III. Работа по теме урока.
– А вот наш друг Незнайка. Что-то он сегодня сердитый.
СЕРДИТЫЙ ДЕНЬ
Дела мои весьма плохи:
Не получаются стихи.
Я все по комнате хожу
И все на улицу гляжу.
И небо сердито, и ветер сердит,
Сердитый старик на скамейке сидит.
Э. Успенский
– Ребята, хотите развеселить Незнайку и попробовать себя в образе Незнайки и других коротышек?
1. Речевая разминка.
Дети выполняют упражнения на дыхание, для губ, для языка.
Заборчик.
Зубы ровно мы смыкаем
и заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы –
посчитаем наши зубы.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
Трубочка.
Мои губы – трубочка,
превратились в дудочку.
Ду-ду-ду.
Лопатка.
Язык лопаткой положи
и спокойно подержи.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
Язык можно убирать.
Иголочка.
Язык в иголку превращаю.
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну
до пяти считать начну.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
Иголку я могу держать.
Грибок.
На лесной опушке,
где жила кукушка,
вырос гриб волнушка.
А Незнайка в лес пошел
и большой грибок нашел.
Вот и нет волнушки
на лесной опушке.
Барабанщик.
Наш Незнайка очень занят –
д-д-д-д-д.
Барабанщик барабанит –
д-д-д-д-д.
Учись играть на барабане –
д-д-д-д-д.
Твой язык послушным станет –
д-д-д-д-д.
– Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выполнить остальные задачи, а именно: выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.
– После разминки побываем с вами в театре. Артисты сегодня у нас необычные, – вы. Представьте себя артистами детского театра.
Физкультминутка
– Актер должен уметь перевоплощаться, изображать не только людей, но и другие предметы.
Я буду называть слова, вы – изображать в пантомиме то, что они означают. Например, жираф, стул и др.
– Какую роль в спектакле про Незнайку вы хотели бы сыграть?
2. Объявление темы и целей урока.
– Сегодня вам представится такая возможность, так как мы прочитаем по ролям эту сказку Н. Носова.
3. Подготовительная работа.
– Просмотрите текст сказки. Какие роли будут в нашем спектакле? (Роли Автора, Незнайки, Знайки, Торопыжки.)
– Обратите внимание на последнюю часть сказки: «Довольно! – закричали все…» Кто это «все» и кто будет читать эти слова в нашем спектакле? (Это другие человечки, например, Авоськин и Небоськин. Они должны наперебой читать через предложение.)
– Давайте разметим этот отрывок для чтения. Какие слова автора можно не читать и почему?
Можно пропустить короткие авторские замечания, которые разрывают слова одного героя. Пропустить комментарии автора: закричали, сказал, мы должны голосом, интонацией передать то, что хочет сказать автор. Это слова для актеров. Возьмите в скобки карандашом те слова, которые мы читать не будем. (Обсуждается каждая строчка – что читать, а что не читать.)
– Теперь давайте потренируемся.
4. Пробное чтение отрывка.
5. Творческая работа.
Чтение по ролям(коммуникативные УУД).
Дети выбирают костюмы в соответствии с выбранной ролью.
6. Обсуждение игры актеров.
– Понравилось ли вам, как читали и играли ребята?
– Какие актерские находки были самыми интересными?
– Что лучше всего удалось нашим актерам?
7. Самостоятельная работа по тетради (с. 21, № 5).
– Что вы узнали о герое стихотворения? (Он фантазер, любознательный и т. п.)
– Что хотел узнать герой? (Что у облака внутри? Что у солнышка внутри?)
– Можно ли утверждать, что герой стихотворения смотрит на мир необычно, не так, как другие?
– Кто из жителей Цветочного города похож на героя стихотворения? (Свободные высказывания детей.)
IV. Итог урока.
Регулятивные УУД:контрольный итог деятельности.
– Нам пора прощаться с коротышками из Цветочного города.
– Чему мы научились, побывав у них в гостях? Что узнали?
– Что такое рифма?
– Только ли рифма делает стихи стихами?
Творческое задание. Игра «Допиши две строчки».
Слово, слово, снова слово –
И двустишие готово.
Давайте попробуем сами сочинить стихи. Добавьте к стихотворным строкам две строчки, чтобы получилось смешное четверостишие:
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа. И вот…
Урок 15
ШУТОЧНЫЕ СТИХИ.
И. ПИВОВАРОВА, Э. УСПЕНСКИЙ, А. ДМИТРИЕВ
Страницы: (учебник) 32–33; (тетрадь) 22, № 1–3.
Цель деятельности педагога:создать условия для формирования умения определять основную мысль текста, жанр произведения; для ознакомления учащихся с шуточными стихотворениями И. Пивоваровой, Э. Успенского, А. Дмитриева; способствовать развитию чувства юмора, выразительности речи, интонации, воображения.
Планируемые результаты: личностные УУД:способны откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев шуточных стихотворений; метапредметные УУД: регулятивные – осуществляют первоначальный контроль своих действий; познавательные – работают с учебником, ориентируются в нем с помощью значков; коммуникативные – принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения, находить рифмующиеся слова в тексте стихотворения, читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование.
Образовательные ресурсы: карточки-слоги.
Сценарий урока