассмотреть основные виды социального инструментария, используемого социальным учреждением в своей деятельности;
- проанализировать цели и задачи деятельности конкретного социального учреждения.